Юридические специальности в системе среднего профессионального образования: перспективы и преимущества | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Самойлова, Ю. В. Юридические специальности в системе среднего профессионального образования: перспективы и преимущества / Ю. В. Самойлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4.1 (40.1). — С. 80-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7519/ (дата обращения: 16.10.2024).



Российское образование сегодня живет под знаком глобальных перемен. Несмотря на повсеместную его трансформацию, специальность «Юриспруденция» по-прежнему остается одной из самых популярных на рынке образовательных услуг. Это обусловлено тем, что новые реалии социально-экономической жизни популяризируют спрос на юристов. Профессия остается одной из самых престижных; в массовом сознании она прочно связана с идеями высокой заработной платы, влияния, социального успеха. Востребованность и престиж этой профессии в России диктует необходимость разработки наиболее эффективной системы подготовки юристов.

Ключевые слова: юриспруденция, юрист, образовательная программа, профессиональное образование.

Исследование предпосылок становления профессии юриста позволяет ответить на вопросы: каково состояние этой профессии, ее подготовленность к решению задач, стоящих перед страной, ее адаптационные возможности, конкурентоспособность, эффективность, привлекательность, в том числе и материальная, и что нужно изменить в обществе, чтобы изменилось состояние этой профессии.

Процесс становления отечественной юриспруденции был очень сложным, непредсказуемой продолжительностью более столетия. На его развитие оказали влияние самые насущные потребности общества, способствовавшие развитию Российской империи. Основная роль в его формировании принадлежит императору Петру I, который, в свою очередь, дал толчок формированию основ светского юридического образования, имевшего в тот исторический период большое практическое значение для Российской империи [1].

Профессиональная деятельность юристов как отрасль появилась вследствие того, что возникло право, как автономная система управления, осуществление которой оказалось сложным делом, требующим времени и знаний, а значит труда профессионалов. Доктор экономических наук, профессор В. Л. Тамбовцев, рассматривая экономическое понятие юридического института, пишет об этом так: «Между тем, поскольку принуждение к исполнению формальных правил предполагает специализированную деятельность гарантов, осуществляемую ими на основе вознаграждения за их трудовые усилия, успешность этой деятельности во многом определяется тем, каковы стимулы гарантов к добросовестному исполнению своих служебных обязанностей» [2].

Анализ социальных предпосылок позволяет убедиться, что нынешнее состояние профессиональной юридической деятельности и сообщества юристов, включая обеспечение и технологии их труда, определяется состоянием общества, что управление отраслью юридической деятельности должно признавать ее зависимость от сложной системы факторов. И, наконец, каждый юрист должен понимать, насколько он и его работа нужны обществу.

Для формирования цивилизованного гражданского общества и правового демократического государства нужны юридически грамотные специалисты. По образному выражению академика О.Е. Кутафина, «построить правовое государство без юристов - все равно, что построить дом без строителей». Профессия эта многогранна и значима, поскольку юристы играют важную роль не только в жизни людей и хозяйствующих субъектов, но и в жизни самого государства. [1]

Статистика востребованных специальностей по данным Яндекс Дзен говорит о достаточно высоком спросе на юридические специальности (рисунок 1).

Самые востребованные профессии 2020 года

Рис. 1. Самые востребованные профессии 2020 года

Ввиду вышесказанного юридические профессии остаются достаточно актуальными даже в современных стремительно меняющихся реалиях нашего времени.

У нынешних выпускников, желающих выучиться на юриста, есть две основных образовательных траектории: получить образование в юридическом вузе после окончания 11-ти классов или после 9-ти классов окунуться в атмосферу среднего профессионального образования. Преимуществом второй образовательной траектории является, в первую очередь, потенциальная возможность для молодежи раньше начать свою трудовую деятельность по специальности (через 2-3 года получить диплом), зарабатывать, параллельно осваивая горизонты высшей образовательной ступени, как правило, на заочной/дистанционной форме обучения.

Однако, наличие среднего профессионального образования позволяет рассчитывать (по крайней мере, в ближайшие 3-5 лет) лишь на совсем небольшие и незначительные должности в юридических компаниях. Поскольку, чтобы по-настоящему реализоваться в этой профессии, нужно не только получить полноценное высшее образование, но и наработать копилку успешных юридических практик, сформировать собственный профессиональный авторитет.

По данным крупнейшей российской компании интернет-рекрутинга HeadHunter, основным требованием к соискателям на должности юридической направленности выступает именно наличие высшего образования и стаж работы от трех лет.

Тем не менее, выпускникам среднего профессионального образования можно найти себе работу по специальности на должности: Юрист начального уровня, Младший юрист, Помощник юриста. Таким образом, обучаясь на заочном отделении в ВУЗе, выпускник СПО нарабатывает профессиональный стаж, получает заработную плату, развивается в своей профессии.

Исходя из описанных преимуществ профессионального образования, Хабаровским колледжем водного транспорта и промышленности разработана образовательная программа по укрупненной группе профессий, специальностей 40.00.00 Юриспруденция – « Право и судебное администрирование» (квалификация «Специалист по судебному администрированию»). Образовательная программа включает в себя характеристику, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей, комплекты контрольно-оценочных средств, программы практик. Колледжем получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по этой специальности.

Материально-техническая база образовательного учреждения оснащена согласно требованиям, федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.03 « Право и судебное администрирование». Для обучения задействованы как педагоги колледжа, так и профессорско-педагогический состав ВУЗов, практикующие специалисты.

В ходе проведения занятий преподавателями активно применяются практикоориентированные методы обучения, способствующие активизации мышления, повышению личной мотивации. На занятия приглашаются специалисты в области юриспруденции, которые на личном примере демонстрируют возможности успешной профессиональной реализации в выбранной профессии.

Особенный интерес у студентов вызывает прохождение производственной практики. Преимуществом среднего профессионального образования является то, что уже на первом году обучения (на базе 11 классов) и на втором году обучения для девятиклассников возможно «погружение» в будущую производственную деятельность. В отличие от студентов высшего образования, студент СПО раньше начинает свою трудовую деятельность, формирует профессиональные компетенции, осваивает виды профессиональной деятельности.

На текущий учебный год колледжем уже набраны 2 группы: одна на базе 9 классов, вторая – на базе 11.

Разработчиками образовательной программы был проведен опрос среди студентов нового набора с целью выявления основных причин, обусловивших выбор этой специальности. Основными ожиданиями обучающихся по данной специальности выступают: карьерный рост (46% респондентов); официальные зарплаты, премии и дополнительные начисления (42% респондентов); комфортное рабочее место, обеспечение необходимой техникой (24% респондентов); регулярное повышение квалификации, профессиональные стажировки (18% респондентов); пенсионное и медицинское страхование (15% респондентов); выходные, праздничные дни, ежегодные отпуска (15% респондентов).

Поскольку специальность «Право и судебное администрирование» входит в укрупненную группу специальностей «Юриспруденция» и является профильной для последующего обучения по программам высшего образования, у выпускников колледжа есть возможность продолжить обучение по бакалаврской программе по специальности «Юриспруденция» в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в соответствии с образовательной технологией «Колледж – Вуз» (срок обучения в ВУЗе – 3 года по ускоренной программе).

Использование элементов цифрового обучения и дистанционных образовательных технологий также позволяет обучающимся освоить азы профессии в максимально сжатые сроки в удобном для себя формате в свободное от профессиональной деятельности время.

В заключении приведу высказывание американского государственного деятеля Ф. Франка Фуртера: «…в конечном счете какие юристы, такое и право. А право и юристы такие, какими делает их образование». Качество профессиональных юридических услуг зависит, прежде всего, от качества образования. Поэтому большое внимание необходимо уделять качественной подготовке специалистов, в том числе и способных заниматься различными юридическими видами деятельности.

Литература:

  1. Введение в юридическую профессию. – Текст: электронный // Правопедия: [сайт]. – URL: http://www.pravopedia.net/btoAxdh9.
  2. Жалинский А.Э. Правовое мышление и профессиональная деятельность юриста. Науковедческие проблемы правоведения / А.Э. Жалинский. – М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2016. – Т.4. – 810 c.
  3. Никитина А.П., Сулейманова З.Р. Исторические основы становления и развития профессии юрист // E-Scio. 2019. – №10 (37).

Похожие статьи

Повышение престижа и социальной привлекательности государственной гражданской службы в российском обществе

Данная статья посвящена исследованию одного из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов, касающихся снижения социальной привлекательности государственной гражданской службы для подрастающего поколения юристов Российской Федерации. Будущие мол...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Модернизация российского образования: тренды и перспективы

В современном мире модернизация образовательной системы является одним из ключевых факторов развития страны. В России данный процесс не остается в стороне, и в настоящее время проводятся активные работы по модернизации российского образования. Модер...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Концепция современного образования в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в с...

Векторы модернизации системы дошкольного образования в России

В последнее время, в условиях обострившейся конкуренции между городами за ресурсы, самостоятельного определения путей собственного развития, возросшей ответственности за благополучие местных жителей, в России встал вопрос о формировании и продвижении...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по изучению языков на рынке образовательных услуг

Конкурентные преимущества, уровень их вовлечения в хозяйственную деятельность, механизмы их реализации и наращивания в совокупности представляют собой конкурентный потенциал. Рынок образовательных услуг в последние годы достаточно развит и поэтому фа...

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации современных образовательных технологий

В своей работе авторы рассматривают проблему сформированности учебно-мотивационных компетенций педагога в условиях реализации основных общеобразовательных программ и стандартов нового поколения.

Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают организационную культуру органов государственного и муниципального управления как фактор мотивации сотрудников. Выбранная тема является актуальной в связи с необходимостью регулярного совершенствования организационной ку...

Похожие статьи

Повышение престижа и социальной привлекательности государственной гражданской службы в российском обществе

Данная статья посвящена исследованию одного из наиболее актуальных на сегодняшний день вопросов, касающихся снижения социальной привлекательности государственной гражданской службы для подрастающего поколения юристов Российской Федерации. Будущие мол...

Проблемы и перспективы подготовки и переподготовки рабочих кадров для автотранспортной отрасли региона Сибири на примере КГАПОУ «Красноярский техникум транспорта и сервиса»

В статье рассматривается профориентационная работа как неотделимая часть образовательного процесса. Модернизация российского образования направлена на повышение качества подготовки специалистов всех уровней. Подготовке рабочих кадров, способных вноси...

Модернизация российского образования: тренды и перспективы

В современном мире модернизация образовательной системы является одним из ключевых факторов развития страны. В России данный процесс не остается в стороне, и в настоящее время проводятся активные работы по модернизации российского образования. Модер...

Роль и значение изучения экономических дисциплин и терминов в реализации воспитательного потенциала образования

Образование рассматривается как фактор сохранения этнографической самобытности и культурной самобытности каждого народа, патриотических, духовно-нравственных стандартов новых поколений. Кроме того, это предотвращает межэтнические конфликты и помогает...

Концепция современного образования в Казахстанском университете инновационных и телекоммуникационных систем

Интенсивные процессы структурных изменений, протекающие в экономике Республики Казахстан обусловили высочайший спрос на специалистов новой формации, которые должны, исходя из данной исторической, экономической и политической ситуации, протекающей в с...

Векторы модернизации системы дошкольного образования в России

В последнее время, в условиях обострившейся конкуренции между городами за ресурсы, самостоятельного определения путей собственного развития, возросшей ответственности за благополучие местных жителей, в России встал вопрос о формировании и продвижении...

Основные формы и способы взаимодействия образовательных учреждений и предприятий на примере среднего профессионального образования

Тенденции развития экономики сегодня актуализируют вопросы качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов. Многофункциональность современного профессионального образования предполагает реализацию новых подходов к...

Конкурентоспособность частного образовательного центра по изучению языков на рынке образовательных услуг

Конкурентные преимущества, уровень их вовлечения в хозяйственную деятельность, механизмы их реализации и наращивания в совокупности представляют собой конкурентный потенциал. Рынок образовательных услуг в последние годы достаточно развит и поэтому фа...

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации современных образовательных технологий

В своей работе авторы рассматривают проблему сформированности учебно-мотивационных компетенций педагога в условиях реализации основных общеобразовательных программ и стандартов нового поколения.

Организационная культура как мотивирующий фактор государственных гражданских и муниципальных служащих

В статье авторы рассматривают организационную культуру органов государственного и муниципального управления как фактор мотивации сотрудников. Выбранная тема является актуальной в связи с необходимостью регулярного совершенствования организационной ку...

Задать вопрос