Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Авторы: Романова Оксана Борисовна, Хахлева Наталья Васильевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 10.09.2022
Статья просмотрена: 1044 раза
Библиографическое описание:
Романова, О. Б. Особенности использования дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста / О. Б. Романова, Н. В. Хахлева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7566/ (дата обращения: 16.11.2024).
В дошкольном возрасте игра является не просто развлечением, а ведущим видом деятельности. Дидактическая игра по своей сути характеризуется исследовательским содержанием, которое позволяет ребенку познавать, моделировать доступные возрасту объекты, процессы, явления окружающего мира.
Используя в своей педагогической деятельности дидактические игры, необходимо помнить, что они успешно могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности дошкольника.
В младшем дошкольном возрасте дидактические игры помогают детям лучше узнать окружающие предметы, различать и называть их цвет, форму и возможные действия с ними. Они способствуют координации движений, развитию глазомера, овладению пространственным ориентированием. Приучают детей слышать слово и соотносить его с конкретной игрушкой, предметом, действием.
Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах и группах раннего возраста, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно — ролевым играм: умение взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет.
Например, в дидактической игре «Уложи куклу спать» воспитатель обучает детей последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колыбельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих предметов только те, которые нужны для сна. Таких игр проводится несколько: «День Рождения куклы Маши», «Кукла Маша обедает», «Оденем куклу Машу на прогулку» и др.
Все дидактические игры принято делить на три основных вида:
– игры с предметами,
– настольно-печатные игры,
– словесные игры.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья). С помощью этих игр дети знакомятся со свойствами предметов: величиной, цветом, формой, качеством. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, произвольность поведения, памяти, внимания.
При использовании дидактических игр с предметами в группе детей раннего возраста необходимо подбирать предметы, резко отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению и т. д. В этом возрасте ребенку еще трудно уловить незначительные различия между предметами.
Очень увлекательное занятие для детей — настольно-печатные игры. В раннем возрасте чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками, кубиками. Задача этого вида игр — учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.
В группах раннего и младшего возраста картинки разрезают на 2–4 части, при этом на картинке должен быть изображен один предмет: игрушка, дерево, предмет посуды или одежды. Для работы с разрезными картинками малышам необходимо дать сначала целую картинку для рассматривания, прежде чем будет дано задание — сложить целую картинку из ее частей.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.
В работе с малышами игры со словом направлены, в основном, на формирование правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, которая отличает ее от других видов игр и упражнений.
- Игра обязательно должна содержать обучающую дидактическую задачу .
- Играя, дети решают эту дидактическую задачу, выполняя определенные игровые действия , которые являются обязательным компонентом дидактической игры.
- При выполнении игровых действий необходимо соблюдать определенные правила , благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей и самим воспитательно-образовательным процессом.
- По окончании игры проводится подведение итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстаёт перед детьми в виде игрового замысла.
Основу игры составляют игровые действия. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются игровые и познавательные задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него.
Содержание и направленность правил игры обусловлены общими задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
В младшем дошкольном возрасте правила помогают воспитывать у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением. В этом возрасте детям трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым назвать предмет, получить карточку, вынуть игрушку из «чудесного мешочка» и т. д. Но желание играть в коллективе детей постепенно приводит их к умению соблюдать правила игры.
Подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею. По результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности.
Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает:
– отбор и продумывание их содержания,
– чёткое определение дидактических и игровых задач, определение игровых правил, предвидение обучающего результата;
– определение места и роли в воспитательном процессе,
– взаимодействие с другими играми и формами образовательной деятельности.
Руководство игрой должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками.
На первом месте в организации игр с малышами должен стоять сюрпризный момент. Необходимо, прежде всего, вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей, учили детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводили к умению играть небольшими группами.
На детей младшего возраста сильнее, чем слово, действует наглядность, поэтому целесообразнее объяснение правил объединять с показом игрового действия.
Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь собрать и т. д. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, воспитателю необходимо постепенно переводить игру детей на более высокую ступень. Например, дидактическая задача «научить детей различать кольца по величине» реализуется через игровое задание «собери пирамидку правильно». Показ способа действий содержит в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило. Выбирая колечко за колечком, и надевая на стержень, педагог даёт наглядный образец игрового действия.
Если в игре есть несколько правил, то не следует сообщать их сразу. Воспитатель полностью и подробно объясняет правила игры и показывает их в ходе самой игры, принимая в игре на себя ведущую роль; играет вместе с детьми.
Подводя итог, следует отметить, что дидактическая игра делает процесс обучения легким и занимательным, та или иная дидактическая задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.
Для успешного решения задач по воспитанию и развитию детей посредством дидактической игры педагог должен владеть знаниями об ее структуре, особенностях, месте в педагогическом процессе, методикой руководства ею; учитывать возрастные психофизиологические особенности детей.
Литература:
- Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
- Давыдова Е. Н., Кобозева И. С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. — 2019. — № 3–1. — С. 69–72
- URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921