Народная мудрость — основа духовно-нравственных устоев
Авторы: Казарцева Светлана Анатольевна, Ежова Ирина Леонардовна, Мишина Светлана Ивановна
Рубрика: Педагогическая публицистика и эссе
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 03.03.2022
Статья просмотрена: 55 раз
Библиографическое описание:
Казарцева, С. А. Народная мудрость — основа духовно-нравственных устоев / С. А. Казарцева, И. Л. Ежова, С. И. Мишина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7156/ (дата обращения: 16.11.2024).
О низком уровне нравственности молодежи прошлые поколения говорили, и будут говорить всегда. Но в данное время эта тема становится все более острой. Взрослое поколение много говорит об этом, но порой не знает, что делать, не понимает, что и как необходимо воспитывать в детях сегодня, чтобы их чада стали и высоконравственными, и динамичными, и современными одновременно, под стать новому обществу.
С каждым годом люди всё реже и реже задумываются о своих поступках, словах, стараются оставаться в стороне, не вмешиваясь в жизнь других людей.
Целью современного человека становится стать как все. Штампованное сознание подталкивает людей к созданию общества ленивых потребителей. Каждому хочется пристроить своего ребенка так, чтобы тот меньше работал, но больше зарабатывал. Не случайно наше нынешнее поколение желает стать президентами, бизнесменами в отличие от их прабабушек и прадедушек мечтавших быть милиционерами и космонавтами. У современных детей сейчас формируется образ измененного сознания. Многим родителям, занятым финансовыми вопросами, удобнее заработать и отдать деньги за воспитание и образование детей. У них катастрофически не хватает времени на общение. Современный темп жизни не дает нам возможности дать детям осмыслить, прожить, прочувствовать ту или иную ситуацию, мы на ходу вбиваем детям моральные штампы. Так нельзя, а так, надо. Любой ребенок с готовностью ответит, что такое хорошо, а что такое плохо, но все это он воспринимает на автомате, так как нет времени на осмысление поступков. Порой неосознанно, взрослые выхолащивают чувства детей, желанием ускорить процесс воспитания, оправдывая себя большой занятостью.
В современном обществе умирают чувства. Взрослым порой проще откупиться от ребенка за свое невнимание кучей игрушек, компьютерной техникой, не признавая приоритетов воспитания и развития на разных возрастных этапах детства, а впоследствии, тонны сломанных и выброшенных игрушек, которыми дети не научены играть, ремонтировать. Это измененная система нравственных эталонов, вменяемая незрелой психике средствами массовой информацией, искаженных нравственных и жизненных ценностей на бессознательном уровне. Знаменитые стихи Себастьяна Бранта «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему…» как нельзя лучше отражают суть нравственного воспитания. Взрослый своим примером создает у ребенка нравственные привычки, стиль поведения, взаимоотношения в социуме, создавая образцы реагирования на различные ситуации.
Высокий темп современной жизни оставляет все меньше времени на философствования и размышления. Людям все меньше хочется думать и все больше получать краткие ответы на интересующие их вопросы. Современным родителям для осознания той или иной проблемы наиболее близки и понятны краткие изречения. Произнесенные когда-то людьми простые слова, но имеющие очень глубокий смысл, затрагивающие душу, со временем становятся афоризмами. В них содержится истина, правда о жизни в былые времена. Они помогают воспитывать уверенность, поддерживают в трудную минуту, дают силы, помогают справиться с нахлынувшими проблемами, отвлекают от неприятностей, заставляют думать и рассуждать. Народная мудрость немногословна. Афоризм не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. Афоризмы выражают общечеловеческие ценности, а потому имеют непреходящее значение. Сила афоризмов в том, что практически на все случаи жизни можно подобрать подходящий. Мудрые афоризмы великих людей настраивают на серьезный лад. Авторитеты оказывают огромное влияние на поведение людей. Авторитетам доверяют, им повинуются, к ним прислушиваются, на них равняются.
Во времена наших предков существовал негласный закон, вечерами старшее поколение семьи рассказывали сказки или «заводили рассказ», который повествовался «глаза в глаза», спокойным размеренным голосом. Сказки использовались не столько для развлечения, сколько для назидания, помните: «сказка ложь, да в ней намёк...” Проживая с героями различные жизненные перипетии, ребенок, сопереживая и предвосхищая события, мог сопоставить и переосмыслить свое поведение с поведением персонажа, перенять его опыт, сделать выводы, получить знания о жизни, проиграть негативные роли и чувства, при этом не быть наказанным. Сказки всегда были и являются замечательным методом воспитания и обучения. Вот и возьмём древний метод воспитания детей на вооружение, ведь сказки учат тому, что нужно быть мудрым, что добро побеждает зло, что даже из самой запутанной ситуации можно найти выход. Сказка помогает запечатлеть такой «образ мира» в человеческой душе и тогда труднее мириться с несправедливостью и безнравственностью.
Потому-то и нужны нам сказки — и детям, и взрослым, чтобы однажды, когда, кажется, весь мир против тебя, хватило сил сказать: «Я знаю, что я прав!» Дети нуждаются в сказкотерапии, чтобы подкрепить себя житейскими знаниями и научиться мудрому отношению к жизни, важно подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он начал задумываться, научился копать глубже, извлекать очевидные и не очевидные смыслы и т. д. Проживая в своей сказке в качестве определенного героя, ребенок осмысливает свои поступки, вооружается способами разрешения своей проблемы, ищет новые подходы и обретает новые ценности, пусть это будет дошкольник, подросток или уже молодой человек.
Сказки никогда не устареют. Они, как существовали четыре тысячи лет назад на папирусе, так и сейчас, в век новых технологий, существуют на сотнях сайтов в Интернете. Они как звучали, так и продолжают звучать и в глухой сибирской деревне, и в мегаполисе, ненавязчиво закладывая нравственные устои у детей.
Литература:
- Калугин В. Фольклор народов России: в 2 т. Т. 1. Антология. М.: Дрофа, 2009. 320 с.
- Костина А. В. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. «Баланс интересов» в современном обществе. М.: Либроком, 2009. 216 с.
- Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. М.: Паритет, 2005. 240 с.
- Налепин А. Л. Два века русского фольклора. М.: ИМЛИ РАН, 2009. 504 с.
- Разумова И. А. Потаенное знание современной русской семьи. М.: Дрофа, 2001. 376 с.
- Брант С. Родителям о воспитании [Сайт] https://millionstatusov.ru/aut/brant/t/vospitanie.html