Этапы развития навыков у детей от 1,5 до 3 лет
Автор: Рыбина Анна Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (39) июнь 2022 г.
Дата публикации: 21.05.2022
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Рыбина, А. В. Этапы развития навыков у детей от 1,5 до 3 лет / А. В. Рыбина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 3 (39). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/225/7377/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дошкольное образование — образование на самых ранних этапах детства, начиная с младенчества и заканчивая поступлением в начальную школу в возрасте пяти, шести или семи лет (возраст варьируется от страны к стране). В работе будет изучена проблема дошкольного развития с 1,5 до 3 лет, основные этапы и особенности.
Ключевые слова: дошкольники, речевая сфера, этапы, социальная сфера, родители.
Институциональные механизмы дошкольного образования сильно различаются по всему миру, как и названия, применяемые к учреждениям. Термины, обычно используемые центрами по уходу за младенцами — теми, кто находится в первой фазе детства (от трех месяцев до трех лет) — это детская школа, дневной уход, ясли — термин ясли используется не только во франкоязычных странах, но и в таких местах как Скандинавия, Великобритания, Польша, Россия и Израиль. Как правило, материнская школа (в возрасте от трех до четырех или пяти лет) предшествует детскому саду (в возрасте от четырех или пяти до шести лет), но в некоторых странах — например, в Италии — ребенок идет от матери непосредственно в начальную школу.
Опыт детей в первые пять лет оказывает значительное влияние на результаты их развития в дальнейшем. В результате родителям и тем, кто работает с детьми, важно точно понимать, что происходит на этих ранних стадиях развития. Это позволяет им эффективно удовлетворять потребности ребенка и гарантировать, что у них есть лучший старт в жизни.
Однако исследования показали, что только 25 % родителей признают важность первых пяти лет; кроме того, подготовка воспитателей недостаточно охватывает ранние годы, несмотря на то, что дети все еще находятся в этом периоде, когда начинают ходить в школу. Это отсутствие осведомленности с обеих сторон может привести к неспособности обеспечить наилучшие условия для детей, и их прогресс может быть ограничен.
На каждом этапе развития дети приобретают навыки в четырех основных областях. Эти домены:
Коммуникативно-речевая сфера. Дети должны научиться общаться со всеми вокруг них. Помимо изучения языка, они учатся по очереди разговаривать и классифицировать окружающий мир. Это может быть чрезвычайно сложно и приводит к интересным ошибкам; например, когда ребенок узнает, что круглый объект является «мячом», он должен выяснить, означает ли это, что все круглое также называется мячом. Является ли луна шаром, и почему нет? Требуется время, чтобы понять, что отделяет одно слово от другого.
Физическая область. Со временем тело увеличивается в навыках и производительности, проходя через грубое моторное развитие (обучение использованию больших мышц, таких как руки и ноги) и развитие тонкой моторики (обучение использованию мышц для точных движений, таких как руки и пальцы).
Социальная и эмоциональная сфера. Детская идентичность, самооценка и восприятие чувств развиваются по мере их роста. Они также развивают отношения с другими людьми, учатся общаться и следовать светскому этикету.
Когнитивная область. «Когнитивные процессы» — это функции мозга более высокого уровня, включая мышление, знание, запоминание, суждение и решение проблем. По мере развития дети расширяют свое понимание окружающего мира, улучшают память, улучшают концентрацию внимания и совершенствуют навыки решения проблем. [3, с. 41]
Все эти области развития взаимосвязаны на каждом этапе — дети не могут прогрессировать в одной области, не прогрессируя в другой.
Этапы, которые встречаются в разных областях, были определены большим количеством исследований. Они предназначены для того, чтобы помочь родителям и тем, кто работает с детьми, понять, чего ожидать, чтобы они могли выявить любые задержки или проблемы и соответственно оказать адекватную поддержку.
Однако важно отметить, что этапы развития лучше всего рассматривать как общее руководство. Развитие, как правило, происходит в одном и том же порядке для каждого ребенка, но сроки являются гибкими. Различия между детьми не являются чем-то необычным обычно; как и на других этапах жизни, все люди разные. Развитие зависит от многих факторов, таких как окружающая среда ребенка, здоровье, генетика и семейное происхождение.
Если родитель обеспокоен прогрессом ребенка, необходимо держать заметки о периодах прохождения этапов, которые он достиг, и поговорить со своим воспитателем. Выявление задержек на ранней стадии может быть чрезвычайно полезным.
Причина, по которой раннее развитие ребенка настолько важно, заключается в том, что оно закладывает основы для остальной части жизни детей. Мозг наиболее восприимчив в течение первых пяти лет, что приводит к раннему опыту, оказывающему огромное влияние на развитие неврологических связей. Это влияет на функционирование мозга детей на протяжении всей их жизни.
Более конкретно, раннее развитие ребенка оказывает непосредственное влияние на поведение детей, социальные навыки, эмоциональные границы, способность формировать близкие отношения, готовность к школе и уровень достижений, даже во взрослом возрасте. [1, с. 19]
В результате для родителей и тех, кто работает с детьми, важно поддерживать и поощрять развитие во всех областях. Все дети учатся больше, если взрослые вокруг них делают целенаправленные усилия, чтобы помочь им. Родителям необходимо подумать о когнитивном развитии, например: дети могут выучить названия разных цветов или животных только в том случае, если им их сказали. С точки зрения общения, они могут выучить новые слова, только если с ними часто разговаривают — существует прямая связь между скоростью развития словарного запаса ребенка и количеством, которое мать говорила с ребенком в первый год. Позитивное поведение также необходимо поощрять в ранние годы, чтобы они понимали, чего от них ожидают в обществе.
Если потребности детей в развитии не удовлетворяются, это может повлиять на них в виде будущих проблем с психическим здоровьем и глубоко укоренившихся проблем. Исследования показали, что дети, которые не были обеспечены достаточной умственной стимуляцией, склонны к поведенческим проблемам, низкой самооценке, плохому вниманию и неуверенности, которые могут длиться далеко за пределами детства. [2, с. 37]
Общая проблема развития, которая стала очевидной, заключается в том, что дети не приобретают языковые и социальные навыки так, как это было раньше. Технологии, такие как компьютеры и портативные устройства, вызвали это.
Многие родители считают, что игра в «образовательные» игры или просмотр «образовательного» телевизора в течение нескольких часов каждый день помогает развивать коммуникативные и когнитивные навыки детей. Однако это не так; исследования показали, что взаимодействие с родителями и другими людьми в первые пять лет гораздо более образовательно и жизненно важно для развития детей. Время, потраченное на использование электронных устройств, отнимает время, потраченное на реальные взаимодействия, что негативно сказывается на развитии детей. [4, с. 23]
Ранние годы, от 0 до 5 лет, являются решающими формирующими годами в жизни ребенка. Они могут стать основой прочного фундамента, на котором может основываться дальнейший рост и развитие ребенка. В этот решающий период мозг ребенка начинает развиваться. Он начинает понимать вещи и достигать понимания своего окружения. Правильное направление и правильное обучение в этот период могут способствовать его росту и развитию. Вот почему дошкольное образование становится все более важным.
Дошкольное образование — это первое место, где ребенок находит свою индивидуальность, учится взаимодействовать с людьми, отличными от его семьи, заводит новых друзей, тем самым приобретая уверенность в себе в процессе. Дошкольные учреждения могут играть жизненно важную роль в развитии личности ребенка, положительно формируя его отношение и способности.
Что еще более важно, это может дать ребенку правильную мотивацию к обучению, продемонстрировав, что обучение может быть веселым и интересным. Это формирует первое впечатление о месте обучения. Кроме того, дошкольные учреждения могут также предоставить родителям возможность расслабиться, пока их дети учатся весело и с пользой.
Литература:
- Волков, Б. С. Дошкольная психология. Психическое развитие от рождения до школы [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2017. — 287 c.
- Гребенщикова, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольной образовательной организации: учебное пособие / Т. В. Гребенщикова. — Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2018. — 113 с. — ISBN 978–5-8353–2000–4.
- Ломаева, М. В. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: курс лекций: учебное пособие / М. В. Ломаева. — Нижний Тагил: НТГСПИ, 2018. — 76 с.
- Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации: сборник научных трудов / под редакцией И. Г. Борониловой, Г. Ф. Шабаевой. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2017. — 454 с. — ISBN 978–5-906958–53–2.