Особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.09.2022

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Боголепова, Н. И. Особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста / Н. И. Боголепова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7583/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор определяет особенности организации совместной проектной деятельности ДОО с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольники, родители, педагоги, проект, проектная деятельность, организация, особенности.

Проектная деятельность дошкольников среди других видов детской деятельности по праву занимает особое место, она соединяет в себе комплекс исследовательских, поисковых, проблемных методов, являющихся творчески используемыми изначально, по сути. При этом дошкольная образовательная организация (далее ДОО) заинтересована в создании условий, способствующих развитию доверительных, партнёрских отношений, где родитель является активным участником образовательного процесса.

Применение проектной деятельности не ново:теоретической основой метода проектов была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).

Основные концептуальные положения его теории таковы:

истинным и ценным является то, что даёт практический результат;

ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

усвоение знаний — это стихийный, неуправляемый процесс;

ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения [2].

В России начала XX века идея проектного обучения была подхвачена педагогом-экспериментатором С. Т. Шацким (1878–1934). Он считал, что теоретически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой [6].

В основу метода проектов положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом — значит, применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [4].

В ДОО руководителем и координатором проекта воспитанников выступает педагог, он, обычно, является транслятором уже готовых знаний и умений, а в проектной деятельности детей становится организатором и партнёром, при этом он:

— создаёт условия, позволяющие ребёнку самостоятельно или совместно со взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать, осваивать окружающий мир в процессе взаимодействия с ним;

— выступая партнёром ребёнка, педагог становится помощником в его саморазвитии;

— осуществляет педагогическое воздействие в совместной с ребёнком деятельности с опорой на собственный опыт воспитанника.

Освоение проектной деятельности осуществляется детьми сообразно их возрасту, поэтому при организации проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста педагогу необходимо учитывать их возрастные особенности.

Е. С. Евдокимовой, автором свыше 200 научных и научно-методических работ по вопросам общественного и семейного воспитания детей дошкольного возраста и образованию родителей, было выделено 3 уровня развития проектной деятельности дошкольников:

1 этап — до 5 лет (подражательно-исполнительский уровень проектирования);

2 этап — к концу 5 года (развивающий уровень проектирования);

3 этап — 6–7 лет (творческий уровень проектирования).

В ходе творческой проектной деятельности создается новый творческий продукт. Творческий проект чаще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При реализации творческого проекта каждый ребёнок предлагает свою идею, но в итоге выбирается только одна. Подобный выбор даётся детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться преодолеть свойственный ему эгоцентризм, а значит: перейти на новый уровень интеллектуального развития.

К.п.н., доцент В. А. Деркунская, автор работ по взаимодействию детского сада и семьи: современный формат коммуникации, выделяет ряд признаков проектной деятельности, которые отличают метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОО:

— практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

— нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

— интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нём [1].

Любая деятельность, и проектная деятельность — не исключение, предполагает определённый алгоритм действий:

На первом этапе педагог при помощи наводящих вопросов помогает ребёнку сформулировать проблему исследования, наметить перспективу развития. Для данного этапа характерно использовать модель «трёх вопросов»: Что знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Главная задача педагога на этом этапе — вызвать интерес ребёнка к проектной деятельности. Самое сложное в проектной деятельности для педагога — это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели её решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску [3].

После выявления проблемы и цели исследования педагог совместно с детьми приступает к разработке плана проекта и выдвижению гипотезы. Основное условие второго этапа — самостоятельность детей.

Третий этап проектной деятельности связан с подготовкой информации, подбором необходимого материала. Тщательно продуманная предметная среда и использование различных форм взаимодействия позволяет стимулировать интерес к проекту.

Четвёртый этап предполагает защиту проекта. Защищая проект, дети испытывают чувство гордости, чему способствуют благоприятный климат в группе, организованный педагогом посредством специально созданных условий [3].

Особенности организации проектной деятельности [7]:

— проблема проекта должна находиться в зоне ближайшего развития ребёнка и быть связана с областью познавательных интересов;

— педагогу необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию у детей необходимых способов деятельности;

— проект дошкольников предопределён взрослыми.

Организуя проектную деятельность в ДОО, педагогам необходимо обращать внимание на особый механизм взаимодействия с родителями воспитанников [6]:

Первое правило — информативность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов. Предлагать им информацию о возможных способах участия в проекте, о сроках этапов, о месте и способе сбора сведений, подготовке презентации проекта. В группе с этой целью выделяют место, где размещается вся информация о проектной деятельности, она должна быть доступной, понятной, привлекательной и регулярно обновляться.

Второе правило добровольность и возможность выбора.

Третье правило — чувство успешности. Участники проекта должны испытывать чувство успешности от общей деятельности. Педагогу необходимо поддерживать и поощрять каждого за его вклад в общее дело.

В завершение хотелось бы отметить, что совместная проектная деятельность и стремление к результату объединяют всех участников образовательного процесса.

Литература:

  1. В. А. Деркунская, Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2012. — 144 с.
  2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. — М.: Мозаика-Синтез, 2012. — 72 с.
  3. Л. Д. Морозова «Что такое детское проектирование?» // Ребёнок в детском саду. — 2009. — № 5. — С. 9–11.
  4. Морозова Л. Д. Метод проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. // Детский сад от А до Я. — 2006. — № 2, с.125
  5. Общение детей в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, — М: ИНТОР, 1990. -208 с.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-сост.: Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. — М.: АРКТИ, 2011, — С.87–88
  7. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников. — Самара: Учебная литература, 2010. — 128 с.

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ

В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Похожие статьи

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие ДОО и семьи по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания

В статье обосновывается необходимость проведения целенаправленной работы по формированию у младших дошкольников навыков самообслуживания во взаимодействии ДОУ и семьи. Разрабатываются методы и формы совместной работы педагогического коллектива ДОУ и ...

Детский сад и семья: аспекты взаимодействия

В статье рассматриваются виды взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации и семей с детьми с ОВЗ; описываются аспекты взаимодействия, применяемые в практической деятельности.

Особенности организации поисковой деятельности с детьми с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье автор раскрывает содержание понятия инклюзивное образование. А также рассматривает роль поисковой деятельности на развитие детей с ОВЗ и раскрывает особенности организации данного вида деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющ...

Продуктивное обучение в практике современного детского сада

В статье рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации в продуктивной деятельности взрослых и детей.

Сотрудничество с родителями как условие продуктивного образовательного процесса в ДОУ

В статье авторы рассматривают актуальные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников. Описывают опыт своего учреждения в данном вопросе.

Особенности профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей профессиональной деятельности воспитателя в условиях внедрения ФГОС ДО. В ней отдельно рассматривается проблема квалификации педагогических работников. А также в статье большое значение уделяется методической ...

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность (из опыта работы)

В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.

Задать вопрос