Обзор и анализ эффективности средств дистанционного обучения при проверке знаний и умений учащихся в школах Республики Саха (Якутия)
Автор: Гуляева Алена Алексеевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 18.09.2022
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Гуляева, А. А. Обзор и анализ эффективности средств дистанционного обучения при проверке знаний и умений учащихся в школах Республики Саха (Якутия) / А. А. Гуляева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7587/ (дата обращения: 16.11.2024).
В связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 начиная с 2020 г. произошел существенный пересмотр системы российского образования. В данной статье рассмотрено эффективность внедрения информационных технологий в образовательную среду. Представлен опыт школ РС(Я) при переходе на дистанционное обучение учащихся в условиях пандемии.
Ключевые слова: образование, карантин, дистанционное обучение, цифровые платформы.
Начиная с 2020 г. В 2020 г. из-за перехода на дистанционное образование, по причине карантина, повысилось использование образовательных интернет-платформ. Ранее существовавшие площадки были обновлены и подстроились под новые требования современного образования [7].
Были подобраны наиболее эффективные для обучения информационные платформы, так же самые популярные и, к сожалению, вынужденные способы обучения из-за технических проблем (которые в РС(Я) достаточно часто применяются):
Одним из самых распространенных и доступных способов обучения является использование мессенджеров сообщений WhatsApp, Viber, Telegram. Алгоритм достаточно прост ученики, как обычно, делают задания в тетрадях, а затем отправляют учителю фотографии своих работ. Задания получают точно так же в виде фотографий, либо текста. Главный плюс использования таких платформ они не требуют быстрого интернета, можно коммуницировать в реальном времени, быстро проверить и сразу отправить оценку и замечания. Особенно удобно при работе с заданиями по историческим источникам, контурным картам и при оценке рисунков. Но, к сожалению, не у всех бывает техника с хорошей камерой, иногда из-за плохого почерка трудно разобрать написанное, иногда вместо учащихся их работы делают старшие родственники. Что ставит под вопрос объективность выставляемых оценок. Но, к сожалению, в некоторых регионах при пандемии это единственный доступный способ обучения, из-за медленного интернета [18].
В некоторых северных регионах страны для проверки устных знаний применялись обычные звонки (из-за погодных условий отключался интернет). Безусловно данный способ, является достаточно неудобным, у учащегося есть возможность подглядеть из учебника, что тоже снижает объективность оценки [8].
Альтернативные современные способы — это платформы для видео-чатов Zoom, Skype, Google Meet, Discord, Microsoft Teams, True Conf. Это не совсем инструменты дистанционного обучения. Но как показала статистика за 2020г. популярность данных платформ стало значительно выше, и они позволили в более удобной форме проводить уроки [7]. Есть возможность видеть учащегося при обучении, можно принимать устные методы оценки знаний. Но без проблем не обошлось, все так же сохраняется шанс списать, подглядеть. К тому же данный способ требует хорошего интернет-подключения, наличия специальной техники с веб-камерой. Часто при таком обучении слышны посторонние звуки, не все дети понимают этикет таких чатов, используют всякие уловки (веб-камера сломалась, ее нет в наличии и т. д.), чтобы не вкл. камеру, часто мешают домочадцы, особенно маленькие дети [19].
В связи с пандемией многие интернет-ресурсы вошли в положение школ и открыли бесплатный доступ к ресурсам для онлайн обучения. Выбор достаточно велик. К учебникам обычно прилагаются онлайн тренажеры с ответами, что достаточно удобно в качестве дополнительного способа обучения и можно провести самопроверку своих знаний перед контрольными, экзаменами и т. д.
Электронные версии учебников:
– Образовательная площадка Lecta от компании «Российский учебник» предоставила доступ электронным учебникам. Также эти материалы имеют тренажеры.
– Один из самых передовых в РФ книгоиздательств «Русское-слово» предоставило возможность пользоваться электронными материалами в режиме онлайн. На сайте есть возможность добавить в электронный учебник дополнительные задания, и отследить успеваемость обучающегося. Этот тренажер удобен для учителя, так как можно проследить прогресс учащегося. Так же развивается навык работы с текстом.
– Издательство «Просвещение», дал доступ к своим материалам по всем предметам на целых 3 месяца. Тренажера не прилагается.
Еще одним достаточно простым и не требующим быстрого интернета способом оценки знаний являются Презентации. Презентации можно делать в следующих приложениях: Power Point, Google Presentation, Prezi, Zentation, Knovio, используя изображения, видео, аудио и интерактивные задания. Можно задания внедрить сразу в презентацию и там же проводить проверку, параллельно используя видео-чаты. Либо же учащиеся могут делать конспекты, с презентаций и после уже учитель по старым методам выставляет оценки. Данный метод подходит для начала прохождения новой темы или при оценке промежуточных знаний [17]. В интернете можно найти много сайтов с уже готовыми презентациями по всем школьным предметам, так же там учителя делятся своим опытом по оценке знаний учащихся во время дистанционного обучения и не только: Pedsovet.su [2], MyShared.ru [1], Инфоурок. Ру [6] и т. д.
Дальше мы составили список специальных платформ для дистанционного обучения в школе, которые можно еще применять для самообразования и для поиска репетиторов:
– Платформа Skyes от Skyeng и Enlightenment разработали онлайн задания, которые можно использовать бесплатно. У учителя есть возможность соединять необходимое количество классов для отправки домашнего задания, установив дату / крайний срок. Самое удобное, что не нужно проверять вручную, все делается сразу на сайте. Сайт после проверки предлагает оценки, а после уже сам педагог решает, как оценить работу учащегося. Так же есть возможность добавить задания, но уже за отдельную плату [3].
– Яндекс Учебник — комфортная платформа для проведения онлайн трансляций. Звук на занятиях поступает только от педагога к детям, общение ограничено чатом. Педагог сам выбирает задания для учащихся, проверку, как и в предыдущей платформе, проводит сам сайт [16].
– Skysmart сайт с готовыми тестовыми заданиями. Работает как конструктор, учитель сам выбирает какие задания делать учащимся. Сайт постоянно обновляется. Есть задания по школьной программе, из перечня ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, а также отдельно контрольные задания. Тесты проверяются автоматически, можно проставить срок сдачи, так же есть развернутые задания, где уже надо будет загрузить фото своей работы, которую потом учитель проверяет вручную [4].
– Интернет-площадка Мобильное электронное образование дала возможность использовать сайт без платной услуги. Также есть платная версия, где педагог может отследить успеваемость обучающихся. Для контроля знаний и подключения всех предметов необходима платная версия [10].
– Интернет-площадка Учи.ру дает возможность размещать задание также проверять успеваемость учащихся. Можно повести прямые эфиры уроков для дистанционного обучения [14].
– В библиотеке МЭШ (Московской Электронной школы) разные тесты в игровом формате, которые повысят мотивацию [11].
Мы можем прийти к выводу, что данные платформы значительно упрощают процедуру оценки знаний, учителю уже не нужно проверять гору информации, достаточно посмотреть отчет от сайта. Так же на этих сайтах представлены достаточно авторские тесты, что повышает объективность оценки знаний, есть задания даже для более продвинутых учащихся и задания более легкого уровня для отстающих. Есть возможность индивидуального обучения.
Далее мы предоставим список популярных интернет-площадок во время дистанционного образования в России:
Moodle [20] — это бесплатная интернет-платформа для обучения в дистанционном формате. Это система имеет модули, в которым загружают задания в практической части. Так же эта платформа активно используется в образовательном процессе других стран.
Moodle чаще используют в образовательном процессе учебных заведений. Это сложная программа отличие от коммерческих интернет-платформ. Содержание такой платформы обойдётся дороже так, как в ней работают специальные эксперты.
iSpring [20] — интернет-площадка для группового онлайн-обучения. Платформа включает в себя учебный портал и конструктор
Особенности iSpring:
– Курс-дизайнер.
– Возможность загружать материал любого объема.
– Можно подключаться к другим интернет-платформам через личный кабинет.
– Быстрый запуск платформы. Платформу не нужно долго настраивать. Для этого достаточно зарегистрироваться, скачать курсы и пригласить пользователей.
Для увеличения эффективности проверки можно сделать обязательным пункт комментирования задания. Это даст учителю обратную связь, и он сможет скорректировать свой метод дистанционного обучения. Если в приложении отсутствует специальное поле с комментариями можно использовать чаты в мессенджерах. Задавайте учащимся вопросы открытого типа. Например, «Что тебе больше всего понравилось/не понравилось в задании?» или «Какая часть задания заинтересовала тебя сильнее всего?» Это даст вам возможность ознакомиться с мнением каждого ученика и понять, какие задания нуждаются в доработке.
Таким образом, мы приходим к выводу, что данные платформы значительно упрощают процедуру оценивания ЗУН учащихся. Конечно, у каждой из платформ есть свои недостатки, безусловно, они в полной мере не смогут заменить традиционный метод обучения в классе. И не все навыки, и умения можно проверить, таким образом, сокращается объективность поставленных оценок. Это все происходит из-за доступности способов списать, подглядеть, дать выполнить др. членам семьи.
Литература:
- Myshared [Электронный ресурс] URL: http://www.myshared.ru (дата обращения: 24.05.2021).
- Pedsovet. Сообщество взаимопомощи учителей. [Электронный ресурс] URL: ttps://pedsovet.su (дата обращения: 24.05.2021).
- Skyeng. [Электронный ресурс] URL: https://www.visa.com.ru/shopping/skyeng.html?&utm_source=yandex_yandex_26_5&utm_medium=cpc&utm_term=онлайн %20школа %20скайэнг_118168_offers_search&utm_content=search&utm_campaign=Visa_Ecom_May_July&yclid=3120228365269772764 (дата обращения: 24.05.2021).
- SkySmart/ Интерактивная тетрадь [Электронный ресурс] URL: https://edu.skysmart.ru/login?returnUrl=https: %2F %2Fedu.skysmart.ru %2F (дата обращения: 24.05.2021).
- Гизатулина, О. И. Внедрение дистанционных технологий и сервисов google в образовательную систему среду вуза // Academic research in educational sciences– 2021. — № 6 (2). — с. 225–226
- Инфоурок. Ведущий образовательный портал России. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru (дата обращения: 24.05.2021).
- Как Zoom стала самой важной компанией в эпоху коронавируса. [Электронный ресурс] URL: https://habr.com/ru/post/495258/(дата обращения: 04.06.2021).
- Малитков, Е. М. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование — 2005. — № 1 (2). — с. 42
- Манукян, Л. А. Сравнительный анализ платформ для дистанционного обучения / Л. А. Манукян. — Тамбов: Ученые записи тамбовского отделения РОСМУ, 2018. — 212–217 с.
- Мобильное электронное образование — информационно — образовательная система [Электронный ресурс] URL:https://edu.mob-edu.ru/ui/ (дата обращения: 24.05.2021).
- Московская электронная школа [Электронный ресурс] URL: https://school.mos.ru (дата обращения: 24.05.2021).
- О дистанционном обучении через приложение WhatsApp [Электронный ресурс] URL:https://multiurok.ru/blog/o-distantsionnom-obuchenii-cherez-prilozhenie-whatsapp-mysli-vslukh-ot-chainika-chainiku.html (дата обращения: 04.06.2021).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Учи.ру — российская онлайн-платформа. [Электронный ресурс] URL: https://uchi.ru (дата обращения: 24.05.2021).
- Хуторской А. В. Особенности развития дистанционного обучения в российских школах // Исследование в России– 2005. –(8) — 5 с.
- ЯндексУчебник. Бесплатная цифровая платформа для обучения основным школьным предметам [Электронный ресурс] URL: https://education.yandex.ru/main/(дата обращения: 24.05.2021).
- Положение о системе оценивания в период дистанционного обучения [Электронный ресурс] URL: https://ohrana-tryda.com/node/3866 (дата обращения: 24.05.2021).
- О дистанционном обучении через приложение WhatsApp [Электронный ресурс]URL:https://multiurok.ru/blog/o-distantsionnom-obuchenii-cherez-prilozhenie-whatsapp-mysli-vslukh-ot-chainika-chainiku.html (дата обращения: 04.06.2021).
- Белоконова, С.С., Назарова, В.В. Web-технологии в профессиональной деятельности учителя: учебное пособие- Москва, Берлин: Директ-Медиа, 2020.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования [Текст]. – М.: ИИО РАО, 2012. – 140 с.
Похожие статьи
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Учим английский интересно с помощью IT-технологий
Статья посвящена актуальной теме внедрения IT-технологий в образовательный процесс в средней школе. На примере уроков английского языка авторы представляют исследование, проведенное в одной из школ г. Краснодара. Промежуточный контроль знаний был орг...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»
В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...
Исследование особенностей изменений законодательства, направленного на поддержку граждан и бизнеса в условиях пандемии COVID-19
Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории в рамках 29-го Челябинского молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Исследование посвящено анализу эффективности законотво...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Похожие статьи
К вопросу об использовании информационно-коммуникационных технологий в сфере общего образования в Новосибирской области в 2019–2020 учебном году
В статье раскрывается нормативная правовая и организационная основа внедрения информационно-коммуникационных технологий в сферу общего образования в Новосибирской области. Рассматриваются проблемы, вызванные внеплановым переходом всех общеобразовател...
Автоматизированные платформы для обучения английскому языку: плюсы и минусы использования в работе со взрослыми учениками
Статья посвящена вопросам эффективности использования автоматизированных платформ в обучении английскому языку в условиях перехода образовательных учреждений на дистанционный формат работы. Статья подготовлена на материалах ООО «Языковые Инновации» (...
Профессиональное образование без границ: итоги деятельности Краевой инновационной площадки на базе КГБ ПОУ ККТиС
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Профессиональное образование без границ» на базе КГБ ПОУ ККТиС (г. Комсомольск-на-Амуре). Описана ресурсная база для реализации КИП, научные, организационные, учебно-методическ...
Учим английский интересно с помощью IT-технологий
Статья посвящена актуальной теме внедрения IT-технологий в образовательный процесс в средней школе. На примере уроков английского языка авторы представляют исследование, проведенное в одной из школ г. Краснодара. Промежуточный контроль знаний был орг...
Формирование цифровой грамотности на уроках технологии
Статья посвящена преподаванию учебного предмета «Технология» в условиях развития высокотехнологичного производства и прорывных (критических) технологий. Обоснованность внедрения учебного предмета «Технология» в рамках работы проекта «Школьный универс...
Анализ существующих цифровых образовательных ресурсов и авторских программ по направлению «Информационная безопасность» для дополнительного образования школьников Орловской области (на примере регионального центра «Созвездие Орла»
В статье приводится анализ авторской программы по информационной безопасности, реализуемой в рамках дополнительного образования на базе регионального центра Орловской области «Созвездие Орла». Кроме того, авторы знакомят читателя с основными направле...
Исследование особенностей изменений законодательства, направленного на поддержку граждан и бизнеса в условиях пандемии COVID-19
Статья излагает итоги научного исследования, проведенного ученицей средней школы под руководством учителя истории в рамках 29-го Челябинского молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Исследование посвящено анализу эффективности законотво...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Инновационные технологии в профориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Механизм реализации психолого-педагогического сопровождения профориентации инвалидов и ЛОВЗ (ПрофТраектория)». Приводятся результаты анализа современного состояния профессионально...
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...