Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности
Автор: Шапенкова Елена Викторовна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 15.06.2022
Статья просмотрена: 73 раза
Библиографическое описание:
Шапенкова, Е. В. Педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения через организацию проектной деятельности / Е. В. Шапенкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7437/ (дата обращения: 16.11.2024).
Концепция современного российского образования базируется на тезисе о том, что универсальные учебные действия представляют собой именно ту базу, которая является основой умения учиться, они способствуют формированию именно мотивации к обучению у школьников.
Под условием А. А. Володин понимает «существенный компонент комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие, обусловливаемые феномены (объекты, явления или процессы), и влияющий на формирование среды, в которой протекает феномен» [1, с. 144].
Под педагогическими условиями исследователь понимает «характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей образовательной среды, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы» [1, с. 146].
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников при реализации проектной деятельности на уроках литературного чтения будет более эффективным при организации следующих педагогических условий:
- Организация совместной групповой и парной деятельности, обеспечивающей продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
- Вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность.
- Мотивация учащихся к выполнению проектов по литературному чтению.
Представленные выше педагогические условия являют собой цепь последовательных действий в деятельности педагога.
Осуществляя упор на понятие «коммуникативные универсальные учебные действия», сделаем уточнение относительно специфики их формирования. Суть процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся младших классов, по мнению Н. В. Мезенцева заключается в целенаправленном последовательном обеспечении:
1) регулярной, распределенной во времени деятельности включенности школьника в различные специально созданные ситуации коммуникации с другими участниками учебно-воспитательного процесса;
2) постановки в соответствии с результатами рефлексии последующих образовательных задач по образованию умений коммуникации учеников.
Охарактеризуем указанные педагогические условия.
Организация совместной групповой и парной деятельности, обеспечивающей продуктивное взаимодействие и сотрудничество. В своей работе Н. В. Матяш отмечала, что при самостоятельной проектной деятельности ученик решает поставленную проектную проблему через самостоятельное нахождение информации, ее анализ, структурирование, прогнозируя конечный продукт, осуществляя его оценивание [3]. При этом стоит отметить, что достаточно активно происходит формирование коммуникационных универсальных учебных действий через умение спрашивать, управлять голосом, четко говорить; умение договариваться; умение выражать свою точку зрения.
Совместная деятельность дает возможность осуществить все поставленные перед участниками учебно-воспитательного процесса условия. Во взаимодействии развивается творчески продуктивная деятельность, в которой ребенок имеет возможность оценить себя и других участников учебно-воспитательного процесса не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, какими умениями он обладает, что у него получается.
Взаимодействие обучающихся в процессе проектной деятельности, по мнению М. К. Господникова, берет свое начало с парной работы. Коммуникативный контакт между совместно работающими учащимися дает возможность тому, кто нуждается в помощи, воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи с другим участником парной работы [2].
Парная работа является более эффективной и в плане того, что ученик, получая замечания от такого же школьника, как и он сам, показывает менее острую реакцию на собственные ошибки, проявляет большую уверенность в собственных возможностях исправить эти ошибки, довольно неплохо справляется с заданиями. По мнению В. Ф. Феоклистовой, организация групповой работы берет свое начало с формирования групп. Группы могут формироваться как педагогом, так и самими школьниками. Число человек в группе может быть абсолютно разным (от 3 до 7 учеников) [5].
При объединении усилий учеников в решении поставленной проектной задачи:
— происходит увеличение объема усваиваемого материала и глубина его понимания;
— происходит рост познавательной активности и творческой самостоятельности учеников, меньшее количество времени уходит на формирование знаний, умений;
— учителю предоставляется шанс осуществить индивидуализацию обучения, обращая внимание при делении на группы на взаимные симпатии учеников, имеющийся на данный момент у них уровень подготовки, учитывая их темп работы;
— воспитательная работа учителя является основополагающим условием работы в группах, так как все группы в своем становлении не могут миновать этап возникновения конфликтов.
Работа в группах показала свою эффективность. Ученики всегда стремятся поделиться друг с другом тем, что они хорошо знают. Они совместно занимаются конкретным, интересующим их делом, а значит, идет сохранение интереса к познанию. Происходит развитие самостоятельности, начинает расти работоспособность, идет рост чувства ответственности за проделанную работу. Учитель должен иметь представление о том, насколько важно сохранить стремление ребенка к коммуникации и взаимодействию, к самостоятельности и активности в изучении нового, к инициативе и творчеству.
Вовлечение учащихся в самооценочную и рефлексивную деятельность.
Только благодаря рефлексии осуществляется процесс осознания того умения, которым старается овладеть обучающийся. Она связывает между собой концептуальное знание и личный опыт человека. Рефлексия дает возможность размышлять над процессом и результатом собственной деятельности, что дает возможность овладеть новыми знаниями и умениями.
Т. С. Новикова считает, что защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности — этап очень важный, решает несколько задач: «развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний. Цель рефлексии проектной деятельности — наилучшим образом показать результат работы и компетентность её авторов, которую он приобрели в процессе этой работы» [4, c. 33].
Эффективность педагогического условия заключается не только в анализе процесса работы, что было сделано правильно, а что можно было бы сделать по-другому, деятельности каждого члена группы, его вклад в общий продукт, но и в презентации продукта, результата своей работы, в которой учащиеся показывают приобретенные компетентности, учатся грамотно строить речевые высказывания, корректно отвечать на вопросы аудитории, уверено держаться при защите.
Мотивация учащихся к выполнению проектов по литературному чтению. Для создания мотивации важно, чтобы то умение, которым старается овладеть обучающийся, фигурировало в учебной ситуации, которая является важной для ученика, обучающемуся необходимо знать итог выполнения действия, иметь представление относительно общего принципа, схемы умения, куда входит тренируемое действие.
Младшие школьники с большим интересом и энтузиазмом будут работать над проектом, если его тема будет для них интересна, необычна, актуальна. Поэтому в идеальном варианте дети сами выбирают тему проекта. Учитель может предоставить несколько тем на выбор ребенка, из которых он останавливается на наиболее его интересующей. Выбор темы — по желанию детей, учитывая наличие возможностей для выполнения работы. Педагог должен вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения). Также обязательно должна быть презентация результатов работы по проекту в той или иной форме. Учащиеся должны уметь презентовать свою работу, объяснив ее актуальность и полезность. Школьники, выполняющие проект группой, должны видеть внесенный ими вклад в общий продукт. Эффективность данного умения заключается в непосредственном взаимодействии учителя и учащихся. Мотивируя детей, учитель пользуется приемами активизации коммуникативных УУД, таких как: давать учащимся время на обдумывание их ответов, обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей, не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации), предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении, задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников, создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
Таким образом, формирование коммуникативных универсальных учебных действий через проектную деятельность у школьников в младших классах представляет собой наиболее благоприятный период и ставит перед учителем необходимость создания особых педагогических условий учебно-воспитательного процесса.
Литература:
- Володин, А. А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия» [Текст] / А. А. Володин, Н. Г. Бондаренко // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 2. — С. 143–150.
- Господникова, М. К. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: монография / М. К. Господникова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 131 с.
- Матяш, Н. В. Проектная деятельность младших школьников [Текст]: монография; Книга для учителя начальных классов. / Н. В. Матяш. — М.: Вентана-Граф, 2010. — 23 с.
- Новикова, Т. С. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности [Текст] / Т. С. Новикова // Народное образование. — 2009. — № 7. — С. 31–34.
- Феоклистова, В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников [Текст]: монография / В. Ф. Феоклистова. — Волгоград: Учитель, 2014. — 144 с.