Конспект занятия на тему «Работа над репертуаром»
Авторы: Доронина Ирина Васильевна, Терехова Наталия Николаевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (37) февраль 2022 г.
Дата публикации: 02.02.2022
Статья просмотрена: 105 раз
Библиографическое описание:
Доронина, И. В. Конспект занятия на тему «Работа над репертуаром» / И. В. Доронина, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 1 (37). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/215/7066/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: педагог, ответ обучающегося, произведение, левая рука, обучающийся, домашнее задание, ритмическая ровность, характер произведения, музыка.
Занятие проводилось в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Мир звуков и гармонии» (автор — Исаева Т. Н.), целью которой является формирование музыкальной культуры обучающихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности.
Программа по обучению игре на фортепиано «Мир звуков и гармонии» предусматривает не только усвоение практических инструментальных навыков, но и обеспечивает общее музыкальное воспитание обучающегося, приобщая его к музыке, формируя его интерес к музыкальному искусству, развивая его творческие способности, расширяя уровень музыкальной эрудиции. Ознакомиться с программой можно на сайте «Навигатор дополнительного образования Оренбургской области» (https://dop.edu.orb.ru).
Цель занятия — закрепить у обучающегося навыки самостоятельного анализа разучиваемого произведения для совершенствования техники исполнения.
Задачи занятия:
— образовательные: обобщить имеющиеся знания штрихов; добиться ритмической ровности в исполнении конкретных произведений; научить правильно применять в пьесах педаль инструмента; подобрать удобную аппликатуру;
— развивающие: развивать игровые навыки; научить использовать артикуляцию, добиваясь музыкальной выразительности; развивать мелодический слух; развивать образное мышление; развивать самостоятельность в работе;
— воспитательные: мотивировать к поиску интересных и активных форм работы над выразительным исполнением произведений; прививать художественный вкус и любовь к музыке; воспитывать понимание значения сохранения здоровья при занятиях на фортепиано.
Возраст обучающегося — 11 лет, четвертый год обучения по программе.
Форма организации занятия — индивидуальное занятие.
Тип занятия — практическое занятие.
Материалы и оборудование: фортепиано, нотная литература, портреты композиторов, ноутбук.
Ноты музыкальных произведений: гамма Е-dur, арпеджио (короткие, длинные); аккорды, главные трезвучия лада Т-S-D-Т; Бах И. С. «Фантазия», Констан М. «Ослик», Аарон З. «Брызги прибоя».
Ход занятия
- Организационный этап.
Приветствие, сообщение педагогом темы занятия, постановка учебной задачи.
2. Основная часть.
Выполнение гимнастики, которая направлена на освобождение тела обучающегося от зажимов (упражнения для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса). Гимнастика способствует развитию активности пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Педагог показывает обучающемуся гаммы Е-dur — гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды полнозвучные, проигрываются все звуки, преодоление зажатости, правильная аппликатура, хроматическая гамма, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая, основные трезвучия лада Т-S-D-T.
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на количество знаков при ключе, на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука должна быть свободная, пальцы ставятся на подушечку, не выпрямляются при игре. В арпеджио важна правильно выученная аппликатура, плавное движение кисти от первого к пятому пальцу. При игре аккордов пальцы упругие, рука свободная, от плеча. Необходимо исполнить аккорды плотным звуком, чтобы прозвучали все звуки [3].
Педагог: «Разминка прошла успешно, ты хорошо потрудился. Первое произведение, над которым мы сегодня будем работать — это «Фантазия» немецкого композитора и музыканта Карла Филиппа Эмануэля Баха (1714–1788). Карл Филипп Эмануэль Бах был вторым из пяти сыновей Иоганна Себастьяна Баха. Он писал музыку для клавира. Для этого инструмента композитор сочинил около 200 сонат и других произведений. Во второй половине XVIII века Карл Филипп Эмануэль был очень известен, причём известен гораздо больше своего отца. Именно его музыка оказала влияние на венских классиков: Фердинанда Гайдна и Людвига ван Бетховена, выражавших его гению «искреннее восхищение и уважение [2]».
Педагог приглашает обучающегося к доске: рассмотреть изображения клавира и портреты Карла Филиппа Эмануэля и Иоганна Себастьяна Баха, а также предлагает послушать аудиозапись «Фантазии» К.Ф. Э. Баха.
Педагог: «Тебе понравилось произведение? Какой характер у произведения? Что ты почувствовал? Характер произведения помогает выразить артикуляция, то есть штрихи. С какими штрихами ты уже знаком? (Ответ обучающегося: legato, staccato, non legato, marcato, tenuto). Здесь очень важен штрих legato. Именно он способствует тому, чтобы мы почувствовали характер пьесы — плавный, глубокий, грустный и вовсе не «тяжеловесный». А теперь, если ты видишь, незнакомая тебе ритмическая группа. Раньше мы с ней не встречались. Это «триоль» — от слова «три». Три одинаковые по длительности ноты идут на один счёт. Давай теперь проиграем со счётом вслух».
Работа над текстом, игра отдельно каждой рукой (выявление причин остановок и разных темпов). Педагогом подчеркивается важность аппликатуры, поскольку удачная аппликатура является залогом успешного исполнения. При подвижном темпе она помогает не терять темп пьесы. Обучающийся, совместно с педагогом, уточняет артикуляцию, то есть штрихи, приёмы исполнения. Здесь важным является иллюстрационный показ педагога, чтобы показать логические акценты, которые затем обучающийся опробует на практике, попытается найти свои позиции в игре [1].
Педагог:«Произведение не имеет сложных ритмических моментов, но при его исполнении нужно выдержать единый темп, без замедлений. Legato позволяет делать мелодию непрерывной, как единое целое, без пауз и остановок».
Когда будут отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях, то можно аккуратно собрать всё произведение в одно целое, проиграв его от начала до конца в среднем темпе. А затем и чуть подвижно, в указанном автором темпе. В результате анализа, обучающийся сам сможет сформулировать для себя домашнее задание.
Педагог: «Второе произведение, над которым мы сегодня поработаем — это «Ослик» французского композитора и дирижёраКонстана Мариюса (1925–2004). Это программное произведение. Программу нам даёт композитор. О чём говорится в произведении? Где заключена программа пьесы, как ты думаешь? Каков характер произведения? (Ответ обучающегося). Я сейчас тебе проиллюстрирую, а ты послушай»
Педагог проигрывает пьесу.
Педагог: «А теперь давай пьесу разделим на части. Как бы ты озаглавил каждую? (Ответ обучающегося). Здесь также важна ритмическая ровность. Давай разберём правую руку, затем левую. В ритме и размере здесь нет ничего нового. Нужно считать вслух и брать верную аппликатуру. Штрихи здесь тоже важны.
Обучающийся разбирает первую часть произведения.
Педагог: «Что такое динамические оттенки? Назови их. (Ответ обучающегося). Молодец, ты их все помнишь. Есть ли здесь изменение в динамике? Правильно, во второй части. Эмоционально она более спокойна за счёт крупных длительностей и оттенка пиано. А теперь проиграем левую руку отдельно. Здесь есть сложность в аппликатуре. Просчитаем эту часть вслух и проконтролируем с темпом предыдущей части, чтобы не было ускорения. Старайся играть легко. А теперь, мы все части соберем воедино, старайся играть легко, ведь ты должен представлять маленького ослика, которого задумал композитор».
Педагог: «Предлагаю немного отдохнуть и размяться. Сделаем несколько физических упражнений на расслабление мышц спины, плеч и рук, и вновь примемся за работу».
Педагог: «Наше третье на сегодня произведение, с которым мы поработаем — это «Брызги прибоя» американского композитора, аранжировщика, автора песен и музыки к кинофильмам, музыканта и дирижёра Аарона Зигмана». Его музыка отличается мелодичностью, плавностью и романтичностью».
Педагог исполняет пьесу.
Педагог: «Проанализируем форму произведения. Что ты думаешь? Правильно, двухчастная: вторая часть полностью повторяет первую. В мелодии преобладает чередование арпеджио, изящные взлёты и лёгкие переносы рук, «перекрещивания», нужно это делать правильно: левая рука над правой. Какие штрихи здесь преобладают? (Ответ обучающегося: legato). Подчёркнутая нота — это tenuto, который мы с тобой изучали раньше. Он обозначает, что звук нужно «оттянуть», подчеркнуть его. Этот штрих подчёркивает, акцентирует в основном, верхние ноты или нижние и придаёт мелодии особенную выразительность. А теперь новое. Раньше мы только знакомились с устройством инструмента: и говорили о том, что кроме всего прочего, у него есть педали. Сегодня мы попробуем применять одну из них — правую, в произведении. Взятие педали и её снятие изображается определёнными значками под партией левой руки. Педаль бывает в такт и «запаздывающая». Она очень важна в пьесе, поскольку здесь гибкая, развитая мелодическая линия, которая не должна прерываться. Педаль позволяет нам удлинять звук и дать возможность переносить руки. Давай поработаем над педалью».
Обучающийся пробует педаль.
Педагог: «Здесь важна ритмическая устойчивость. Какой здесь размер? Правильно, 6/8. Счёт ведётся без «и», на раз-два-три. Не нужно ускорять при вступлении правой руки, нужно наметить сильные доли, то есть акценты, чуть выделяя первую ноту. Давай попробуем ровно, с педалью. Молодец, ты справился со своей задачей. А сейчас, потренируем твою зрительную память. Наблюдай, что я играю, и в точности повторяй за мной. В мелодии несколько частей, запоминай их последовательность и ритм. Он необычный и называется «пунктирный» ритм, основан на продлении одной ноты и короткой второй. Посмотри схему на доске. А теперь повторим всё произведение от начала до конца. Молодец, ты хорошо справился с заданием».
Педагог формулирует домашнее задание.
3. Заключительная часть.
Педагог предлагает обучающему обсудить, что у него сегодня получилось хорошо, и с чем были трудности. Зазвучали ли произведения интереснее с правильным использованием динамики, педалью и артикуляции?
Педагог: «Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе даю это задание на дом для закрепления. Выполняя регулярно занимаясь дома, ты будешь чувствовать себя за инструментом более уверенно и свободно. А произведения будут звучать интересно, технически верно и грамотно».
Литература:
- Бах, Карл Филипп Эммануил. — Текст: электронный // Свободная энциклопедия «ВикипедиЯ»: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %91 %D0 %B0 %D1 %85,_ %D0 %9A %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BB_ %D0 %A4 %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %B8 %D0 %BF %D0 %BF_ %D0 %AD %D0 %BC %D0 %BC %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %83 %D0 %B8 %D0 %BB (дата обращения: 31.01.2022).
- Кучерова, Ю. А. Открытый урок на тему «Проблема развития исполнительских навыков посредством упражнений как условие реализации творческих замыслов учащихся в исполнительской деятельности» / Ю. А. Кучерова. — Текст: электронный // Ведущий образовательный портал России «ИНФОУРОК»: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/otkrytyj-urok-na-temu-problema-razvitiya-ispolnitelskih-navykov-posredstvom-uprazhnenij-kak-uslovie-realizacii-tvorcheskih-zamys-5054094.html (дата обращения: 31.01.2022).
- Старцева, А. В. Открытый урок в третьем классе по специальности «Фортепиано» / А. В. Старцева. — Текст: электронный // Образовательный портал PRODLENKA: [сайт]. — URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/primer_analiza_zanyatiya_181231.html (дата обращения: 31.01.2022).