Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Банкрашкова, И. В. Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа / И. В. Банкрашкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 7-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7501/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенций цифровой экономики у педагогического и студенческого сообщества колледжа.

Ключевые слова: краевая инновационная площадка, компетенции цифровой экономики, дистанционные образовательные технологии, СПО.

В условиях перехода бизнеса к цифровой экономике, а также рисков глобального распространения инфекции, возникает потребность в создании образовательной среды нового типа – цифровой образовательной среды, позволяющей повысить эффективность управления образовательными процессами за счет оптимальных и своевременных решений.

Согласно Указу президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 г.», одной из основных задач национального проекта в сфере образования является «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней» [3]. Можно сказать, что цифровая трансформация образования в соответствии с мировыми стандартами является одним из направлений в решении вопросов повышения доступности и качества профессионального образования, определившем необходимость реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда», как системного элемента национального проекта.

Система профессионального образования должна работать в интересах подготовки граждан к условиям цифровой экономики, выпускать компетентных специалистов для деятельности в условиях современности. При этом соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. Необходимо обучать преподавателей работать в условиях цифровизации образовательных услуг – формировать информационное пространство знаний с использованием дистанционных технологий, электронного обучения при реализации образовательных программ.

На основании Распоряжения министерства образования и науки Хабаровского края от 13.09.2019 года № 1274 «Об инновационной инфраструктуре в сфере общего и дополнительного образования Хабаровского края» в колледже организована деятельность краевой инновационной площадки (далее – КИП) «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций». В процессе работы КИП были сформулированы цифровые компетентности, которыми необходимо овладеть педагогу колледжа для успешного встраивания в процессы цифровизации, создания авторских электронных учебных материалов и повышения качества подготовки специалистов. С этих позиций актуальны следующие ключевые компетенции цифровой экономики:

 сетевая самоидентификация личности;

 информационная компетентность: работа с документами, презентациями и таблицами; хранение и распространение материалов; проведение опросов и тестов;

 коммуникативная компетентность: работа в режиме трансляции, по видеосвязи, организация командной проектной работы;

 риск-ориентированное целеполагание;

 сетевая компетентность: умение работать в образовательных сервисах, на учебных платформах;

 компетенция к непрерывному личностному саморазвитию;

 психологическая компетентность.

В русле формирования и развития компетенций цифровой экономики была организована работа с преподавательским составом.

Среди педагогических работников проведен мониторинг «Навыки владения цифровыми образовательными ресурсами», на основе которого подготовлено совещание при директоре «Навигатор организации образовательного процесса обучающихся КГБ ПОУ ХКОТСО в период дистанционного обучения».

С позиций развития сетевой самоидентификации личности были актуализированы электронные почты каждого педагога, в несколько этапов проведено обучение регистрации на образовательных порталах, а также сайте дистанционного обучения колледжа kcits.ru.

Методическая служба колледжа обновила положение об учебно-методическом комплексе (внесены изменения по структуре и применению электронного учебно-методического комплекса) [1, с. 73]. На формирование сетевой компетентности – умения работать в образовательных сервисах, на учебных платформах, были направлены методические рекомендаций «Разработка цифровых учебно-методических комплексов в условиях многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа», а также методических рекомендаций по работе в электронной образовательной среде в виде конкретных шагов:

Шаг №1: Выбрать онлайн-площадку для организации учебных занятий При организации данного вида деятельности педагогические работники могут использовать элетронное общение с обучающимися (социальные сети, электронную почту и т.д.). В КГБ ПОУ ХКОТСО организована платформа дистанционного обучения kcits.ru, на которой могут работать педагогические работники.

Шаг №2: Составить онлайн-раписание «вирутальных занятий» Обратить внимание: расписание «вирутальных занятий» это консультации с обучающимися, которые проводятся в онлайн-режиме в течение 30-45 минут и соответствуют основному расписанию по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам.

Преподаватель составляет онлайн-раписание занятий, отправляет классному руководителю или мастеру п/о, которые разрабатывают онлайн-раписание для учебной группы и доводят его до обучающихся и их родителей. Данное онлайн-раписание далее отправляется председателю ПЦК/МО для контроля выполнения.

Шаг №3: Создать чат для контроля домашних заданий и консультаций Домашнее задание выдается параллельно с новой темой. У обучающихся должны быть методические указания по выполнению работ: презентации, сообщения, мини-проекты и т.д.

Шаг №4: Организовать групповые работы в рамках практик и проектов. Данную деятельность педагогические работники используют по мере необходимости.

Шаг №5: Обеспечить доступ к электронной библиотеке. В КГБ ПОУ ХКОТСО имеется доступ к Электронно-библиотечной системе IPRbooks, Национальной электронной библиотеке, Президентской библиотеке, Дальневосточной государственной научной библиотеке.

С целью развития у преподавателей риск-ориентированного целеполагания; компетенции к непрерывному личностному саморазвитию; психологической компетентности и сетевой информированности были изучены и размещены в сети общего доступа материалы всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», организованной Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС [2]. Затем по материалам официального сайта РАНХиГС и конференции проведены совещание при директоре и заседания предметно-цикловых\методических комиссий «Развитие цифрового образования в учебном процессе ПОО».

В течение года в помощь педагогическим работникам было организовано три семинара-практикума по теме «Использование цифровых технологий в образовательном процессе». Преподаватель предметно-цикловой комиссии информационных дисциплин Мазур Т.В. разработала методическое пособие для преподавателей «Применение нестандартных методов организации домашней работы студентов с использованием сетевых информационных технологий», куда вошли вопросы организации домашней работы, использование сервисов Лента времени, Инфографика, сервисов для создания ментальных и интерактивных карт, создание аудиотура в сервисе izi.travel.

Для совершенствования коммуникативной компетентности – работы в режиме трансляции, по видеосвязи, организации командной проектной работы, с целью ускоренного внедрения в процесс дистанционного обучения технологии проведения онлайн-уроков и конференций многофункциональный центр прикладных квалификаций колледжа разработал дополнительную профессиональную программу повышения квалификации в области информационных технологий «ZOOM – платформа для занятий и конференций» (36 ч.). По данной дистанционной программе были обучены администрация и все желающие педагогические работники колледжа. По итогам проведения семинаров и обучения был введен еженедельный мониторинг деятельности педагога КГБ ПОУ ХКОТСО в условиях применения электронного обучения и/или дистанционных образовательных технологий, размещенный на сайте колледжа (таблица 1).

Развивая компетенцию преподавателя к непрерывному личностному саморазвитию с целью создания условий для выявления и презентации лучших ЭУМК методическая служба колледжа организовала проведение конкурса ЭУМК педагогических работников КГБ ПОУ «Хабаровский колледж отраслевых технологий и сферы обслуживания». По итогам Конкурса определены победители и призеры в номинациях «Учебные дисциплины, профессиональные модули», «Программы профессионального обучения. Дополнительные профессиональные программы».

Таблица 1

Показатели еженедельного мониторинга деятельности педагогов в условиях применения электронного обучения

Фамилия, инициалы преподавателя

Наименование учебной дисциплины, МДК

Количество часов в неделю

Группа студентов

Количество обучающихся

Наименование используемых электронных ресурсов и цифровых платформ

в группе всего, чел.

принявших участие в занятии (консультации) в среднем за неделю, чел.

не выходят на связь, чел.

На развитие у преподавателей компетенций цифровой экономики в соответствии с планом КИП и колледжа в текущем учебном году методической службой колледжа были организованы в дистанционной форме:

 круглый стол «Использование цифровых технологий в образовательном процессе. Мой лучший методический прием мотивации студентов к образовательной деятельности»;

 школа педагогического мастерства «Цифровизация образования: проблемы и перспективы»;

 аттестация на соответствие должности.

Таким образом была осуществлена подготовка педагогического персонала по вопросам организации учебных занятий с помощью информационно-коммуникационных технологий и современного электронного образовательного контента. С помощью обучающих курсов, семинаров, конкурсов, площадок по обмену опытом проводилось формирование необходимых компетенций педагогов и администрации в области современных методик дистанционного, смешанного обучения, когда изучение учебного материала ведется при помощи как традиционных, так и электронных технологий. Административный персонал научился эффективно использовать возможности, которые предлагает электронное обучение в плане организации учебного процесса, а педагогический состав – строить процесс обучения с использованием учебных электронных изданий, а также создавать авторские учебные материалы на платформе дистанционного обучения. В настоящее время в колледже разработано, размещено на сайте дистанционного обучения kcits и реализуется на практике 250 ЭУМК.

Литература:

  1. Баранова Е.М., Кущенко Е.А. Электронный учебно-методический комплекс как компонент цифровой образовательной среды колледжа // Педагогическое образование в России. – 2019. –№ 7. – С. 67-76.
  2. Материалы всероссийской научно-практической конференции «Цифровая дидактика профессионального образования и обучения», организованной Научно-исследовательским центром профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС 19 марта 2019 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/konferentsii-i-seminary/216-cifrovaya-didaktika-jan-2019
  3. Указ президента РФ от 07.05.2018 г. № 2404 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7183720

Похожие статьи

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов среднего звена для нефтехимической отрасли

Рассмотрены практические аспекты организации дуальной системы подготовки специалистов среднего звена для кадрового обеспечения инновационного развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, реализуемой ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический ко...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Похожие статьи

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Воспитательная работа куратора колледжа через реализацию компетентностного подхода в образовании

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Особое внимание уде...

Дуальная система — главный механизм подготовки специалистов среднего звена для нефтехимической отрасли

Рассмотрены практические аспекты организации дуальной системы подготовки специалистов среднего звена для кадрового обеспечения инновационного развития нефтехимического комплекса Республики Татарстан, реализуемой ГБПОУ «Нижнекамский нефтехимический ко...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Задать вопрос