Сценарий фольклорного развлечения «Встречай Масленицу»
Авторы: Осипова Жанна Петровна, Кондакова Наталья Геннадьевна, Лебедева Рита Ильясовна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (38) апрель 2022 г.
Дата публикации: 16.03.2022
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Осипова, Ж. П. Сценарий фольклорного развлечения «Встречай Масленицу» / Ж. П. Осипова, Н. Г. Кондакова, Р. И. Лебедева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 2 (38). — С. 66-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/219/7183/ (дата обращения: 19.12.2024).
Дошкольное детство — сензитивный период для развития речи ребёнка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. А проблема развития речи детей средствами малых фольклорных форм на сегодняшний день имеет особую значимость.
В связи с эти одним из направлений воспитательно-образовательной работы нашего ДОУ стало ознакомление детей с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, музыкальным наследием. Система работы получила отражение в комплексной программе «ЛАД», разработанной коллективом ДОУ и получившей положительную рецензию Кемеровского областного института усовершенствования учителей. В педагогической практике мы применяем фольклорные тексты, народные подвижные игры, песенный фольклорный материал. Эффективность данной работы подтверждают результаты мониторинга речи детей. Итогом совместной работы специалистов ДОУ являются разработанные фольклорные развлечения, проводимые по тематическому плану.
Предлагаем сценарий фольклорного развлечения «Встречай Масленицу».
Цели: Автоматизация поставленных звуков в связной речи на материале малых фольклорных жанров. Обогащение и активизация словаря. Развитие внимания, памяти, восприятия, чувства ритма, координации движений. Воспитание интереса к фольклорному наследию, традициям русского народа по встрече Масленицы.
Предварительная работа:
Автоматизация поставленных звуков на индивидуальных логопедических занятиях. Разучивание народных дразнилок, пословиц о труде, поговорок о блинах, частушек, загадок. Разучивание народных игр «Бег в мешках», «Лапти», «Перетягивание каната, «Гори, гори ясно». Разучивание песен «А мы Масленицу ждали», «Блины», заклички «Тинка-тинка, подай блинка», хоровода «Как на тоненький ледок».
Оборудование:
Оформление зала в народном стиле, костюмы персонажей и детей, реквизит для инсценировок, фонограммы с фольклорными мелодиями, народные музыкальные инструменты, чучело Масленицы, канат, мешки, блины.
Персонажи: ведущая, Масленица, Фома, Ерёма.
Ход:
Дети входят в зал под народную мелодию и рассаживаются на стульчики.
Затем входит Ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, ребятишечки, девчоночки и мальчишечки. А знаком ли вам такой праздник — Масленица? Иногда этот праздник называют проводами русской зимы. Масленица — один из любимых зимних праздников русского народа. Масленицу называют честной, широкой, весёлой. Повеселимся и мы! Но сначала позовём Масленицу!
Дети: Позовём.
Девочка: Боярыня Масленица! Приезжай к нам в гости на широкий двор: на горах покататься, в блинах поваляться!
Мальчик: Душа ль моя Масленица! Приезжай к нам в гости на семидесяти санях, на широкой лодочке в город пировать!
Ведущая: Что-то не идёт к нам Масленица, видно плохо зовём её, давайте-ка все вместе, я буду звать, а вы последнюю строчку вместе повторяйте.
Дорогая Масленица, дорогая Авдотьюшка! Дуня белая, румяная, коса длинная, лента алая, платок беленький, шуба синяя. Приезжай Масленица, в гости на широкий двор.
Под музыку в зал входит Масленица.
Ведущая: Здравствуй, сударыня Масленица! Надолго ль к нам пожаловала?
Масленица: Всего лишь на семь денечков. Первый — встреча, седьмой — проводы.
Ведущая: А с чем ты к нам, Масленица, пожаловала?
Масленица: Встречайте меня радостно, сытостью и довольством.
Ведущая: Мы встречаем тебя хороводом.
Дети исполняют хоровод и песню «Как на тоненький ледок».
Ведущая: А теперь попросим у Масленицы угощение. А ы знаете, чем люди угощаются на этот праздник?
Дети хором: Блинами.
Ведущая:-А на что похожи блины?
Дети: Блины похожи на солнышко, такие же круглые, горячие, жёлтые.
Ведущая: О блинах много поговорок сложено Кто знает?
Дети рассказывают по очереди:
Блин брюха не портит. Без блинов нет Масленицы. Без блинов не Масленица, без пирогов не именины.
Дети поют закличку:
Тинка, тинка, подай блинка, оладышка-подзабавышка.
Масленица, не скупися, масляным блинком поделися.
Масленица: -Блины печь — дело непростое, угощение заслужить надо. А ну-ка, спойте песню про блины.
Дети исполняют русскую народную песню «Блины».
Масленица: А хорошо ли вы меня ждали-дожидались?
Ведущая: Сильно ждали, долго дожидались.
Девочка:- Масленица-кривошейка, встретим тебя хорошенько. С блинами, с каравайцами, с вареничками, с сыром, маслом, калачом и с печёным яйцом.
Дети поют закличку:
А мы Масленицу дожидали, дожидали, люли, дожидали,
Сыром ватрушки укладали, сверху маслицем поливали,
Поливали, люли, поливали.
Ведущая: На Масленицу всегда катались с гор, играли в снежки, строили снежные крепости. (Игра «Попади снежком в цель»).
Масленица: А теперь отгадайте мои загадки. Белое, да не вода, сладкое, да не мёд. От рогатого беру деточкам его даю. (молоко)
Пыхтит и пузырится. Ему в квашен не сидится- в печь просится. (тесто)
Дяденька смеётся, на нём шубонька трясётся. (кисель)
Мирошка сидит на ложке, свесивши ножки. (лапша)
Игра «Гори, гори ясно».
Ведущая: Хочешь, Масленица, наши частушки послушать?
Девочки поют народные частушки.
Как на Масляной неделе из трубы блины летели.
Ой, блины, блины. Блины, ой, блиночки мои.
Как на Масляной неделе со стола блины летели.
И сметана, и творог- всё летело на порог.
Масленица: Весёлые вы, ребята. В старину во время гуляний раздавались шутливые дразнилки — не для обиды, а для веселья.
Выходят дети и по очереди произносят дразнилки.
Николай, Николай, сиди дома, не гуляй, в балалаечку играй.
Ах ты, Сашка-таракашка, на сарай полезай.
Там кошку дерут, тебе хвостик отдадут.
Маринка-корзинка прыгала, скакала, в болото упала.
У Егора на носу кошки драли колбасу.
Андрей-воробей, не гоняй голубей. Гоняй галочек из-под палочек.
Наташка-пышка на улицу вышла. На камушек села, три яблочка съела.
Ведущая: Хватит, ребята, ссориться и дразниться.
Не пора ли нам поиграть- повеселиться? (Игра «Лапти»).
Масленица: Молодцы. А знаете ли вы пословицы о труде? Я начну говорить, а вы продолжайте.
Ученье — свет, а (не ученье — тьма). Готовь сани летом, (телегу зимой).
Не сиди сложа руки (не будет в доме скуки). Маленькое дело лучше (большого безделья).
Ведущая: А ещё к нам в гости пожаловали братья Фома и Ерёма.
Фома: Здравствуй, брат Ерёма!
Ерёма: Здравствуй, брат Фома!
Фома: Куда путь держишь?
Ерёма: На ярмарку иду.
Фома: На работу так позади последних, а как на ярмарку наперёд первых.
Кто ж тебе про ярмарку сказал?
Ерёма: Кума сказала.
Фома: А кума откуда знает?
Ерёма: Кума всё знает, что на свете делается. Другой раз ещё ничего не сделалось, а кума уже всем на ухо шепчет. А ты, брат Фома бывал на ярмарке?
Фома: Бывал.
Ерёма: Велика?
Фома: Не мерял.
Ерёма: Сильна?
Фома: Не боролся.
Ерёма: А кого ты на ярмарке видел?
Фома: Видел как на цепи водили корову безрогую, бехвостую, без вымени, глаза у неё маленькие, а лоб широкий.
Ерёма: Так это медведь был.
Фома: Какой там медведь. Я медведя знаю. Медведь серый, хвост длинный, поджатый, пасть зубастая.
Ерёма: Да это ж волк.
Фома: Всё ты брат говоришь не в толк. Я раньше волка знавал. Он маленький, беленький, ушки длинные, глазки косенькие.
Ерёма: Это заяц.
Фома: Какой там заяц. Я зайца знавал. Он рыженький, маленький, по веткам прыг да скок, орешки грызёт.
Ерёма: Да это ж белка.
Фома: Хватит спорить, давай играть. (Игра «Бег в мешках». Игра «Перетягивание каната»).
Масленица: Да, хорошую встречу и добрые проводы вы мне подготовили. Спасибо вам, ребята. (Масленица и ведущая угощают детей блинами.
Гости уходят. Затем дети со взрослыми выходят на улицу и сжигают чучело).