Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлова, Ю. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации / Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 28-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7506/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копилка педагогических наработок», созванная в ходе реализации дистанционного обучения в колледже.

Ключевые слова: дистанционное обучение, краевая инновационная площадка, электронный учебно-методический комплекс, видеоуроки, ClickMeeting, WhiteBoardfox, Discord, Online TestPad.

Основной целью деятельности краевой инновационной площадки, созданной на базе краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности», старт которой был положен 4 марта 2020 года, являлось совершенствование условий для внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс, обеспечивающих реализацию государственных требований и результатов современного профессионального образования.

Для достижения заявленной цели был сформулирован ряд задач: использование дистанционных образовательных технологий как новой формы организации образовательного процесса с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных способностей, творческого потенциала обучающихся; создание информационной среды колледжа, усиление взаимодействий всех участников образовательного процесса (преподаватель – студент – родитель); активная самореализация личности студента посредством предоставления возможности выбора индивидуальной программы обучения, увеличение числа образовательных услуг, предоставляемых для обучающихся; обеспечение методического, технического сопровождения образовательного процесса, обмен опытом и повышение квалификации педагогов, разработка тематических вебсайтов педагогов, курсов, учебных занятий.

Здесь следует отметить интересный факт, который обусловил актуальность нашей площадки: на момент подачи заявки формат дистанционного обучения в стране был достаточно новым веянием, его реализация оставалась точечной и немасштабируемой. Однако, спустя всего несколько недель, дистанционные образовательные технологии прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого гражданина как нашей страны, так и всего мира: начало ограничений, пандемия, охватившая все сферы человечества.

Безусловным является тот факт, что переход обучения на дистанционное явился вынужденной мерой, соответственно не все образовательные учреждения оказались готовыми к новой системе обучения исходя из объективно разного уровня развитости информационной инфраструктуры, обеспеченности дисциплин электронными образовательными ресурсами и готовности преподавателей к использованию цифровых платформ и сервисов в образовательном процессе.

Остановимся подробнее на теоретических аспектах дистанционного обучения.

В.С. Шаров под дистанционной технологией понимает «форму обучения, при которой взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты» [3].

А.В. Хуторской, в свою очередь, определяет дистанционную технологию как «обучение с помощью средств телекоммуникаций, при котором субъекты обучения, имея пространственную или временную удаленность, осуществляют общий учебный процесс, направленный на создание ими внешних образовательных продуктов и соответствующих внутренних изменений (приращений) субъектов образования» [2].

Таким образом, можно заключить, что главными особенностями дистанционного образования являются, во-первых, пространственная разделенность преподавателя и обучающихся, во-вторых, обязательное использование всеми участниками образовательного процесса информационных технологий и, в-третьих, наличие интерактивного взаимодействия между педагогом и студенческой аудиторией.

Большинство исследований, проведенных в области образовательных технологий, пришли к единому выводу: в основе онлайн-обучения лежит тщательно спроектированный и спланированный учебный процесс в электронной информационно-образовательной среде, который поддерживается методически обоснованной и целенаправленной последовательностью учебно-методических и контрольно-измерительных материалов, обеспечивающих достижение результатов обучения в формате исключительно электронного обучения [1].

В связи с вышесказанным, очевидным становится самостоятельная инициация образовательного учреждения собственной модели реализации образовательной среды с применением дистанционных образовательных технологий.

«Вторая волна» дистанционного обучения в нашей стране пришлась на осенне-зимней период: ноябрь – январь 2020-2021 учебного года, когда у российского педагога уже имелась «копилка педагогических идей и наработок», заботливо созданная база «цифровой среды», дающая возможность достойно встретить новую эру в истории образования.

Опыт нашего колледжа, в рамках работы краевой инновационной площадки, в ходе ранжирования разнообразных технологий, активно используемых в «первую и вторую волну» дистанционного обучения, представлен в следующих постулатах:

  1. Сделан акцент на создание электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК), способствующих повышению качества создаваемого контента образовательных ресурсов. В частности, педагоги колледжа в течение года разрабатывали электронные рабочие тетради, пополняли курсы в MOODLE лекционными материалами, сборниками практических заданий с подробными методическими рекомендациями по их выполнению даже в период традиционного обучения, что нашло отзывы у часто болеющих\неуспевающих\работающих обучающихся.
  2. Проведение онлайн-уроков в период традиционного обучения. Это направление оказалось достаточно востребованным в колледже, поскольку часть преподавателей 65+, имеющих проблемы со здоровьем, предпочли данную форму взаимодействия. Учитывая дефицит материально-технической базы в колледже, частичное онлайн-обучение при условии подкрепления его качественными и адаптированными подборками ЭУМК, явилось альтернативным решением данной проблемы.
  3. Методической службой колледжа после детальной проработки имеющихся и активно используемых сервисов была сформирована подборка конкретных сайтов\цифровых платформ, проведена регистрация педагогов и их обучение в рамках работы Школы роста профессионального мастерства, а также осуществляется регулярное их сопровождение (оказание технической, методической, организационной поддержки).

Наиболее востребованными ресурсами в колледже явились следующие. Платформа для проведения как онлайн-занятий, так и записи видеоуроков ClickMeeting. Совместное использование данной платформы с интерактивной доской WhiteBoardfox позволило создать максимально продуктивное и интересное для обучающихся учебное занятие, а возможность выгрузки записанных видео на YouTube и создание архива видеоуроков делают его достаточно привлекательным для педагогов.

Мессенджер Discord, достаточно популярный среди молодёжи, также используется для проведения видеоуроков, однако существенными его недостатками являются отсутствие виртуальной доски и функции видеозаписи. Тем не менее, наличие постоянной качественной связи на любом оборудовании и на любой скорости Интернет, возможность создавать отдельные площадки, наличие текстового чата, аудио- и видеосвязи и востребованность среди молодежи являются достойными преимуществами для использования данного мессенджера.

Online TestPad – многофункциональный веб-сервис, позволяющий работать с любых устройств, не требующий скачивания и представляющий обширный выбор различных типов заданий. По многим параметрам схож с СДО MOODLE.

Итак, в результате образовательного эксперимента, длившегося чуть более года, педагоги Хабаровского края сформировали новые цифровые компетенции, аккумулировали множественные методы и технологии онлайн-пространства, погрузились в цифровую трансформацию, ориентированную на индивидуализацию профессионального образования.

В целях диссеминации наработанного эффективного педагогического опыта Региональным учебно-методическим объединением по укрупненной группе профессий, специальностей 38.00.00 Экономика и управление (далее – РУМО по УГПС 38.00.00) совместно с Хабаровским краевым институтом развития образования была инициирована идея проведения Краевой педагогической научно-практической конференции «Современные технологии цифрового обучения: опыт края».

Конференция проходила в два этапа в период с 10 по 21 мая 2021 года.

На первом, отборочном этапе, председателем РУМО по УГПС 38.00.00 осуществлялся сбор заявок участников Конференции. Всего на конкурс поступило 25 заявок из десяти образовательных учреждений края.

Второй этап – региональный, проводился 21 мая 2021 года. К региональному этапу было допущено 20 работ, прошедших первичный конкурсный отбор в РУМО СПО.

В состав экспертной комиссии вошли представители профессорско-педагогического состава высших учебных заведений края и работодателей.

В ходе подведения итогов мероприятия экспертами был отмечен высокий уровень организации и профессионального мастерства педагогов-участников конференции, представивших собственные наработки, аккумулированные в период дистанционного обучения и имеющие положительный опыт апробации.

В заключении участниками Конференции сформулирован ряд постулатов, основополагающим из которых является то, что инвестиции в цифровую трансформацию образования необходимо разделить на четыре направления:

 ясное и четкое измерение образовательных результатов;

 освоение новых образовательные технологий и решений (на основе искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, геймификации, облачных баз знаний и других);

 непрерывное развитие навыков педагогов, их собственное понимание результатов и процесса преподавания и учения, постоянное экспериментирование;

 создание полноценной инфраструктуры цифровых решений, включая создание комплексной цифровой среды, достаточной для функционирования нового поколения цифровых технологий.

В заключении остановимся более подробно на достигнутых положительных эффектах работы краевой инновационной площадки:

1. Расширение перечня учебных дисциплин за счет внедрения модуля «1С: Предприятие», работа в котором возможна через регистрацию обучающихся в личном кабинете (в «облаке»). В отличие от инсталляции программного комплекса на сервере, облачные технологии позволяют выполнять практические задания обучающимся на любом стационарном устройстве вне колледжа. Дисциплина «Основы финансовой грамотности и предпринимательства» также изучается на 80% с применением дистанционных образовательных технологий, поскольку имеется созданный онлайн-курс с материалами педагогов и полоняемыми информационными сервисами Центрального банка Российской Федерации и Министерства просвещения.

2. Расширение перечня специальностей и увеличение числа образовательных услуг: на стадии лицензирования в колледже находится новая специальность 40.02.03 «Право и судебное администрирование», ведутся курсы дополнительного образования «Введение в 1С».

3.Актуализация нормативно-правовой базы колледжа.

Дистанционное обучение в условиях вынужденной самоизоляции и введенных ограничений рассматривалось большинством преподавателей и обучающихся как временная вынужденная мера, однако, как свидетельствует опыт отечественной и зарубежной педагогики, подобная форма организации учебного процесса является перспективной в свете активной цифровизации образования, особенно для лиц, проходящих профессиональную переподготовку или получающих дополнительное образование. В то же время, для студентов младших курсов дистанционная форма занятий, несмотря на ряд преимуществ, представляет некоторые сложности, связанные как с техническими возможностями, так и с отсутствием обратной связи и эмоциональных контактов с педагогами в привычной форме.

В целом, следует признать, что при планировании в дальнейшем подобного обучения следует корректировать тематический план и структуру занятий с учетом возможностей и потребностей конкретной аудитории для достижения максимального эффекта от учебного процесса.

Исходя из целей и задач обучения, а также характеристик учебного процесса в онлайн-среде, правильно подобранные материалы курса обеспечат обучающимся образовательный результат, а преподавателю – положительную обратную связь. Обязательным является учитывать тот факт, что онлайн-обучение требует социальной поддержки обучающихся.

В заключении следует отметить, что те преподаватели и студенты, кто позитивно относится к переходу на дистанционное обучение, видят будущее системы образования как сферу свободных и индивидуальных форматов передачи знаний.

Поскольку любая применяемая в работе педагогическая технология направлена на решение определенных дидактических задач, необходимо обоснованно и творчески оценивать ее возможности обучения, знать сильные и слабые стороны и способы наилучшего применения.

Система дистанционного образования может и должна занять свое место в системе образования, поскольку при грамотной ее организации она может обеспечить качественное образование, соответствующее требованиям современного общества сегодня и ближайшей перспективе.

Литература:

  1. Казанцев С.Я., Мазуров И.Е., Пиманов А.К. Организация дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология и педагогика служебной деятельности. – 2021. – №1. – С. 122-126.
  2. Полат Е.С., Хуторской А.В. Проблемы и перспективы дистанционного образования в средней образовательной школе // интернет-журнал «ЭЙДОС». – 2021. – №1.
  3. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – №94. – С. 236-240.

Похожие статьи

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Похожие статьи

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Формирование цифровой компетентности педагогических работников колледжа

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана работа по формированию ключевых компетенц...

Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Формирование инновационной образовательной среды техникума на основе проектного подхода» на базе КГБ ПОУ КСМТ (г. Комсомольск-на-Амуре). Рассмотрен вариант создания образовател...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведен...

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Качество подготовки специалистов дорожной отрасли как результат работы краевой инновационной площадки

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Описана ресурсная база для реализации КИП,...

Задать вопрос