Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Юхтанова Елена Алексеевна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 07.07.2022
Статья просмотрена: 108 раз
Библиографическое описание:
Юхтанова, Е. А. Здоровьесберегающая деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Юхтанова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7482/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровье человека — актуальная тема для разговора в последнее десятилетие и становится первостепенной.
Определение, принятое Всемирной организацией здравоохранения гласит: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов» [2, с. 26].
Заботы о сохранении физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения законодательно возложена на сферу образования (Закон РФ «Об образовании», N 273-ФЗ | СТ. 41).
Здоровьесберегающая деятельность, или ее синоним «здоровьесбережение», большинством исследователей вольно трактуется как целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья, предполагающая определенные преобразования, прежде всего интеллектуально-эмоциональных сфер личности, направленных на повышение ценностного отношения, как к собственному здоровью, так и к здоровью окружающих.
Таким образом, здоровьесберегающая деятельность — это комплекс определенных мер, целенаправленных мероприятий, направленных на сохранение здоровья учащихся [1, с. 4].
Здоровьесберегающую деятельность в школе выполняют: медицинские работники, воспитатели, педагоги, учащиеся, родители, администрация школы. Каждый из участников образовательного процесса реализует свой набор видов здоровьесберегающей деятельности. Для одних здоровьесбережение — это организация качественного питания, для других — содержание школьного здания в чистоте, создание психологического комфорта в учреждении, для третьих — формирование знаний о здоровом образе жизни [5, с. 383]
Цель здоровьесберегающей деятельности — сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребенка, формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни обучающихся (Н. А. Ручкина, Н. Б. Мирская, Е. И. Вольфсдорф).
Здоровье можно сохранить и укрепить, используя комплексный подход, который заключается в триединстве здоровья физического (соматического), психического и духовно-нравственного.
В младшем школьном возрасте закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ), расширяются знания и навыки по гигиенической культуре, ответственность за сохранение и укрепление здоровья.
В связи с тем, что обучающиеся дети большую часть времени находятся в общеобразовательном учреждении, одна из задач педагога является охраны и сохранение здоровья на основе здоровьесберегающей деятельности.
При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья здоровьесбережение приобретает особую значимость. Данная категория детей соматически ослабленные; дети, имеющие неврологический статус.
На уроках необходимо использовать различные виды здоровьесберегающей деятельности и соблюдать ряд требований:
- Гигиенические условия в классе: чистота, рациональное освещение класса и доски, температура и свежесть воздуха, отсутствие неприятных звуковых раздражителей, правильная посадка ученика, физкультминутки, динамические паузы.
- Психологический настрой на урок: доброжелательность педагога, приветствие, правильная установка на работу и т. д.
- Рациональная организация урока: разнообразие и чередование видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия, использование различных видов динамических пауз и др. [5, с. 384].
Для более эффективного процесса усвоения знаний учащимися, педагогу необходимо использовать адекватные формы и методы обучения, учитывать особенности и возможности каждого ребёнка, применять индивидуально-дифференцированный подход, чередовать виды деятельности на уроке, создавать ситуацию успеха и психологический комфорт, соблюдать санитарно-гигиенические нормы в рабочем кабинете и еще многое другое.
Охрана здоровья предполагает профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Нарушение опорно-двигательного аппарата занимает ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся. К ним относятся функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы [4, c. 77].
На уроках детям приходится подолгу работать сидя, сохраняя при этом неподвижность. Для детей младших классов, в силу особенностей их физиологического развития, статическая нагрузка трудна. Необходимо организовать проведение специальных мероприятий для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата: контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся; контроля за позой учащихся во время занятий; контроля веса ранца с ежедневным учебным комплектом; проведения физкультминуток на уроках; создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия [6].
Физкультминутки на уроках являются эффективным способом поддержания работоспособности учащихся, поскольку обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой.
Универсальный профилактический эффект дают физминутки, включающие упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения. На уроках может быть использован специальный комплекс из 3–4-х упражнений . Продолжительность проведения комплекса на уроке может составлять от 1,5 до 2 минут.
На протяжении обучения в школе увеличивается количество школьников с нарушением зрения. Для профилактики заболевания органов зрения необходимо подробно рассказывать детям о том, как нужно беречь зрение, проводить комплекс упражнений для глаз. Гимнастика снимает утомление глаз, нервной системы, надолго сохраняет хорошее зрение.
К здоровьесберегательным технологиям относятся технологии личностно-ориентированного обучения, технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, различные игровые технологии. Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Здоровый образ жизни предполагает научение ребенка с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Я, как классный руководитель, с соответствием с планом воспитательной работы, провожу беседы, воспитательные мероприятия на темы: «Твой режим дня», «Здоровое питание», «Чистота — залог здоровья», «Вредные привычки» игра-соревнование: «В здоровом теле-здоровый дух», викторина «Мы выбираем здоровый образ жизни» и др.
Ежегодно в нашей школе проходят спортивные мероприятия «Папа, мама, я — спортивная семья», «День здоровья», «Неделя здоровья» и др.
Таким образом, здоровьесбережение является неотъемлемой частью ежедневной образовательной деятельности образовательного учреждения в целом и каждого педагога в частности. Результативная работа педагога позволяет организовать оздоровительные и профилактические мероприятия на уроке, которые проводятся параллельно с обучением, где главная задача охрана и сохранение здоровья учащихся ставится на первое место.
Литература:
- Ирхин В. Н. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие / В. Н. Ирхин, И. В. Ирхина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. — 136 с.
- Кучма В. Р. Вариативность технологий здоровьесбережения в дошкольном и школьном образовании / под ред. член-корр.РАН, проф., д.м.н. Кучмы В. Р., проф., д.м.н. Вирабовой А. Р.– М.: ПРОБЕЛ-2000, 2017–244 с.
- Лободина Н. В. Здоровьесберегающая деятельность: планировние, рекомендации, мероприятия/авт.-сост. Н. В. Лободина, Т. Н. Чурилова.-Изд.2-е-Волгоград: Учитель,2013.-205с.
- Орехова, И. Л. Правовое регулирование здоровьесберегающей деятельности в образовании [Текст]: учеб.-метод.пособие /И. Л. Орехова, З. И. Тюмасева, А. А. Нуртдинова. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.гуман.-пед. ун-та, 2016–172 с.
- Шишкова М. И. Проблемы использования различных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. М.: АСОУ, 2018. Вып. 3, ч. 3. С. 383–388.
- Методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях (утв. Министерством здравоохранения и социального развития РФ 15 января 2008 г. № 206-ВС) [электронный ресурс] — режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/4086138/