Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР «Пойми меня»
Автор: Новикова Анжелика Александровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 07.02.2022
Статья просмотрена: 507 раз
Библиографическое описание:
Новикова, А. А. Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР «Пойми меня» / А. А. Новикова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7053/ (дата обращения: 16.11.2024).
Пояснительная записка
Рабочая программа «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» составлена для детей младшего школьного возраста с ТМНР с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Минобрнауки Российской Федерации от 19.12 2014г. № 1599;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 “Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья”.
Коммуникация и общение — неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
Выделяется три группы детей с ТМНР по уровню сформированности речи:
- Группа с отсутствием общеупотребительной речи — «неговорящие».
- Группа с высказыванием на уровне отдельных слов.
- Группа с высказыванием на уровне фразы.
Все три группы детей объединяет ограниченное восприятие обращенной к ним речи извне и ее ситуативное понимание. Такое состояние речи в большей или меньшей степени сохраняется на протяжении всей жизни, что говорит о стойкости речевых нарушений.
Нарушение речи детей с ТМНР имеет системный характер, затрагивает все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. В общей структуре речевого недоразвития на первый план выступает ее коммуникативная сторона. Речь практически не включается в процесс деятельности, не выступает средством общения при взаимодействии как со сверстниками, так и с взрослыми, что препятствует установлению социальных связей у данной категории детей, снижает потребности их социальной адаптации.
В связи с этим, обучение детей с ТМНР коммуникации должно включать целенаправленную коррекционно-развивающую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, если такие имеются, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Актуальность рабочей программы «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» «Пойми меня» состоит в том, что у детей с ТМНР не происходит существенных изменений в состоянии коммуникационной сферы вне специально организованной деятельности.
Цель программы: накопление, уточнение и активизация средств альтернативной коммуникации (жесты, изображения) детей с МНР.
Задачи:
1.Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности.
2.Формирование понимания невербальных компонентов коммуникации (жесты, символы).
3.Формирование первоначальных коммуникативных умений: установление, поддержание и завершение контакта.
4.Формирование способности понимания простых слов, слов, обозначающих предмет, действия предмета, простых предложений.
5.Выработка вокализации, отдельных звуков и звукоподражаний (по возможности ребенка).
6.Формирование умения использовать изображения для обозначения действия.
7.Формирование понимания речи на бытовом уровне.
- Содержание коррекционно-развивающего курса
В структуру коррекционно-развивающего курса «Альтернативная коммуникация» входит 3 раздела:
- «Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности»;
- «Развитие понимания речи»;
- «Накопление, уточнение и активизация средств невербальной коммуникации», которые тесно связаны между собою.
Работа по данным разделам осуществляется параллельно.
- «Формирование когнитивно-поведенческих предпосылок коммуникативной деятельности»:
– научить протягивать руку для приветствия по подражанию, приветствовать собеседника по подражанию (жестом — пожать руку), дать возможность научиться самому (самостоятельно) приветствовать собеседника;
– научить прощаться с собеседником по подражанию (жестом — махание кистью руки), дать возможность научиться самому (самостоятельно) прощаться с собеседником с помощью жеста;
– научить выражать свои желания жестом с помощью педагога, дать возможность научиться выражать свои желания жестом без помощи педагога.
- «Развитие понимания речи»:
– научить понимать слова «дай», «на»; показывать жестом, на картинках, на слух
– — научить понимать слова, обозначающие бытовые предметы посуды: «кружка», «тарелка», «ложка» на реальных предметах, картинках, и на слух;
– научить понимать слова, обозначающие предметы мебели: «стул», «стол», «кровать» на реальных предметах, картинках, и на слух;
– научить понимать слова, обозначающие предметы одежды: «носки», «футболка», «колготы», «платье» и др. на реальных предметах, картинках, и на слух;
– научить понимать слова, обозначающие игрушки: «мяч», «кукла», «пирамидка» на реальных предметах, картинках, и на слух;
– научить понимать слова, обозначающие действия предмета: «пить», «есть», «играть», «рисовать», «спать», «сидеть», «стоять», «идти» на примере окружающих предметов, на картинках, и на слух.
- «Накопление, уточнение и активизация невербальных средств коммуникации»:
– научить наблюдать за действиями взрослого;
– научить повторять за взрослым жест приветствия и прощания; жесты «дай», «на», пить», «есть», «играть», «рисовать», «спать», «сидеть», «стоять», «идти».
– научить проявлять эмоционально-двигательную реакцию;
– научить выполнять элементарные манипулятивные действия с игрушками;
– научить фиксировать взгляд на выполнении задания от начала до конца;
– научить показывать на предмет с помощью указательного жеста по просьбе взрослого.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Альтернативная коммуникация для детей с ТМНР» имеет методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
– принцип сотрудничества с семьей — признание семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество;
– принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути);
– принцип поэтапного формирования умственных действий;
– принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития»;
– принцип системности — рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
– принцип реалистичности– учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
– принцип индивидуально-дифференцированного подхода — изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
– принцип непрерывности — обеспечения, проведение коррекционно-развивающей работы на всем протяжении обучения с учетом изменений в их личности;
Формы организации учебного процесса
Рабочая программа предусматривает индивидуальную форму проведения коррекционно-развивающего занятия воспитателем группы по 1–2 занятию в неделю, от 15 до 20 минут, в зависимости от возможностей ребенка. Занятия проводятся в соответствии с режимом дня и с учетом индивидуального маршрута ребенка. Формирование и закрепление, а также отработка полученных навыков у ребенка осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в учреждении.
Основные направления коррекционно-развивающей работы:
№ |
Комплекс мероприятий |
Сроки реализации |
Выполнение, результаты |
1. |
Диагностическое направление: 1. Диагностика речевых умений и навыков: — изучение импрессивной речи (понимания речи); — изучение неречевой функции (определение особенностей сенсомоторного развития, способности к целенаправленной деятельности, развития свойств внимания; самостоятельное говорение (насколько это возможно); — изучение невербальных компонентов коммуникации. 2. Анализ результатов диагностики, выбор направления работы. 3. Итоговая диагностика. |
Сентябрь Май Май |
Результаты диагностического исследования |
2. |
Коррекционно-развивающее направление: 1. На основе результатов диагностики: составление индивидуальной программы развития ребенка. 2. Составление календарно-тематического планирования коррекционно-развивающих занятий. 3. Проведение коррекционно-развивающих индивидуальных занятий 4. Коррекционная работа по запросу родителей и педагогов. |
Сентябрь В течение года В соответствии с индивидуальным маршрутом ребенка. В течение года По запросу |
Индивидуальная программа развития ребёнка Составление индивидуального словаря ребёнка |
3. |
1. Консультационно-профилактическое направление: 1. Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических коммуникативных потребностях ребенка, по итогам диагностики. 2. Повышение осведомленности специалистов, работающих с ребенком об особенностях развития и специфических коммуникативных потребностях ребенка, по итогам диагностики. 3. Консультирование родителей — Теоретические основы применения альтернативной коммуникации в работе с детьми с ТМНР. Виды, формы и средства альтернативной коммуникации с детьми с ТМНР. — Формирование альтернативной коммуникации у детей с ТМНР в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка. 4. Консультирование специалистов, входящих в коррекционно-развивающий процесс — Единство формирования альтернативной коммуникации у детей с ТМНР в соответствии с индивидуальной программой развития ребенка. |
Сентябрь Май Сентябрь Май В течении года Октябрь 1 неделя В течение всего года. В течение всего года. |
Брошюра Рекомендации для родителей Рекомендации для специалистов |
Система оценки достижения планируемых результатов:
Во время прохождения курса предусмотрены:
– входящая диагностика (наблюдение за ребенком в течение адаптационного периода, проводимое в первую половину дня)- сентябрь;
– итоговая диагностика (проводится в конце года- май).
Наблюдение в течение всего времени изучения программы с целью отслеживания усвоения материала после проведения цикла занятий, а также по запросу родителей.
Результаты входящей и итоговой диагностики отмечаются в листах динамического наблюдения и листах мониторинга динамики обучения по курсу «Альтернативная коммуникация».
- Тематическое планирование
Содержание |
Тема |
Личностные результаты |
|
1. |
Диагностика речевых умений и навыков. |
||
2. |
Формирование использования жестов, символов, звуков, как средств коммуникации. Жесты и изображения: «Начинаем общаться» |
1.Жест и изображение «Здравствуй, привет» 2.Жест и изображение «До свидания, пока» 3.Жест и изображение «Спасибо» 4.Жест и изображение «Пожалуйста» |
Адекватная ответная реакция на обращенную речь и прикосновения человека (игрушки). Положительная эмоционально-двигательная активность (машет руками, радуется). Адекватная ответная реакция на обращенную речь и интонацию человека. Выражение жестом (символом, фото) приветствие (прощание). |
3. |
Жесты и изображения «Основные нужды» |
1.Жест и изображение «Есть/кушать» 2.Жест и изображение «Пить» 3.Ситуация «Я хочу есть» 4.Ситуация «Я хочу пить» 5.Жест и изображение «Да» 6.Жест и изображение «Нет» 8.Жест и изображение «Туалет» 9.Ситуация «Я хочу в туалет» |
Выражение жестом согласия (несогласия), благодарности, своих желаний; обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста (символа, фото) |
4. |
Жесты и изображения «Повседневные действия» |
1.Жест и изображение «Мыть /мыть руки» 2.Жест и изображение «Вставать» 3.Жест и изображение «Сидеть/Садиться» 4.Ситуация «В столовой» 5.Жест и изображение «Надеть/ снять» 6.Жест и изображение «Дай/На возьми» 7.Жест и изображение «Спать» 8.Жест и изображение «Иди/Иди сюда» 9.Жест и изображение «Смотри» 10. Жест и изображение «Бери» 11.Жест и изображение «Стоять» 12. Жест и изображение «Открыть/Закрыть» |
Выражение жестом (изображением) действий, выполняемых ребенком. |
5. |
Жесты и изображения «Я — ребёнок» |
1.Жест и изображение «Я, мне» 2.Жест и изображение «Ты, тебе» 3.Жест и изображение «Хороший/Хорошо» 4.Жест и изображение «Плохой/Плохо» 6.Жест и изображение «Молодец!» |
Выражение жестом основных качественных прилагательных, формировать навык соотносить слово и жест (изображение), формировать первичный коммуникативный навык. |
6. |
Жесты и изображения «Ребёнок в семье» |
1.Жест и изображение «Дом» 2.Жест и изображение «Мама» 3.Жест и изображение «Папа» 4.Жест и изображение «Бабушка» 5.Жест и изображение «Брат» 6.Жест и изображение «Сестра» 7.Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
7. |
Жесты и изображения «Ребёнок и его любимое занятие» |
1.Жест и изображение «Кукла» 2.Жест и изображение «Мозаика» 3.Жест и изображение «Мяч» 4.Жест и изображение «Рисовать» 5.Жест и изображение «Лепить» 6.Жест и изображение «Собирать (конструктор) |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
7. |
Жесты и изображения «Ребёнок и улица» |
1.Жест и изображение «Машина» 2.Жест и изображение «Автобус» 3.Жест и изображение «Опасно» 4. Жест и изображение «Ехать на машине/автобусе» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
8. |
Жесты и изображения «Еда» |
1.Жест и изображение «Хлеб» 2.Жест и изображение «Суп» 3.Жест и изображение «Яблоко» 4.Жест и изображение «Пюре» 5.Жест и изображение «Творожок/запеканка» 6. Жест и изображение «Чай» 7.Жест и изображение «Банан» 8.Жест и изображение «Салат» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
9. |
Жесты и изображения «В столовой» |
1.Жест и изображение «Тарелка» 2.Жест и изображение «Ложка» 3.Жест и изображение «Чашка» 4. Жест и изображение «Салфетка» 5.Жест и изображение «Фартук» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
10. |
Жесты и изображения «Одежда» |
1.Жест и изображение «Колготы» 2.Жест и изображение «Платье» 3.Жест и изображение «Брюки» 4.Жест и изображение «Шапка» 5.Жест и изображение «Куртка» 6.Жест и изображение «Варежки» 7.Жест и изображение «Сапоги» 8.Жест и изображение «Сандалии» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
11. |
Жесты и изображения «Мебель» |
1.Жест и изображение «Кровать» 2.Жест и изображение «Стул» 3.Жест и изображение «Стол» 4.Жест и изображение «Диван» 5.Жест и изображение «Телевизор» 6.Жест и изображение «Коляска(ребёнка)» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи |
12. |
Жесты и изображения «Свойства объектов» |
1.Жест и изображение «Большой/маленький» 2.Жест и изображение «Горячий/холодный» 3.Жест и изображение «Чистый/грязный» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
13. |
Жесты и изображения «Животные» |
1.Жест и изображение «Кошка» 2.Жест и изображение «Собака» 3.Жест и изображение «Птица» |
Формировать навык использовать доступные жесты для передачи сообщений. Формировать навык соотносить жест со словом. Развивать понимание ситуативной и бытовой речи. |
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
3.1. Предметная наглядность
– Игрушки и предметы со звуковыми эффектами (погремушка, трещотка, колокольчик, резиновые «пищалки»).
– Предметы бытового назначения: посуда, одежда, мебель.
– Тренажеры для развития моторики рук (мячики силиконовые, резиновые кольца, шарики «Су-джок» крупного диаметра, и т. д.).
3.2. Иллюстрационная наглядность
– Набор картинок по лексическим темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Семья», «Еда», «Транспорт», «Животные»
– Фотографии знакомых ребенку людей, предметов одежды, посуды, мебели.
3.3. Видеоматериал
– Обучающие мультфильмы
– Презентации по темам
– Видеозарисовки по темам
Литература:
- Азбука общения. Коррекционно-развивающая программа по альтернативной коммуникации для детей 4–7 лет. Танцюра С. Ю., Горохова Ю. М., Крупа Н. Б. //Сфера.2018–64с.
- Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. Танцюра С. Ю., Кононова С. И.//Сфера.2019–64с.
- Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра: сборник статей / Социальная школа Каритас; ред., сост. В. Л. Рыскина. — СПб.: Скифия, 2016. — 288 с.
- Альтернативная и дополнительная коммуникация: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / сост. О. Н. Тверская, М. А. Щепелина; выпуск. ред. А. Г. Гилева; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. — Пермь. 2018. — 160 с.
- Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию. Жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра. Стивен фон Течнер. // Теревинф, 2013–432с.
- Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5–6 лет. Автор А. Г. Арушанова, Р. А. Иванкова, Е. С. Рычагова. //Сфера,2014–112с.
- Технологии альтернативной и дополнительной коммуникации для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2017. — 48 с.