Конспект классного часа на тему «Экстремизм в молодежной среде»
Автор: Неделин Евгений Петрович
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 16.02.2022
Статья просмотрена: 831 раз
Библиографическое описание:
Неделин, Е. П. Конспект классного часа на тему «Экстремизм в молодежной среде» / Е. П. Неделин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7100/ (дата обращения: 19.12.2024).
Цели: познакомить воспитанников с понятием «экстремизм», формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.
Основные понятия: экстремизм, терроризм.
Планируемые результаты:
Личностные: использовать в повседневной жизни приобретённые знания.
Метапредметные.
Познавательные: формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение сравнивать и анализировать информацию.
Регулятивные: формирование умения ставить учебную проблему, развивать мотивацию к развитию собственных личностных качеств; планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат.
Коммуникативные: формирование умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свои высказывания, сотрудничать в поиске информации, развитие навыков работы в группе, готовности слушать собеседника, признавать право каждого иметь свою точку зрения и излагать свое мнение.
Предметные: иметь представление об основных видах антиобщественного поведения и их последствиях; о понятии «терроризм», «экстремизм» и причины их возникновения, виды террористической и экстремистской деятельности.
Ведущая технология : технология диалога.
Ход классного часа
- Вводная часть
Сдача рапорта. Проверяют наличие личного состава, внешний вид и готовность к занятию суворовцев.
- Определение темы
Воспитатель. Для определения темы и целей сегодняшнего занятия сначала я предлагаю сыграть в игру.
Игра «Криптограмма»
Для выполнения задания суворовцам раздаются листы с криптограммой и ключевыми словами.
1, 2, 6, 8, 5, 4, 9, 10, 12, 9–13, 14, 5, 11, 12, 7, 9, 10, 5, 13
Ключевые слова
1, 2, 3, 4, 5 — заварное пирожное в виде трубочки с кремом внутри (эклер)
6, 7, 3, 7, 8 — оливье — это… (салат)
9, 10, 9, 11, 12, 7 — цветок — символ Международного женского дня и салат (мимоза)
2, 5, 13, 14 — геометрическая фигура без углов (круг)
Воспитатель: Как вы думаете, о чем мы будем с вами говорить? (Ответы суворовцев).
Тема классного часа
Воспитатель: Какое отношение эта тема имеет к нам? (Ответы суворовцев)
- Коллективное целеполагание
Воспитатель: Определите цели нашего занятия. (Ответы суворовцев)
Итак, сегодня мы с вами поговорим об экстремизме, о том, как не попасть в экстремистские организации и противостоять этой угрозе миру.
С самых древних времен человечество вело многочисленные войны. Зафиксировано более 14,5 тысяч всевозможных военных конфликтов. Эти войны унесли около 4 миллиардов жизней. Военные конфликты не утихают и в наши дни.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу мирную жизнь все упрямей врывается такое явление, как терроризм. Экстремизм — это война. И от него не застрахован ни один человек. В том числе и все мы.
- Обсуждение темы
Воспитатель: Что такое экстремизм в вашем понимании? (Ответы суворовцев)
Воспитатель: Спасибо за ваши размышления.
Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм — (от лат. extremus — крайний) это приверженность отдельных лиц, групп, организаций к крайним взглядам, позициям и мерам в общественной деятельности.
Воспитатель: Давайте разберемся, какие виды экстремизма бывают.
По направленности:
— экономический (установление одной формы собственности; устранение конкуренции и др.);
— политический (в отношении властных структур, государственного строя);
— националистический (отвергает интересы и права других наций);
— религиозный (нетерпимость к другим конфессиям);
— экологический (против природоохранной политики; за полную ликвидацию промышленности);
— духовный (отрицание достижений других культур).
По масштабности действий:
— внутригосударственный (репрессии против собственного народа);
— межгосударственный (утверждение своих норм и принципов в мировом масштабе).
По отношению к властным структурам:
— государственный (осуществляемые властными структурами репрессии);
— оппозиционный государству (антирежимные группировки; теракты) [1].
Воспитатель: Не для кого ни секрет, что за все деяния нужно нести ответственность. В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации. Давайте познакомимся со статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ст. 205. Террористический акт. Пожизненное лишение свободы.
Ст. 206. Захват заложника. Пожизненное лишение свободы.
Ст. 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Лишение свободы на срок до трех лет
Ст. 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Лишение свободы на срок до двух лет.
Ст. 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Лишение свободы на срок до пяти лет [2].
Воспитатель: Ребята, попытайтесь ответить на вопрос, почему молодежь присоединяется к экстремистским направлениям? (Рассуждения суворовцев)
Воспитатель: Итак, сделаем вывод, почему молодежь присоединяется к экстремистским направлениям? Причин множество, у каждого своя, но психологи выделяют основные, к которым относятся: сектантство, активная агитация, распространение листовок, нетолерантность, ведомость, подверженность влиянию чужого мнения, неблагополучие в семье, алкоголизм, наркомания, неудовлетворенность в жизни, отсутствие самореализации, цели, низкий интеллект, золотая молодежь, склонная к безнаказанности и вседозволенности, склонность к агрессии, неспособность к саморегуляции.
По данным МВД России, в среднем до 80 % участников группировок экстремистской направленности составляют молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25–30 лет)
Ребята, подумайте, в каких формах экстремизм может проявляться в жизни подростков и молодежи: какие виды экстремального поведения и экстремистские группировки вы знаете? (Суворовцы высказываются).
Воспитатель: К экстремистским группировкам враждебно или асоциально настроенным субкультурам и группам с девиантным поведением относятся: панки, спортивные фанаты, гопники, готы, эмо, скинхеды.
Фактором риска для подрастающего поколения является Интернет. Признаки экстремистской группировки в сети интернет, которые вас сразу должны насторожить!!!
- В группе ты найдешь именно то, что искал. Они знают абсолютно точно, чего тебе не хватает.
- Уже первая встреча открывает для тебя полностью новый взгляд на вещи.
- Мировоззрение группы ошеломляюще просто и объясняет любую проблему.
- У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он знает всю истину.
- Учение группы считается единственно настоящим, вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное мышление, разум отвергаются.
- Мир катится к катастрофе, и только группа знает, как можно спасти его.
- Твоя группа — это элита. Остальное человечество тяжело больно и глубоко потеряно.
- Группа ограничивает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым языком, четкой регламентацией межличностных отношений.
- Группа наполняет все твое время заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, посещением курсов, медитациями…
- Очень сложно остаться одному, кто-то из группы всегда рядом с тобой.
- Группа требует абсолютного и беспрекословного соблюдения своих правил и дисциплины, поскольку это единственный путь к спасению [3].
Не начинайте общаться с пользователями:
— имеющими на своих страницах в социальных сетях и блогах специфическую символику;
— использующих специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания;
— специфические унизительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности;
— специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований;
— специфические имена и клички известных и авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях;
— использующих специфические «ники» при написании интернет-материалов;
Чтобы самому не привлечь внимание спецслужб к своей персоне в сети Интернет, помните:
1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;
2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур отталкиваясь от собственных ценностей;
3) никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией;
4) Общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения. [4]
- Подведение итогов
Воспитатель: Сегодня мы постарались разобраться в очень сложной и серьезной проблеме экстремизма и терроризма. Она касается всех вместе и каждого в отдельности. Мы имеем разные национальности и исповедуем разную религию, но при всем этом, живем в одном многонациональном государстве, и отношения между его жителями зависят от каждого из нас. Бывают разные ситуации — но надо оставаться человеком.
Итак, какая была цель данного классного часа? Как вы думаете, она достигнута? (Ответы суворовцев).
Литература:
1. Информационно-аналитические материалы по профилактике экстремизма в молодежной среде. [Электронный ресурс]: https://doimp.admmegion.ru/activities/counter-extremism/377/
- Уголовный кодекс РФ [Электронный ресурс]: https://elementy.ru/library/uk24_34_205_359.htm
- Осторожно, оккультизм и секты. [Электронный ресурс]: https://vk.com/topic-38365264_32038186
- Презентация «Защита от экстремизма и пропаганды терроризма в сети интернет https://infourok.ru/prezentaciya-zaschita-ot-ekstremizma-i-propagandi-terrorizma-v-seti-internet-3380649.html