Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся
Автор: Гуськов Евгений Алексеевич
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 05.03.2022
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Гуськов, Е. А. Модель организации поисковой активности как средство формирования функциональной грамотности обучающихся / Е. А. Гуськов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 5-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7127/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальным результатом образования в наши дни является функциональная грамотность обучающихся. Одной из эффективных педагогических практик, используемых педагогом при организации учебной и внеурочной детальности, является формирование поисковой активности — выполнение обучающимися заданий поискового характера, учебных исследований при реализации проектной технологии.
Великий педагог XIX века К. Д. Ушинский говорил: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь!». Результатом овладения обучающихся системой предметных ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации выступает функциональная грамотность. Процесс формирования функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности. Рассмотреть его предлагается в контексте исторического краеведения.
Серебряковой Галине Иосифовне, русскому писателю, принадлежит высказывание о том, что история признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.
Исходя из терминологических определений личности, персоны, историческими личностями можно считать людей с ярко выраженной индивидуальностью, оставивших значительный след в истории. На основе изучаемых фактов в сознании обучающихся формируются конкретные представления, складывается определённая система исторических понятий. Особенно это ярко выражается при работе с материалами краеведческого характера. К. Д. Ушинский выступал за такое «учение, которое основывается не на отвлечённых представлениях, а на конкретных образах, наглядности». Одним из видов работы с историческими представлениями является создание представлений об исторических личностях.
В описании модели формирования поисковой активности обучающихся приводится опыт организации деятельности группы обучающихся по формированию функциональной грамотности в процессе изучения персоналии Легошиной Нины Николаевны, 05.10.195г.р., уроженки с. Грабово Пензенской области, в процессе участия в реализации проектной технологии. Творческий проект выступает интегративным дидактическим средством развития и формирования продуктивных умений обучающихся. В основу работы заложено исследование жизненного пути Н. Н. Легошиной с позиции проводимой оценки личности по отдельным, но ярким штрихам к портрету (биографические данные, вклад человека в сохранение и приумножение культурно-исторического наследия и семейных ценностей); выборе модели тиражирования информации о персоналии.
Применение модели организации поисковой активности обучающихся при реализации проектной технологии предполагает совокупность исследовательских, поисковых методов с целью их творческой реализации, активную самостоятельную работу обучающихся по постановке проблемы, поиску ее решений, а также формулировке, подробному анализу и оценке конкретного решения. Технология помогает раскрыть творческих потенциал обучающихся, развивает практические навыки применения полученных теоретических знаний, развивают аналитическое и критическое мышление.
Полученный в ходе исследования краеведческий материал о жизни и трудовом пути Легошиной Н. Н. может применяться на практике учителями истории в курсе преподавания и при подготовке уроков, внеклассных мероприятий в музее, а созданная модель тиражирования сведений о персоналии является общедоступной и популярной в современной действительности.
Этапы работы над проектом (по Е. С. Полат, Н. Ю. Пахомовой)
Этапы работы над учебным проектом |
Содержание этапов работы над проектом |
Деятельность членов проектной группы\руководителя |
Сроки |
Мотивационный этап |
Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования |
Руководитель проектной группы заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой. Члены проектной группы обсуждают, предлагают собственные идеи. |
Устанавливаются руководителем проектной группы |
Планирующий (подготовительный, проектировочный) этап |
Выдвижение гипотез, их решений («мозговая атака», круглый стол и т. д.) |
Определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности. |
|
Обсуждение методов исследования (анализ инф., наблюдение, опрос и т. д.) |
|||
Обсуждение способов оформления конечных результатов (доклад, игра, видеоклип, презентация и др.) |
|||
Информационно-операционный |
Сбор, систематизация и анализ полученных данных |
Деятельность членов проектной группы: – Постановка проблемных вопросов. – Проведение анкетирования. – Сбор аналитических данных и изучение библиографических источников информации по выбранной теме. – Составление плана написания деловой автобиографии. Руководитель проектной группы: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником. |
|
Практический (моделирующий) |
Выполнение запланированных действий |
Деятельность членов проектной группы: – Самостоятельная поисковая и исследовательская работа. – Встреча с Легошиной Н. Н. Интервью. – Посещение школьного музея. Сбор документов, фотографий. – Составление тематического материала. – Выбор социальной сети для размещения акаунта. – Наполнение информационным контентом акаунта Руководитель проектной группы: наблюдает, координирует, помогает в решении возникающих вопросов. |
|
Контрольно-коррекционный |
Подведение итогов, оформление результатов, их презентация |
Деятельность членов проектной группы: – Осуществление самооценки готовности к защите проекта. Руководитель проектной группы: координирует готовность к защите проекта. |
|
Рефлексивно-оценочный этап |
Деятельность членов проектной группы: – Представляют продукт собственной проектной деятельности. – Осуществляют устную или письменную самооценку – Участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы. Руководитель проектной группы: выступает участником коллективной оценочной деятельности, координирует, направляет рефлексивно-оценочную деятельность учащихся. |
||
Выводы, выдвижение новых проблем исследования |
Объектом поисковой активности при реализации проектной технологии выступает биография Легошиной Нины Николаевны, 05.10.195г.р., уроженки с.Грабово Пензенской области.
Предмет исследования — жизненный путь Н. Н. Легошиной, её вклад в сохранение и приумножение культурно-исторического наследия и семейных ценностей на фоне сменяющихся исторических периодов.
Цель :
Изучение персоналии Легошиной Нины Николаевны, её личного вклада в историческое становление родного края и сохранение культурного наследия семьи и жителей Бессоновского района с последующим обобщением сведений и выбором модели их тиражирования.
Задачи:
- Изучить литературные источники информации по проблеме персоналистики и особенностей предметного анализа структуры биографического изложения.
- Провести интервью с Легошиной Н. Н. и составить биографический портрет её персоналии.
- Изучить личный вклад Легошиной Н. Н. в историческое становление родного края и сохранение культурного наследия семьи и жителей Бессоновского района в разрезе событий в истории России в 20 веке.
- Определить форму обобщения сведений персоналии и модель их тиражирования.
- Продолжить формирование компетентности в сфере самостоятельной исследовательской деятельности;
- Продолжить развитие творческого потенциала, личной информационной и коммуникативной культуры;
Хронологические рамки: Период, выбранный для рассмотрения: 5 октября 1950 год по текущий период.
Предпринята попытка изучения уникальной персоналии Бессоновского района Пензенской области- Легошиной Нины Николаевны, краеведа, ветерана педагогического труда, отличника народного просвещения. Нина Николаевна является основоположником школьного краеведческого музея, создателем районного краеведческого музея, односельчанином.
Свободная энциклопедия «Википедия», размещенная на портале https://ru.wikipedia даёт следующее определение понятию Персоналия — это биографическая статья о человеке, составленная в соответствии с рекомендациями, устанавливающими последовательность однотипных элементов в преамбулах :
– антропоним : подлинное личное имя персоны;
– даты жизни;
– место рождения
– уточняющие предикаты
– определяющие предикаты — указание основного рода деятельности описываемой персоны.
На современном этапе развития исторической науки проблема роли личности в истории стала одной из приоритетных. Каждая эпоха извлекает из прошлого созвучные ей имена, аккумулируя в них интерес современников. Биография — особый род исследования, название которому дали еще древние греки, соединив воедино два слова: «bios» — что означает «жизнь» и «grapho» — «пишу», отчего получилось — «biographiа» — «жизнеописание».
Во время проведения констатирующего исследования организовано анкетирование участников образовательного процесса: обучающихся 7–11 классов (по 2–3 представителя от класса) в возрасте 13–18 лет, педагогов, родителей. Респондентам (в зависимости от возраста и категории) предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Рассказывает ли вам учитель об исторических личностях на уроках истории?
- Нравится ли вам узнавать об интересных фактах жизни известных деятелей?
- Какие подробности вас больше всего интересуют?
- Кого из жители села Грабово или Бессоновского района вы назвали бы в качестве исторической личности, внесшей значительный вклад в становление и развитие села, района?
- Знаете ли вы его биографию? Интересна ли она вам?
Анализ результатов анкетирования сам по себе лег в основу тематического направления работы- изучение персоналии и Н. Н. Легошиной в истории родного края. Оригинальность и глубина понимания темы проявляется в том, что в работе нельзя ограничиться изучением жизненных этапов и непосредственного вклада Н. Н. Легошиной в целом, как бы он ни был значителен, без приведения параллелей с историческими событиями страны. Убедительно и аргументированно следует показать глубокую историчность мыслей, идей всех дел и свершений, её стремление сохранить и приумножить память земляков, культурные ценности народов Пензенского края, что должно прослеживаться в качестве главного акцента в раскрытии персоналии Н. Н. Легошиной.
В работе раскрывается особенности персоналии человека, его жизненные принципы, источники вдохновения, идеалы. Проводится некая параллель жизненных обстоятельств, свершений и трудов с историческими событиями, происходящими в области и в стране.
В процессе реализации информационно-аналитического этапа работы над составлением информационной базы по объекту исследования изучены литературные источники информации, личные документы респондента, проведено интервью с Легошиной Н. Н.. Так, В. Е. Малязёв в статье о Легошиной Нине Николаевне, опубликованной на стр. 152–153 издания «Бессоновская энциклопедия» описывает биографические данные респондента, достижения и направления общественной деятельности, награды. Все данные, приведенные В. Е. Малязёвым в издании, подтверждены в ходе интервью с респондентом, наградными материалами и личными документами.
На основании полученной информации из энциклопедических источников и интервью с респондентом составлен биографический паспорт персоналии.
- Фамилия, имя, отчество: Легошина Нина Николаевна Легошина.
- Дата и место рождения: 05 октября 1950 года, село Грабово Пензенской области.
- Краткие биографические сведения: Закончила Грабовскую среднюю школу (1967г.); естественно-географический факультет ПГПИ им.В. Г. Белинского (1970г.).
1967 год — начало трудовой деятельности в должности старшей пионервожатой Грабовской средней школы.
1980–1995гг. — инструктор аппарата Бессоновского РК КПСС, курировала направления военно-патриотического воспитания, устного политического воспитания, проведение ленинской пятницы.
1995–2005гг. — директор Центра творчества детей и молодежи Бессоновского района Пензенской области.
2005–2015гг.- директор районного краеведческого музея, председатель районного Совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов.
С 2015 года вышла на заслуженный отдых.
Изучив материал «Вся жизнь её-творчество», опубликованный в газете «Наша газета-Бессоновские известия» № 39 от 02 октября 2020 года, можно сделать вывод о том, какой многогранной личностью является Легошнина Н. Н. Здесь уместно провести параллели жизни и творчества Легошиной Н. Н. с историческими событиями, происходящими в стране и в мире; оценить участие и её вклад в создание истории Бессоновского района.
Ведя продуктивную педагогическую деятельность, возглавляя правофланговую дружину Грабовской средней школы имени Героя Советского Союза И. Г. Кармишина, осуществляя масштабную краеведческую и поисковую работу, Н. Н. Легошина была удостоена права быть делегатом третьего Всероссийского съезда учителей в Москве.
По данным Педагогического энциклопедического словаря в России съезды педагогов были одной из важных форм общественно-педагогического движения, отражающиеся в истории 20 века в педагогическом сообществе и страны в целом. Они способствовали развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулировали творческий поиск и обмен опытом. Это были масштабные, по характеру- торжественные мероприятия с отчётами о достижениях в образовании, демонстрировавшими активность педагогов в реализации решений съездов КПСС, обсуждением проблем образования и школы.
Масштабность и участие Н. Н. Легошиной в данном историческом событии подтверждают издание «Список делегатов Всесоюзного съезда учителей... Текст по РСФСР» и наличие значка «Всесоюзный съезд учителей. Москва 1978. СССР».
В материале «Какой могла быть Пензенская область», опубликованном 15 декабря 2017 на информационном портале «Пенза-онлайн», Антон Инюшев описывает экономическое развитие Пензенского региона, преимущественно, сельских населенных пунктов. «В конце 70-х — начале 80-х в Советском Союзе значительное внимание стали уделять развитию села, в том числе и малых сел. Прежняя концепция, по которой малые села должны постепенно уходить в прошлое, была признана неверной. Теперь развивать планировали не только центральные усадьбы, но и совсем маленькие населенные пункты. В районах Пензенской области в 80-е годы происходили заметные изменения. Строилось очень много детских садов, школ, развивалась производственная база. Кардинально менялась ситуация с жильем на селе. Этот период характеризуется не только социальным развитием села, но и размахом патриотических мировоззрения и гордости. В строю участники Великой Отечественной войны, острым осколком в груди режет память о погибших и пропавших на фронтах войны близких и родных.
Важными символами воинской славы были и есть памятники и монументы вооруженным защитникам Отечества. Возведение памятников возникло в глубокой древности с целью увековечивать память о важных событиях. Наиболее распространенным типом являлись скульптурные фигуры или группы. Из интервью с Легошиной Н. Н. стало известно, что, работая с 1980 года в аппарате Бессоновского райкома партии и курируя военно-патриотическое воспитание, она не смогла не выйти с предложением строительства комплекса погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны в родном селе Грабово. Мечта её осуществилась. В центре села установлен величественный памятник из семи фигур — единственный в области. Не без участия Нины Николаевны создали памятник воинам в селе Чертково, открыты мемориальные доски на улицах героев Советского Союза П. В. Моксина, И. Г. Кармишина и крестьянина-революционера Д. Е. Грибова.
90-е годы 20 века стали эпохой больших перемен и потрясений в стране. Происходили важные события, как в социальной сфере, так и во внешней политике государства. Людям пришлось столкнуться с новыми реалиями страны и быстро адаптироваться к ним. Организаторский талант, умение работать с детьми и взрослыми, уважение и авторитет позволили Легошиной Нине Николаевне в этот период возглавить районный Центр детского творчества. И Нина Николаевна начала покорять новые вершины. Труд её не пропал даром, получив почётное второе место в области за авторский проект «Возрождение». Эта награда дала новый толчок в организации и открытии мастерской народных промыслов и ремёсел в селе Бессоновка.
Нина Николаевна- инициатор создания Бессоновского краеведческого музея, музея лука, персональных музеев на дому жителями населенных пунктов Бессоновского района. Временной период с 2005 года по 2015 год отмечен в биографии Легошиной Н. Н. как десятилетие активной деятельности в качестве директора районного краеведческого музея, председателя районного совета ветерана, внештатного корреспондента районной газеты «Наша газета- Бессоновские известия». С её подачи даже некоторые частные коллекции (а их в районе пять на дому) получили официальный статус филиала районного музея.
Творческим результатом работы над проектом группы обучающихся стало создание музея на диване в сервисе Инстаграм (Instagram) как модели тиражирования и популяризации сведений о персоналии Н. Н. Легошиной. Нина Николаевна Легошина всю жизнь увлечена идеей построения счастливой жизни для грядущего поколения. Она — участник больших и многих исторических событий района. В селе Грабово Бессоновского района Пензенской области на улице Школьная 18 мая 2015 года, в День музеев, в доме Легошиной Н. Н. был открыт музей на дому «Все радости жизни в творчестве» (Филиал № 5 Бессоновского краеведческого музея). В ходе выполнения работы проведено изучение музейных экспозиций музея на дому. Под размещение выставок в доме отведено 1 помещение зала, площадью 25 кв. м., с естественным освещением.
Определены основные тематические направления выставок музейных экспонатов:
– «Семья моя — моя отрада», где собраны материалы, личные фотографии близких и родных, расположена на полках книжного шкафа.
– «Мои года- моё богатство»- сборники фотографий и описаний к ним, сделанные в круглые даты жизни и в соответствующие периоды на работе и в семье, грамоты и знаки.
– «Комсомольская юность моя!»
– «С песней по жизни»
– «Завод «Спецавто» в судьбе моей семьи».
Экспонаты музея собирались в течение 30 лет. Первым экспонатом музея на дому стала машинка швейная «Зингер», самыми дорогими экспонатами являются шелковый платок, который носила мама Легошиной Н. Н., и семейный альбом, хранящий документы о родных и близких, наградные листы, фотографии.
Большая часть экспонатов и документов размещены на столах, тумбах, двух креслах и на диване.
В качестве тематической привязки к преамбуле работы разработано творческое решение создать музей на диване в сервисе Инстаграм (Instagram) в качестве модели тиражирования и популяризации сведений о персоналии Н. Н. Легошиной, соответствующее требованиям 2022 года- года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России; отвечающее вызову существующей действительности- борьбе с распространением COVID-19 -социальное дистанцирование, самоизоляция и карантин.
Предлагается создать Аккаунт (страница, профиль) — личную страничку в сервисе Инстаграм (Instagram), куда загружается уникальный контент (фото и видео) домашнего музея, собранного лично Н. Н. Легошиной. В аккаунте представлены анонсы самых важных выставок, информация об экспонатах и многое другое, что может быть полезно посетителю виртуального музея и соответствует ожиданиям современной аудитории. Особое внимание уделено #Хештегу — слову-метке, по которой в социальных сетях группируются посты, что создаёт дополнительную удобную навигацию для пользователей.
Продуктом проекта стал Аккаунт — страничка в сервисе Инстаграм (Instagram) по адресу: muzey_na_divane.
Литература:
- Бессоновская энциклопедия \ Ред.-сост. В. Е. Малязёв- Пенза, 2010
- Газета «Наша газета-Бессоновские известия», № 39 от 02 октября 2020 г.
- Информационный портал «Пенза- онлайн» \https://penza-online.ru/.
- Карл Маркс \ Г. И. Серебрякова- Москва: Мол. гвардия, 1962.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая рос. энцикл., 2002.
- Свободная энциклопедия «Википедия»\https://ru.wikipedia
- Список делегатов Всесоюзного съезда учителей... Текст по РСФСР Всесоюзный съезд учителей- М., 1978.
- А. Инюшев «Какой могла быть Пензенская область», 15 декабря 2017