Социальные сети в работе с детьми и подростками
Автор: Самодурова Вера Геннадьевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 17.02.2022
Статья просмотрена: 275 раз
Библиографическое описание:
Самодурова, В. Г. Социальные сети в работе с детьми и подростками / В. Г. Самодурова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7111/ (дата обращения: 16.11.2024).
Воспитание всегда было и остается одной их основных педагогических задач. Воспитательный процесс — это, прежде всего, взаимодействие педагога и обучаемого. Мы все понимаем, что в условиях динамично меняющегося мира, педагогика должна подстраиваться под потребности молодого поколения и то, что на первый взгляд может казаться нам вредоносным, необходимо пересмотреть и направить на свою пользу. Таким полезным действом должна стать работа с социальными сетями. Нередко педагоги в своей работе отрицают эту форму взаимодействия, но, реалии таковы, что отказываться и не признавать доминирующее положение роли социальных сетей в жизни детей и подростков — это по крайней мере недальновидно. Социальные сети должны и могут стать уникальным инструментом взаимодействия «учитель-педагог». Благодаря правильно выстроенной работе, педагог легко сможет вписать данный формат в свою воспитательную и педагогическую деятельность.
Образовательные учреждения в своей работе с социальными сетями руководствуются следующим фактором: ведение своих страниц как информационный блог. Там выкладывается информация, расписание, объявления и т. п. Такая форма взаимодействия с обучающимися возможна, но она не несет воспитательный эффект, ребята получают информацию и не более того. Это слабый инструмент воздействия при взаимоотношении, о котором мы говорим: «ученик — педагог». Наша задача — вовлечь в воспитательный процесс социальные сети и продвигать работу с обучающимися, собственный бренд педагога и образовательное учреждение. Выстроить работу так, чтобы социальные сети стали инструментом обучения и воспитания. Ведь в основном социальные сети учащиеся используют для развлечения и общения. Дети и подростки получают интересную информацию из социальных сетей, общаются, узнают новые факты, и лишь небольшой процент молодежи использует социальные сети как возможность получить идею и использовать их как образовательно-развлекательный портал. Педагог должен помнить, что основные цели создания группы в социальных сетях — это организационно-информационная и учебно-воспитательная. Поэтому организационно-информационной работе можно отвести большую часть размещаемой в группе информации. Также, страницы в социальных сетях могут быть направлены не только на обучающихся, но и на их родителей, которые смогут узнавать не только актуальную информацию о событиях образовательного учреждения, но и посмотреть видео и фотоотчеты, принять участие в обсуждении вопросов, выстроить взаимодействие с преподавателями. Когда мы говорим — социальные сети, это не значит только то, что мы будем развлекать, это сегодня становится тенденцией образовательного пространства. Мы видим, как педагоги проводят занятия в YouTube, ведут страницы в VK и инстаграм, все большей популярностью начинает пользоваться сеть TikTok, где педагоги выкладывают ролики о своей работе, или записывая небольшие видеорассказы по своему предмету.
Не стоит забывать и о дистанционном обучении, ведь в реалиях нашего времени, когда в любой момент образовательный процесс переводят на рельсы так называемой «удаленной работы», умение педагога использовать социальные сети в работе способствует активизации и модернизации процесса обучения. Педагог, используя социальные сети для дистанционных консультаций может привлечь не только своих учеников, но и расширить контингент своих слушателей. Организовать работу лучше следующим образом: первый вариант — использование социальной сети для дистанционных консультаций, для проведения челенджей и конкурсов, опросов и коммуникации с обучающимися. Второй вариант — использование социальной сети совместно с учебным сайтом образовательного учреждения и продвижение в сети интернет узнаваемости бренда своего образовательного учреждения и себя как педагога, участвуя в различных профессиональных конкурсах. Создавая свою страницу, педагог открывает для себя мир новых возможностей, в какой-то мере облегчает работу по взаимодействию с обучающимися и раскрывает свой потенциал. Консультируя ребят в социальных сетях, педагог решает очередную проблему: — повышение мотивации к изучению материала, работа в коллективе (мозговой штурм), все это позволяет повысить качество знаний даже у слабых учеников − освоение учебной дисциплины происходит в виде игры в реальном времени, что вызывает интерес у молодежи к процессу обучения. Можно создавать страницу, вписывая ее в сайт образовательной организации, такая форма хорошо проходит, например для детских пришкольных лагерей. Когда, создавая вкладку на сайте школы, руководитель лагеря не просто выкладывает информацию для родителей, но и публикует информацию о воспитателях, о событиях, которые состоялись или только планируются. Наполняет страницу фото и видео контентом с мероприятий. Блоги учителей, которые ведутся в рамках профессиональной работы, где педагоги делятся своими методическими наработками, выкладывают видео урока или внеклассного мероприятия, проводят онлайн-встречи с коллегами, консультации для своих учеников. И здесь мы видим огромный потенциал использования социальных сетей, которые становятся площадками взаимодействия с разных сторон: педагог-педагог, педагог-ученик, педагог-родитель.
Социальные сети в воспитательной работе также станут помощником, здесь есть широкие возможности привлечения обучающихся к проведению мероприятий, освещению их на страницах аккаунтов образовательной организации. Проводя праздники, тематические классные часы и многое другое, транслируя их через социальную сеть, педагог открывает доступ для обучающихся к совместному действию. Так, например, запуская очередное воспитательное мероприятие, можно активно подключать ребят, тем самым отчасти делегируя свои полномочия и разгружая себя с одной стороны, с другой — привлечение ребят к такого рода работе, дает им возможность проявить себя, почувствовать причастность к происходящему и, в третьих — трансляция работы на широкую публику. Здесь необходимо руководствоваться принципом доверия к детям, путем их свободного взаимодействия в творческом процессе и, лишь немного контролируя ситуацию, задавая вектор развития. Ведение страницы класса в социальных сетях также можно внести в повестку воспитательной работы, когда обучающиеся сами наполняют контент страницы информацией, проводят онлайн конкурсы и принимают в них участие. Однако не стоит забывать о кибербезопасности в социальных сетях, ведь если не контролировать данный процесс, то ожидаемый эффект не будет настолько действенным как планировал педагог. Необходимо контролировать контент, который дети выкладывают, определять совместно с обучающимися онлайн мероприятия, в которых планируется участие класса. Здесь уместно проведение классных часов по кибербезопасности с привлечением специалистов, чтобы ребята понимали ответственность за свои действия на просторах интернета и знали о тех подводных камнях, которые могут им встретиться во всемирной паутине.
Таким образом, мы можем сделать очередной вывод, что социальные сети — мощный и эффективный инструмент, имеющий широкий спектр возможностей и уникальных положительных особенностей, потенциал которых необходимо использовать в современном образовании.
Литература:
- М. А. Арсентьева Использование социальных сетей в процессе воспитания студентов вуза https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-setey-v-protsesse-vospitaniya-studentov-vuza
- О. А. Французова Социальные сети интернет в системе SMART — образования. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-internet-v-sisteme-smart-obrazovaniya
- Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании: обучение с использованием социальных сетей https://intuit.ru/studies/courses/12177/1170/lecture/19607?page=2