Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.

Дата публикации: 16.05.2022

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Салмина, А. Ю. Образовательная среда как стимулирующий фактор развития связной речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / А. Ю. Салмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7342/ (дата обращения: 17.10.2024).



Актуальным вопросом в дошкольном образовании детей с ТНР является создание условий для речевого развития, что даёт возможность социализации в обществе.

Всем известно, что на развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. Дошкольное учреждение — это место, где ребенок получает опыт эмоционально — практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в важных для его развития сферах жизни. И возможность получения такого опыта расширяется при условии овладения ребёнком речью. Речь играет важнейшую роль в развитии психики ребенка, познавательной деятельности, осуществлению межличностных контактов, что способствует расширению его представлений об окружающем мире.

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей, развитие речи которых затруднено уже в раннем возрасте. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении, ограничивают возможности познания окружающего действительности и получения социального опыта.

Успешность речевого развития ребенка, имеющего нарушения речи зависит не только от программы и методики развития речи, но и — в большей степени — от условий, в которых оно протекает, то есть от правильно организованной образовательной среды, т. к. она выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе речевого развития ребенка. От уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие всё то, что способствует социализации ребенка в обществе.

В связи с этим встает вопрос создания оптимальных психолого-педагогических условий, поиск средств и методов для полноценного речевого развития детей средствами среды. Важнейшей предпосылкой для решения данного вопроса можно считать создание обстановки, стимулирующей речевое развитие ребенка, то есть образовательной речевой среды.

Согласно ФГОС ДО образовательная среда состоит из следующих компонентов:

– развивающая предметно-пространственная среда;

– взаимодействие участников педагогического процесса;

– содержание дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда — как составная часть образовательной среды, представлена образовательным оборудованием, материалами, мебелью, инвентарем, играми, игрушками и т. д.

Взаимодействие участников педагогического процесса — это согласованная деятельность воспитателей, специалистов, детей и родителей по достижению совместных задач и результатов.

Содержание дошкольного образования — это педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также элементов социального, познавательного и речевого опыта.

Компоненты развивающей образовательной среды выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Создание образовательной речевой среды предполагает сбор средовых ресурсов и их последующее объединение в один комплекс с учетом требований, предъявляемых современной педагогикой.

Рассмотрим основные группы средовых ресурсов образовательной речевой среды для детей с нарушениями речи:

– пространственные

– предметные

– организационные

– социально-психологические.

Пространственный аспект образовательной речевой среды — организация многофункционального, комфортного и эстетичного пространства, стимулирующего речевое развитие ребенка.

При организации пространства дошкольных групп и логопедического кабинета должна соблюдаться эстетическая составляющая образовательной среды — окраска стен, подбор цветовой гаммы жалюзи, элементов внутреннего дизайна, единообразный стиль оформления центров (уголков, микрозон), что способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта. Немало внимания должно уделяться гигиеническим требованиям — достаточная освещенность, мебель в соответствии с результатами антропометрии и прочие.

Обстановка группы должна стимулировать речевое развитие ребенка, с этой целью в дошкольных группах создаётся литературный центр (речевой уголок), который располагается на несколько удаленном расстоянии от игровой зоны, в хорошо освещенном месте, красочно и эстетически оформленный, обеспечен свободный и удобный доступ для ребёнка. Размещённые в нём кресла-пуфы, создают более комфортные условия для детей и делают их более привлекательными и вызывают стремление к самостоятельной деятельности.

Литературный центр (речевой уголок) условно разделяется на микрозоны:

– книжная

– музыкально-театральная

– игровая (дидактических, речевых игр)

При организации образовательной среды группы никоим образом не уменьшается значимость для речевого развития детей, создание центров (уголков) науки, творчества, строительства и т. д. Так как развитие речи и речевое общение осуществляется во всех видах детской деятельности и в разных формах. В данный момент делается акцент на конкретных пространствах среды, которые в большей степени касаются образовательной области «Речевое развитие».

В логопедическом кабинете также создаются все условия для речевого развития ребенка и традиционно выделяются 3 зоны:

– зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (где проводятся индивидуальные занятия по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика).

– зона для занятий — образована из стола и стула, настенной доски (магнитной).

– зона рабочего места учителя-логопеда — состоит из стола логопеда, шкафов для наглядных пособий, книг и пр.

Пространство дошкольных групп и кабинета учителя-логопеда организуется таким образом, чтобы дети могли в нем свободно перемещаться. Важно при моделировании среды необходимо избегать её перенасыщенности, а также помнить, что она должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению. Пространственные ресурсы тесно взаимосвязаны с предметными ресурсами.

Предметный аспект образовательной речевой среды решает задачи ближайшего речевого развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт ребёнка с окружающим миром.

Предметная среда должна соответствовать следующим требованиям:

– специальные средства, объекты, пособиями и материалы практически согласуются с уровнем актуального развития ребёнка

– дидактическое оснащение соответствует структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям.

– текстовые и иллюстративные пособия отвечают техническим и эстетическим требованиям (четкие, удобно обозримые, аккуратно выполненные и безопасные для детей).

– разнообразный и многофункциональный характер материалов.

Например, игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики, игры, предусматривающие компенсацию высших психических функций и составляющие психологическую базу речи. Только при таком подходе возможна эффективная работа по развитию связной речи дошкольников с ТНР.

В центре литературы (речевом уголке) размещаются пособия и материалы, способствующие развитию связной речи детей: книжная микрозона — сюжетные и предметные картинки, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, детские книги и журналы, магнитная азбука, демонстрационный материал «Государственные символы», «Наша Родина — Россия», «Народы мира»; музыкально-театральная микрозона — настольный, магнитный и пальчиковый театр, куклы би-ба-бо, настольная ширма, наборы детских музыкальных инструментов и звучащих игрушек; игровая микрозона — дидактические, речевые игры — лото, домино, кубики, разрезные картинки и т. п.

Оснащение логопедического кабинета должно включать следующее оборудование:

– аппараты и приборы: зеркала ручные и настенное, компьютерный моноблок, логопедический тренажёр «Дельфа», программно-методический комплекс «Логомер-2»

– специальная мебель и оборудование: логостол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда, столы и стулья для детей, подставка для ног.

– оборудование для демонстрации: настенная доска (магнитная), наборные полотна, фланелеграф, мольберт.

– дидактический материал: касса букв, слоговая таблица, звуковые и слоговые схемы, картинки — образцы артикуляционной гимнастики, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, наглядно-иллюстративный материал для развития речи, дыхательные тренажёры и др.

С целью мотивирования дошкольников к речевой деятельности, в литературном центре (речевом уголке) дошкольных групп и в логопедическом кабинете, располагаются игрушки-куклы (сказочные и мультяшные персонажи) и игрушки-животные, выполненные из различных материалов, с которыми дети с удовольствием играют. Взаимодействуя с ними, они учатся звукоподражать, менять интонацию и голос, перевоплощаясь в различных героев, правильно выстраивать фразы. Достижению данной цели способствует использование звуковых плакатов, книжек, игрушек. Систематическое обновление игрового материала, наглядных пособий и книг стимулирует познавательный интерес детей и любознательность, что также повышает мотивацию к речевой деятельности.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их речевое развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность. В связи, с чем особое значение при обучении детей с речевыми нарушениями имеют организационные составляющие образовательной среды, в первую очередь — соблюдение в образовательном учреждении и семье единого речевого режима (системы мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков).

Например, в начале появления заикания важно ограничить речевое общение ребенка — организовать режим молчания. Речь в присутствии ребенка с заиканием должна быть чуть замедленного темпа. При работе с детьми с моторной алалией важно соблюдать правило «не принуждать, а побуждать ребенка к речи», т. е. не заставлять его повторять, называть слова, а самому взрослому многократно повторять одни и те же слова в различных ситуациях. Это правило направлено на преодоление речевого негативизма, на побуждение ребенка к речи. Родители и педагоги должны помнить о вреде так называемого «сюсюканья» в общении с детьми. Также к организационным средовым ресурсам относится и дифференцированностъ дозировок методического и дидактического, а особенно речевого материала (с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы); подбор речевого и языкового материала, коммуникативно значимого для ребёнка, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям и возрасту.

При этом центральное место занимает речь педагогов. Речь педагога основной источник речевого развития детей в образовательном учреждении, выступает образцом для подражания, и он должен в совершенстве владеть речевыми навыками, которые передаёт детям:

Качество речи педагога характеризуется:

– правильностью — т. е. соответствие языковым нормам

– точностью т. е. адекватно отражать действительность и однозначно обозначать словом то, что должно быть сказано.

– логичностью — наличием в высказывании трех смыслообразующих компонентов: начало, основная часть и конец высказывания.

– чистотой — отсутствием в речи элементов, чуждых литературному языку (слова паразиты)

– выразительностью — применение таких языковых средств, которые позволяют усилить впечатление от высказывания, вызвать и поддержать внимание и интерес ребёнка.

– уместностью т. е. употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Социально-психологические ресурсы образовательной среды обеспечивают удовлетворение потребностей субъектов образовательной среды в благоприятном социально-психологическом климате на основе доверительного, доброжелательного общения и понимания друг друга, взаимного положительного оценивания.

Социально-психологическая составляющая среды, обеспечивает контакт педагог — ребёнок, педагог — родители, создает эмоциональный настрой на положительный результат и имеет большое значение в создании образовательной речевой среды. Педагоги и родители выступают как «трансляторы», через них осуществляется передача общечеловеческих норм и правил, они знакомят детей с доступными моделями речевого общения (здороваться, прощаться, благодарить), демонстрируют разнообразные вербальные и невербальные средства общения (мимика, взгляд, жест, пантомимика), формируют социальные навыки и поведение.

К социально-психологическим аспектам образовательной речевой среды относятся:

– социальные отношения — внимательность, терпеливость, доброжелательность, улыбчивость и отзывчивость участников образовательных отношений;

– умение строить работу в соответствии с индивидуальными особенностями детей, потребностями родителей.

– искренняя заинтересованность и желание педагогов помочь ребенку, постоянная готовность оказать ему необходимую помощь и поддержку в случаях затруднения.

– адекватная позиция родителей в отношении нарушения речи у ребенка и желание оказать поддержку ребёнку и педагогу по преодолению речевых нарушений.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что перечисленные ресурсы образовательной среды для детей с нарушениями речи не являются единственными и окончательно определенными. Рациональная организация образовательной речевой среды может быть обеспечена только на основе комплексной оценки возможностей детей с нарушениями речи, т. е. при реализации дифференцированного и индивидуального подходов. Проектируемые условия должны быть адресными и аутентичными, т. е. обеспечивающими благоприятный режим и темп жизнедеятельности ребенка с нарушениями речи в среде, способствующей его речевому развитию.

Литература:

  1. Кирьянова Р. А. «Проектирование предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида». СПб: «КАРО». 2007.
  2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи Сивалоб О. И., Мальцева Г. И. «Предметно-развивающая среда для старших дошкольников с нарушениями речи» // Логопед. — 2014. — № 6.
  3. ФГОС ДО, утвержденный приказом Министерства образования и Науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
  4. Гайдукевич С. Е., ГригорьеваТ. А., Баль Н. Н., Зыгманова И. В., Минснкова И. Н. «Организация образовательной среды для детей с особенностями психофизического развития в условиях интегрированного обучения». Учебно-методическое пособие. Минск, «БГПУ имени Максима Танка». 2006.

Похожие статьи

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Похожие статьи

Социализация ребенка с ОВЗ в группе через формирование толерантного отношения дошкольников к людям с ОВЗ

Рассматривается социализация особой категории детей с нарушениями всех компонентов речи при сохранном слухе и первично сохранном интеллекте. Авторы уделяют внимание толерантности дошкольников к детям с ограниченными возможностями здоровья. Описана ко...

Сенсорное развитие дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

В статье затронут вопрос выбора игровой терапии для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Так же рассмотрены практический подход и действия педагога в работе с детьми, вопросы установления контакт...

Использование мультипликационных фильмов для формирования социально приемлемого поведения у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Даная методическая разработка предназначена для специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи. Предложенная система занятий, способствует оптимизации их социального опыта.

Двигательная сказка как средство развития моторной памяти у детей с тяжёлыми нарушениями речи

В статье говорится о связи речи и моторной памяти как актуальной проблеме при подготовке детей к школе, раскрываются особенности технологии двигательная сказка при работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования с помощью приемов нейропсихологии

В статье представлены упражнения, направленные на помощь в развитии сенсорной интеграции, межполушарного взаимодействия, на стимуляцию мозжечковой зоны коры головного мозга, которые не «выравнивают» последствия речевых недостатков, а влияют на их при...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Формирование представлений о мире профессий у дошкольников с задержкой психического развития через проектную деятельность «Юные художники-декораторы»

Статья содержит теоретический анализ состояния проблемы и практический опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Проект апробирован и успешно реализован в соответствии с требованиями к образовательному проц...

Формирование положительной мотивации к обучению у обучающихся в условиях коррекционной школы

Учебная мотивация — это необходимое условие, которое способствует успешному обучению и усвоению программного материала. Поэтому одной из главных задач, которая должна решаться в специальной коррекционной школе в работе с детьми, имеющими нарушения в ...

Игра как основное средство социально-коммуникативного развития дошкольников

В статье рассматривается проблема социально-коммуникативного развития дошкольников, которая решается через игру, в результате чего происходит освоение общественных норм и нравственных ценностей, формируется социальный и личностный опыт.

Предметно-практическая деятельность как педагогический метод коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками с тяжелыми и множественными нарушениями развития в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово» (из опыта работы)

В данной статье рассматривается способность педагога через предметно-практическую деятельность, в данном случае — рисование, способствовать приобретению тонкомоторных навыков, которые побуждают к целенаправленному использованию рук и пальцев у детей ...

Задать вопрос