Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.

Дата публикации: 05.03.2022

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Гуськов, Е. А. Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Гуськов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7127/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальным результатом образования в наши дни является функциональная грамотность обучающихся. Одной из эффективных педагогических практик, используемых педагогом при организации учебной и внеурочной детальности, является формирование поисковой активности — выполнение обучающимися заданий поискового характера, учебных исследований при реализации проектной технологии.

Великий педагог XIX века К. Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!». Результатом овладения обучающихся системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации выступает функциональная грамотность. Процесс формирования функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности. Рассмотреть его предлагается в контексте исторического краеведения.

Серебряковой Галине Иосифовне, русскому писателю, принадлежит высказывание о том, что история признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Исходя из терминологических определений личности, персоны, историческими личностями можно считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории. На основе изучаемых фактов в сознании обучающихся формируются конкретные представления, складывается определённая система исторических понятий. Особенно это ярко выражается при работе с материалами краеведческого характера. К. Д. Ушинский выступал за такое «учение, которое основывается не на отвлечённых представлениях, а на конкретных образах, наглядности». Одним из видов работы с историческими представлениями является создание представлений об исторических личностях.

В описании модели формирования поисковой активности обучающихся приводится опыт организации деятельности группы обучающихся по формированию функциональной грамотности в процессе изучения персоналии Легошиной Нины Николаевны, 05.10.195г.р., уроженки с. Грабово Пензенской области, в процессе участия в реализации проектной технологии. Творческий проект выступает интегративным дидактическим средством развития и формирования продуктивных умений обучающихся. В основу работы заложено исследование жизненного пути Н. Н. Легошиной с позиции проводимой оценки личности по отдельным, но ярким штрихам к портрету (биографические данные, вклад человека в сохранение и приумножение культурно-исторического наследия и семейных ценностей); выборе модели тиражирования информации о персоналии.

Применение модели организации поисковой активности обучающихся при реализации проектной технологии предполагает совокупность исследовательских, поисковых методов с целью их творческой реализации, активную самостоятельную работу обучающихся по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Технология помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний, развивают аналитическое и критическое мышление.

Полученный в ходе исследования краеведческий материал о жизни и трудовом пути Легошиной Н. Н. может применяться на практике учителями истории в курсе преподавания и при подготовке уроков, внеклассных мероприятий в музее, а созданная модель тиражирования сведений о персоналии является общедоступной и популярной в современной действительности.


Этапы работы над проектом (по Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомовой)

Этапы работы над учебным проектом

Содержание этапов работы над проектом

Деятельность членов проектной группы\руководителя

Сроки

Мотивационный этап

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования

Руководитель проектной группы заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.

Члены проектной группы обсуждают, предлагают собственные идеи.

Устанавливаются руководителем проектной группы

Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап

Выдвижение гипотез, их решений («мозговая атака», круглый стол и т. д.)

Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности.

Обсуждение методов исследования (анализ инф., наблюдение, опрос и т. д.)

Обсуждение способов оформления конечных результатов (доклад, игра, видеоклип, презентация и др.)

Информационно-операционный

Сбор, систематизация и анализ полученных данных

Деятельность членов проектной группы:

– Постановка проблемных вопросов.

– Проведение анкетирования.

– Сбор аналитических данных и изучение библиографических источников информации по выбранной теме.

– Составление плана написания деловой автобиографии.

Руководитель проектной группы: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником.

Практический (моделирующий)

Выполнение запланированных действий

Деятельность членов проектной группы:

– Самостоятельная поисковая и исследовательская работа.

– Встреча с Легошиной Н. Н. Интервью.

– Посещение школьного музея. Сбор документов, фотографий.

– Составление тематического материала.

– Выбор социальной сети для размещения акаунта.

– Наполнение информационным контентом акаунта

Руководитель проектной группы: наблюдает, координирует, помогает в решении возникающих вопросов.

Контрольно-коррекционный

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация

Деятельность членов проектной группы:

– Осуществление самооценки готовности к защите проекта.

Руководитель проектной группы: координирует готовность к защите проекта.

Рефлексивно-оценочный этап

Деятельность членов проектной группы:

– Представляют продукт собственной проектной деятельности.

– Осуществляют устную или письменную самооценку

– Участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы.

Руководитель проектной группы: выступает участником коллективной оценочной деятельности, координирует, направляет рефлексивно-оценочную деятельность учащихся.

Выводы, выдвижение новых проблем исследования


Объектом поисковой активности при реализации проектной технологии выступает биография Легошиной Нины Николаевны, 05.10.195г.р., уроженки с.Грабово Пензенской области.

Предмет исследования — жизненный путь Н. Н. Легошиной, её вклад в сохранение и приумножение культурно-исторического наследия и семейных ценностей на фоне сменяющихся исторических периодов.

Цель :

Изучение персоналии Легошиной Нины Николаевны, её личного вклада в историческое становление родного края и сохранение культурного наследия семьи и жителей Бессоновского района с последующим обобщением сведений и выбором модели их тиражирования.

Задачи:

  1. Изучить литературные источники информации по проблеме персоналистики и особенностей предметного анализа структуры биографического изложения.
  2. Провести интервью с Легошиной Н. Н. и составить биографический портрет её персоналии.
  3. Изучить личный вклад Легошиной Н. Н. в историческое становление родного края и сохранение культурного наследия семьи и жителей Бессоновского района в разрезе событий в истории России в 20 веке.
  4. Определить форму обобщения сведений персоналии и модель их тиражирования.
  5. Продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной исследовательской деятельности;
  6. Продолжить развитие творческого потенциала, личной информационной и коммуникативной культуры;

Хронологические рамки: Период, выбранный для рассмотрения: 5 октября 1950 год по текущий период.

Предпринята попытка изучения уникальной персоналии Бессоновского района Пензенской области- Легошиной Нины Николаевны, краеведа, ветерана педагогического труда, отличника народного просвещения. Нина Николаевна является основоположником школьного краеведческого музея, создателем районного краеведческого музея, односельчанином.

Свободная энциклопедия «Википедия», размещенная на портале https://ru.wikipedia даёт следующее определение понятию Персоналия — это биографическая статья о человеке, составленная в соответствии с рекомендациями, устанавливающими последовательность однотипных элементов в преамбулах :

антропоним : подлинное личное имя персоны;

– даты жизни;

– место рождения

– уточняющие предикаты

– определяющие предикаты — указание основного рода деятельности описываемой персоны.

На современном этапе развития исторической науки проблема роли личности в истории стала одной из приоритетных. Каждая эпоха извлекает из прошлого созвучные ей имена, аккумулируя в них интерес современников. Биография — особый род исследования, название которому дали еще древние греки, соединив воедино два слова: «bios» — что означает «жизнь» и «grapho» — «пишу», отчего получилось — «biographiа» — «жизнеописание».

Во время проведения констатирующего исследования организовано анкетирование участников образовательного процесса: обучающихся 7–11 классов (по 2–3 представителя от класса) в возрасте 13–18 лет, педагогов, родителей. Респондентам (в зависимости от возраста и категории) предлагалось ответить на следующие вопросы:

  1. Рассказывает ли вам учитель об исторических личностях на уроках истории?
  2. Нравится ли вам узнавать об интересных фактах жизни известных деятелей?
  3. Какие подробности вас больше всего интересуют?
  4. Кого из жители села Грабово или Бессоновского района вы назвали бы в качестве исторической личности, внесшей значительный вклад в становление и развитие села, района?
  5. Знаете ли вы его биографию? Интересна ли она вам?

Анализ результатов анкетирования сам по себе лег в основу тематического направления работы- изучение персоналии и Н. Н. Легошиной в истории родного края. Оригинальность и глубина понимания темы проявляется в том, что в работе нельзя ограничиться изучением жизненных этапов и непосредственного вклада Н. Н. Легошиной в целом, как бы он ни был значителен, без приведения параллелей с историческими событиями страны. Убедительно и аргументированно следует показать глубокую историчность мыслей, идей всех дел и свершений, её стремление сохранить и приумножить память земляков, культурные ценности народов Пензенского края, что должно прослеживаться в качестве главного акцента в раскрытии персоналии Н. Н. Легошиной.

В работе раскрывается особенности персоналии человека, его жизненные принципы, источники вдохновения, идеалы. Проводится некая параллель жизненных обстоятельств, свершений и трудов с историческими событиями, происходящими в области и в стране.

В процессе реализации информационно-аналитического этапа работы над составлением информационной базы по объекту исследования изучены литературные источники информации, личные документы респондента, проведено интервью с Легошиной Н. Н.. Так, В. Е. Малязёв в статье о Легошиной Нине Николаевне, опубликованной на стр. 152–153 издания «Бессоновская энциклопедия» описывает биографические данные респондента, достижения и направления общественной деятельности, награды. Все данные, приведенные В. Е. Малязёвым в издании, подтверждены в ходе интервью с респондентом, наградными материалами и личными документами.

На основании полученной информации из энциклопедических источников и интервью с респондентом составлен биографический паспорт персоналии.

  1. Фамилия, имя, отчество: Легошина Нина Николаевна Легошина.
  2. Дата и место рождения: 05 октября 1950 года, село Грабово Пензенской области.
  3. Краткие биографические сведения: Закончила Грабовскую среднюю школу (1967г.); естественно-географический факультет ПГПИ им.В. Г. Белинского (1970г.).

1967 год — начало трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой Грабовской средней школы.

1980–1995гг. — инструктор аппарата Бессоновского РК КПСС, курировала направления военно-патриотического воспитания, устного политического воспитания, проведение ленинской пятницы.

1995–2005гг. — директор Центра творчества детей и молодежи Бессоновского района Пензенской области.

2005–2015гг.- директор районного краеведческого музея, председатель районного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.

С 2015 года вышла на заслуженный отдых.

Изучив материал «Вся жизнь её-творчество», опубликованный в газете «Наша газета-Бессоновские известия» № 39 от 02 октября 2020 года, можно сделать вывод о том, какой многогранной личностью является Легошнина Н. Н. Здесь уместно провести параллели жизни и творчества Легошиной Н. Н. с историческими событиями, происходящими в стране и в мире; оценить участие и её вклад в создание истории Бессоновского района.

Ведя продуктивную педагогическую деятельность, возглавляя правофланговую дружину Грабовской средней школы имени Героя Советского Союза И. Г. Кармишина, осуществляя масштабную краеведческую и поисковую работу, Н. Н. Легошина была удостоена права быть делегатом третьего Всероссийского съезда учителей в Москве.

По данным Педагогического энциклопедического словаря в России съезды педагогов были одной из важных форм общественно-педагогического движения, отражающиеся в истории 20 века в педагогическом сообществе и страны в целом. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Это были масштабные, по характеру- торжественные мероприятия с отчётами о достижениях в образовании, демонстрировавшими активность педагогов в реализации решений съездов КПСС, обсуждением проблем образования и школы.

Масштабность и участие Н. Н. Легошиной в данном историческом событии подтверждают издание «Список делегатов Всесоюзного съезда учителей... Текст по РСФСР» и наличие значка «Всесоюзный съезд учителей. Москва 1978. СССР».

В материале «Какой могла быть Пензенская область», опубликованном 15 декабря 2017 на информационном портале «Пенза-онлайн», Антон Инюшев описывает экономическое развитие Пензенского региона, преимущественно, сельских населенных пунктов. «В конце 70-х — начале 80-х в Советском Союзе значительное внимание стали уделять развитию села, в том числе и малых сел. Прежняя концепция, по которой малые села должны постепенно уходить в прошлое, была признана неверной. Теперь развивать планировали не только центральные усадьбы, но и совсем маленькие населенные пункты. В районах Пензенской области в 80-е годы происходили заметные изменения. Строилось очень много детских садов, школ, развивалась производственная база. Кардинально менялась ситуация с жильем на селе. Этот период характеризуется не только социальным развитием села, но и размахом патриотических мировоззрения и гордости. В строю участники Великой Отечественной войны, острым осколком в груди режет память о погибших и пропавших на фронтах войны близких и родных.

Важными символами воинской славы были и есть памятники и монументы вооруженным защитникам Отечества. Возведение памятников возникло в глубокой древности с целью увековечивать память о важных событиях. Наиболее распространенным типом являлись скульптурные фигуры или группы. Из интервью с Легошиной Н. Н. стало известно, что, работая с 1980 года в аппарате Бессоновского райкома партии и курируя военно-патриотическое воспитание, она не смогла не выйти с предложением строительства комплекса погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в родном селе Грабово. Мечта её осуществилась. В центре села установлен величественный памятник из семи фигур — единственный в области. Не без участия Нины Николаевны создали памятник воинам в селе Чертково, открыты мемориальные доски на улицах героев Советского Союза П. В. Моксина, И. Г. Кармишина и крестьянина-революционера Д. Е. Грибова.

90-е годы 20 века стали эпохой больших перемен и потрясений в стране. Происходили важные события, как в социальной сфере, так и во внешней политике государства. Людям пришлось столкнуться с новыми реалиями страны и быстро адаптироваться к ним. Организаторский талант, умение работать с детьми и взрослыми, уважение и авторитет позволили Легошиной Нине Николаевне в этот период возглавить районный Центр детского творчества. И Нина Николаевна начала покорять новые вершины. Труд её не пропал даром, получив почётное второе место в области за авторский проект «Возрождение». Эта награда дала новый толчок в организации и открытии мастерской народных промыслов и ремёсел в селе Бессоновка.

Нина Николаевна- инициатор создания Бессоновского краеведческого музея, музея лука, персональных музеев на дому жителями населенных пунктов Бессоновского района. Временной период с 2005 года по 2015 год отмечен в биографии Легошиной Н. Н. как десятилетие активной деятельности в качестве директора районного краеведческого музея, председателя районного совета ветерана, внештатного корреспондента районной газеты «Наша газета- Бессоновские известия». С её подачи даже некоторые частные коллекции (а их в районе пять на дому) получили официальный статус филиала районного музея.

Творческим результатом работы над проектом группы обучающихся стало создание музея на диване в сервисе Инстаграм (Instagram) как модели тиражирования и популяризации сведений о персоналии Н. Н. Легошиной. Нина Николаевна Легошина всю жизнь увлечена идеей построения счастливой жизни для грядущего поколения. Она — участник больших и многих исторических событий района. В селе Грабово Бессоновского района Пензенской области на улице Школьная 18 мая 2015 года, в День музеев, в доме Легошиной Н. Н. был открыт музей на дому «Все радости жизни в творчестве» (Филиал № 5 Бессоновского краеведческого музея). В ходе выполнения работы проведено изучение музейных экспозиций музея на дому. Под размещение выставок в доме отведено 1 помещение зала, площадью 25 кв. м., с естественным освещением.

Определены основные тематические направления выставок музейных экспонатов:

– «Семья моя — моя отрада», где собраны материалы, личные фотографии близких и родных, расположена на полках книжного шкафа.

– «Мои года- моё богатство»- сборники фотографий и описаний к ним, сделанные в круглые даты жизни и в соответствующие периоды на работе и в семье, грамоты и знаки.

– «Комсомольская юность моя!»

– «С песней по жизни»

– «Завод «Спецавто» в судьбе моей семьи».

Экспонаты музея собирались в течение 30 лет. Первым экспонатом музея на дому стала машинка швейная «Зингер», самыми дорогими экспонатами являются шелковый платок, который носила мама Легошиной Н. Н., и семейный альбом, хранящий документы о родных и близких, наградные листы, фотографии.

Большая часть экспонатов и документов размещены на столах, тумбах, двух креслах и на диване.

В качестве тематической привязки к преамбуле работы разработано творческое решение создать музей на диване в сервисе Инстаграм (Instagram) в качестве модели тиражирования и популяризации сведений о персоналии Н. Н. Легошиной, соответствующее требованиям 2022 года- года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России; отвечающее вызову существующей действительности- борьбе с распространением COVID-19 -социальное дистанцирование, самоизоляция и карантин.

Предлагается создать Аккаунт (страница, профиль) — личную страничку в сервисе Инстаграм (Instagram), куда загружается уникальный контент (фото и видео) домашнего музея, собранного лично Н. Н. Легошиной. В аккаунте представлены анонсы самых важных выставок, информация об экспонатах и многое другое, что может быть полезно посетителю виртуального музея и соответствует ожиданиям современной аудитории. Особое внимание уделено #Хештегу — слову-метке, по которой в социальных сетях группируются посты, что создаёт дополнительную удобную навигацию для пользователей.

Продуктом проекта стал Аккаунт — страничка в сервисе Инстаграм (Instagram) по адресу: muzey_na_divane.

Литература:

  1. Бессоновская энциклопедия \ Ред.-сост. В. Е. Малязёв- Пенза, 2010
  2. Газета «Наша газета-Бессоновские известия», № 39 от 02 октября 2020 г.
  3. Информационный портал «Пенза- онлайн» \https://penza-online.ru/.
  4. Карл Маркс \ Г. И. Серебрякова- Москва: Мол. гвардия, 1962.
  5. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002.
  6. Свободная энциклопедия «Википедия»\https://ru.wikipedia
  7. Список делегатов Всесоюзного съезда учителей... Текст по РСФСР Всесоюзный съезд учителей- М., 1978.
  8. А. Инюшев «Какой могла быть Пензенская область», 15 декабря 2017

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности школьников

Похожие статьи

Технология продуктивного чтения как средство формирования типа правильной читательской деятельности у младших школьников

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Модель формирования готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Инновационные структурные подразделения как способ активизации реальной научно-исследовательской деятельности всех субъектов образовательного процесса

Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса обучающихся

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности школьников

Задать вопрос