Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже
Авторы: Мысин Павел Евгеньевич, Холкина Ксения Александровна, Волик Ольга Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 01.09.2022
Статья просмотрена: 34 раза
Библиографическое описание:
Мысин, П. Е. Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже / П. Е. Мысин, К. А. Холкина, О. В. Волик. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 23-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7504/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения ГИА в формате демонстрационного экзамена. Представлен механизм формирования экспертной базы колледжа.
Ключевые слова: краевая инновационная площадка, демонстрационный экзамен, ГИА, ФГОС, эксперты.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), для оценки качества подготовки выпускников СПО ввели новый инструмент – демонстрационный экзамен, как обязательная процедура государственной итоговой аттестации (далее – ГИА).
Демонстрационный экзамен является инструментом реализации объективных, открытых процедур ГИА и позволяет достигать целей итоговой аттестации – определять соответствие результатов освоения студентами образовательных программ среднего профессионального образования соответствующим требованиям ФГОС.
Основой для выработки подходов к демонстрационному экзамену стал опыт чемпионатного движения международной организации Worldskills International, целью которой является пропагандирование и повышение престижа рабочих профессий. Демонстрационный экзамен в профессиональном образовании позволяет:
моделировать реальные производственные условия для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности;
применять стандарты Ворлдскиллс как базовые принципы объективной оценки результатов подготовки рабочих кадров.
К числу базовых принципов относятся: применение единых заданий и критериев оценки; оценивание выполнения заданий независимыми экспертами; выполнение требований к оборудованию площадки проведения демонстрационного экзамена.
Необходимо отметить, что начиная с 2018 года в Российской Федерации, накоплен опыт подготовки и проведения итоговой аттестации как практико-ориентированного демонстрационного экзамена, так и процедуры проведения промежуточной аттестации.
Оценивание образовательных результатов, обучающихся в формате демонстрационного экзамена требует решения многих организационных и содержательных вопросов, в частности регулирования этих процедур на законодательном уровне.
В качестве пояснения следует отметить, что на данный момент уже сложился общемировой тренд профессионального образования, определяемый как компетентностный подход, ориентированный на компетентностные квалификации, профессиональное образование, основанное на компетенциях. Под компетенциями в профессиональном образовании, понимается способность человека справляться с объективными социальными и личными потребностями в сферах деятельности по профессии, а компетентность (наличие сформированных компетенций) – как комплексная способность действовать в реальной производственной ситуации.
В соответствии с ФГОС СПО и в рамках работы краевой инновационной площадки по теме «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасти» (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13 сентября 2019 г. №1274 «О присвоении образовательным организациям статуса «Краевая инновационная площадка») КГБ ПОУ «Хабаровский автомеханический колледж» (далее – колледж) в 2020/2021 учебном году для оценки качества подготовки выпускников в соответствии с ФГОС СПО провел процедуру ГИА в формате – демонстрационный экзамен.
Для организации и проведения демонстрационного экзамена в колледже разработан чек – лист:
изучение нормативной базы, регламентирующей проведения процедуры ГИА в формате демонстрационного экзамена;
разработка внутренних локальных актов по организации и проведению промежуточной и государственной итоговой аттестации;
актуализация основных профессиональных образовательных программ по специальностям: 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов; 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно - транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям); 13.02.11 «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт электрического и электро-механического оборудования" (на перечисленные программы КГАОУ ДПО ХК ИРО выдал экспертные заключения на соответствие требованиям ФГОС СПО и стандартов Ворлдскиллс);
определение сроков проведения демонстрационного экзамена в рамках ГИА (согласно графику учебного процесса);
создание и аккредитация центров проведения демонстрационного экзамена (далее – ЦПДЭ) (готовность площадки подтверждается электронным аттестатом после прохождения организацией документационной проверки по определенному регламенту, утвержденному АНО «Агентство развития профессионального мастерства Ворлдскиллс);
формирование состава членов государственной экзаменационной комиссии (далее – ГЭК) и экспертов демонстрационного экзамена (для проведения демонстрационного экзамена при ГЭК в колледже создаются экспертные группы, которые возглавляют главные эксперты);
обучение экспертов демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс;
формирование отчета по итогам демонстрационного экзамена РКЦ (координатору КГАОУ ДПО ХК ИРО)
Главной задачей при организации и проведении демонстрационного экзамена является оснащение ЦПДЭ оборудованием и механизмами, расходными материалами и специальной одеждой. В текущем году демонстрационный экзамен проведен по компетенциям «Кузовной ремонт», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» и «Обслуживание тяжелой техники», «Обслуживание грузовой техники», «Обработка листового метала». Для аккредитации ЦПДЭ было дозакуплено оборудование и расходные материалы.
Для формирования материально – технической базы по специальностям 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно- транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), 23.02.05 Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики, 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов автомобилей приобретено и передано КГАОУ ДПО ХКИРО оборудование общей стоимостью более 3,5 млн. рублей. Для организации ЦПДЭ по компетенции «Обработка листового металла» приобретено оборудование из внебюджетных средств стоимостью около 400 тыс. рублей.
В 2021 году колледжем аккредитовано 4 ЦПДЭ по компетенциям: «Обслуживание тяжелой техники» (КОД 1.2); «Обслуживание грузовой техники» (КОД 1.4); «Обработка листового металла» (КОД 1.2); «Сварочные технологии» (КОД 1.1).
Продлена аккредитация 3 ЦПДЭ по компетенциям: «Кузовной ремонт» (КОД 1.3), «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей» (КОД 1.7), «Сварочные технологии» (КОД 1.2).
Соответствие требованиям ЦПДЭ инфраструктурным листам по компетенциям «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей», «Сварочные технологии» и соблюдение процедур проведения демонстрационного экзамена подтверждено внешним аудитом представителя АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия) во время проведения демонстрационного экзамена.
ГЭК формируется из педагогических работников колледжа, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.
С целью поддержания профессионального уровня педагогические работники колледжа прошли стажировки на ведущих предприятиях Хабаровского края: АО «Дальэнергомаш» (3 чел.); АО «Хабаровская ремонтно-монтажная компания» (2 чел.); ФГБОУ ВО ТОГУ, кафедра «Техническая информатика и информационные системы» (1 чел.); ИП Горбунов Д.И. (3 чел.); ООО «ЗАРУ» (3 чел.).
Экспертные группы, созданные для проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс при ГЭК в колледже, возглавляют главные эксперты. В настоящее время в колледже экспертное сообщество представлено: экспертами, прошедшими обучение, организованное Агентством «Ворлдскиллс Россия» и имеющие свидетельства на право проведения регионального чемпионата; экспертами, прошедшими обучение и имеющие свидетельство на праве оценки демонстрационного экзамена.
В текущем году в колледже обучено на экспертов с правом проведения регионального чемпионата 9 педагогических работников по 8 компетенциям.
В оценке качества подготовки выпускников колледжа в ГИА в формате демонстрационного экзамена принимали участие работодатели. В оценке обучающихся на демонстрационном экзамене приняли участие 16 экспертов работодателей из 15 базовых предприятий Хабаровского края. Привлечение работодателей к независимой оценке выпускников будет продолжено.
Количественные показатели участников демонстрационного экзамена представлены в таблице 1.
Таблица 1
Проведение ПА/ГИА в ЦПДЭ колледжа
ПА/ГИА |
план |
факт |
Промежуточная аттестация |
||
Обслуживание тяжелой техники (ДМ-3518) |
22 |
22 |
Обслуживание грузовой техники (ТОД-3219) |
14 |
14 |
Кузовной ремонт (ТОД-3219) |
10 |
10 |
46 |
46 |
|
Государственная итоговая аттестация (ДЭ) |
||
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей (ТОД-4117) |
23 |
23 |
Обработка листового металла (Мс-3118) |
11 |
10 |
34 |
33 |
|
Общее количество (чел): |
80 |
79 |
Все сдававшие демонстрационный экзамен обучающиеся получили скиллс-паспорта.
Колледж на основе договоров о сетевом взаимодействии реализации образовательных программ для проведения демонстрационного экзамена предоставил ЦПДЭ краевым образовательным организациям.
Опыт организации и проведения демонстрационного экзамена в колледже по стандартам Ворлскиллс свидетельствует о высоком уровне подготовки высококвалифицированных специалистов. Подготовка выпускников по стандартам Ворлдскиллс обеспечивает выпускникам мобильность и востребованность на рынке труда.
Похожие статьи
Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...
Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...
Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...
Похожие статьи
Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...
Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...
Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...