Патриотическое воспитание обучающихся творческих объединений посредством театрально-концертной деятельности | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.09.2022

Статья просмотрена: 822 раза

Библиографическое описание:

Шопина, С. С. Патриотическое воспитание обучающихся творческих объединений посредством театрально-концертной деятельности / С. С. Шопина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7605/ (дата обращения: 25.11.2024).



У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм является единственной национальной идеей в России.

В. В. Путин, президент РФ

Патриотическое воспитание детей — одно из главных стратегических направлений развития России. Вкладываясь в воспитание детей — мы делаем вклад в будущее: в будущее своей страны и своё личное.

Данное направление так же явно отражено и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы гласит «Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей» (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, раздел 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», пункт 8, пп 7). Со стороны дополнительного образования детей мы в полной мере должны соответствовать поставленной задаче.

Достичь высокого результата в направлении патриотического воспитания детей нам помогают различные образовательные техники, такие как познавательные мероприятия — беседы и лекции, игровые — викторины и квесты, досуговые — спектакли, кинопросмотры, и многое другое. Однако наиболее успешным на практике является привлечение детей и подростков к театральной деятельности. Погружение их в атмосферу жизни и обстоятельств предлагаемого персонажа.

Наиболее высокий эффект имеет сравнение дня сегодняшнего — благополучного и тяжёлого времени Великой Отечественной войны. В данной статье вашему вниманию предлагается авторский сценарий театрализованного концерта «Письма Победы», посвящённый событиям, происходившим в годы ВОВ. Данный материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Победы, или же памятного дня начала войны.

Обратите внимание на соответствие возраста персонажей и актёров, исполняющих данные роли. Чем ближе это соответствие, тем более точное ожидается эмоциональное «попадание» и в исполнителей, и в зрителя. Так же в сценарии прописаны рекомендованные к применению музыкальные композиции, которые помогут погрузиться в атмосферу военного времени и выдержать темпоритм на протяжении всего мероприятия.

Данный материал имеет высокий индекс воздействия на подростков от 14 лет — сопереживание ровесникам, наиболее понятные и близкие проблемы, а также «тёплая» любовная линия повествования тесно переплетены с историей и событиями Великой Отечественной войны. Все персонажи вымышлены, однако имеют прототипы из образов всеми известных Героев. Так же в постановке необходимо использовать максимально реалистичные костюмы и реквизит.

При подготовке и правоведении репетиционных мероприятий с творческой группой рекомендуем просмотреть документальные и художественные фильмы о подвигах и самопожертвовании подростков и молодёжи во имя Родины, так как современные дети не имеют опыта подобных эмоций.

Театрализованный концерт «Письма Победы» подходит как для камерной постановки, так и для массового мероприятия. Он может объединить поколения, создать неповторимую атмосферу праздника и радости. А пережитые участниками постановки и зрителями эмоциями помогут пробудить чувство гордости и патриотизма, любви и уважения к своим предкам — победителям и к Родине.

«Письма Победы». Сценарий театрализованного концерта

Действие происходит на площадке. Установлен реквизит: деревянный стол и две лавки, на столе рушник, кувшин, хлеб и т. д.

Действующие лица: три девушки, выпускницы школы восьмилетки. Одеты в ситцевые платья и банты.

Катя — нежная и ранимая, но в тоже время решительная девушка, готовая на всё ради друга, любимого человека и Родины.

Полина — лучшая подруга Кати, девушка смелая и твёрдая духом, по внешности и по характеру твёрже Екатерины.

Зоя — знакомая героинь, резкая и негативная девушка, имеющая противоположную жизненную позицию.

Коля — возлюбленный Кати, в ходе программы не появляется лично, его присутствие ознаменовано дикторским текстом, озвучивающим его письма к Екатерине.

ЭПИЗОД 1. СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС

Звучит вальс из худ. фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Дикторский текст (Девушка).

Я помню майский тихий вечер.

Дорогу к школе. Старый сад.

Ты нежно гладил мои плечи,

Сказал, что встрече очень рад.

Ты осыпал меня сиренью.

Я понимала всё без слов...

Сердечко тронуло волненье.

Тогда пришла ко мне любовь.

И ветерок играл с листвою,

Тихонько что-то ей шептал,

Рябине не давал покоя,

Её он кудри целовал.

А звёздочки с небес сияли,

И падал в реку свет луны,

С тобою вальс мы танцевали

Всего за месяц до войны...

В это время на площадку выходят парень с девушкой, одетые в стиле 40-вых годов. Они прогуливаются, он дарит ей цветы.

Смена музыки. Звучит песня «Случайный вальс» исп. Л.Утесов.

К парню и девушке присоединяются хореографические коллективы исполняют хореографическую композицию — вальс.

ЭПИЗОД 2. А ПОТОМ БЫЛА ВОЙНА

На сцене исполняются песни. (На площадке можно организовать театрализацию вокальных композиций).

  1. «Прощание славянки» Василий Иванович Агапкин
  2. «Шел солдат» Я. Дубравин, В. Суслов

На площадку возле сцены выходят три девушки в стилизованных нарядах.

Полина. Ну не грусти Катюш, вернется твой Колька, вот посмотришь, война быстро закончится, он обязательно вернется.

Зоя. Явообще не понимаю, чего так переживать, ну ушел и ушел, сейчас других дел хватает. Вон все на фронт ушли, одни бабы остались, работы хоть отбавляй, а ты голову этими глупостями забила.

Полина. Не говори ерунды, они осенью хотели свадьбу сыграть, а тут эта война. А ты пищи ему Катька, каждый день пиши, и он тебе писать будет, и получится, что как будто и не расставались!

Катя. Ятут подумала, девочки, я, наверное, тоже на фронт пойду, как никак, а к Коленьке все ближе буду. Я медсестрой могу быть, могу обеды готовить, я все могу, я там полезна буду. А здесь я не смогу, он там будет воевать, страну защищать, а я что же?

Зоя. Глупая, ты о матери подумай, она тут совсем одна останется!

Катя. Она поймет, она меня обязательно поймет!

Полина. Ая с тобой пойду! Вместе не так страшно будет!

Девушки уходят. На сцене вокальная композиция.

  1. «Белорусский вокзал» Б. Окуджава

ЭПИЗОД 3. ПЕРВОЕ ПИСЬМО

Катя выходит в белом халате, в платке с алюминиевым тазиком, на встречу к ней торопится Полина в форме военного почтальона.

Полина. Катя, Катя письмо, письмо пришло!

Катя. Колька. Ну наконец то. Месяц ждала.

Полина. Читай скорее, я мешать не буду.

Полина уходит, Кая садится на пенек и разворачивает письмо. Дикторский текст.

Здравствуй, Катенька! Я сижу сейчас в землянке, среди развалин. Когда-то большой и красивой Вязьмы. Трудно поверить, что недавно здесь был город. Холмы, из которых торчат остатки стен, трубы... а люди ютятся в норах, лишь кое-где возводят постройки из старого кирпича...

Все это, правда, мало занимает меня. Как только сяду, сразу все наплывают мысли о тебе. Грусть охватывает какими-то волнами. Мне все казалось в поезде, что ты совсем недалеко, что стоит только вылезти из вагона, и я сразу встречу тебя. И мне больших усилий стоило убедить себя, что поезд несется уже далеко-далеко от тебя. Если сказать честно, становится страшно, в бой я еще не ходил, но уже вижу его последствия. Особенно страшно, когда совсем тихо, и мы тогда поем, чтобы не думать о плохом — поем. И ты пой Катюша, так легче…

Катя прижимает к груди письмо и уходит.

На сцене вокальная композиция.

  1. «Эх, дороги» А. Новиков, Л. Ошанин.
  2. «Песенка фронтового шофера» Наум Лабковский, Борис Ласкин

ЭПИЗОД 4. ВАЛЬС

На площадку выходят Катя и Полина.

Полина. Опять затишье. Вот уже год как война идет, а я все не привыкну. Сердце так и разрывается, когда солдатиков перебинтовываю, а они молодцы — держаться, не сдаются, все говорят, что на фронт вернутся.

Катя. Вчера парня привезли, ему во время взрыва ногу оторвало, а он смотри та меня, улыбается и говорит, что обязательно поправится и со мной станцует.

Полина. Аты?

Катя. Ая пообещала, что обязательно, обязательно станцую!

Девушки уходят на площадку выходят танцевальные пары — Вальс.

  1. «Вальс фронтовой медсестры» Наум Лабковский, Борис Ласкин

ЭПИЗОД 5. ВТОРОЕ ПИСЬМО ИЛИ «БОЙ»

Звучит фон «Письмо», на площадку выходи Катя, читающая письмо.

Дикторский текст.

Здравствуй, дорогая Катюша! Это письмо я пишу на поле боя, под бесконечным гулом моторов самолетов, которые сеют смерть. Идет жестокий бой, но мы выдержим, слышишь Катька, выдержим! За нами Россия…

В это время к Кате подходит Полина.

Полина. Ты чего здесь?

Катя. Да вот от Коли письмо получила, пишет, что бои не заканчиваются, ой Поля, я как представлю, аж жутко становится…

Девушки замирают, на площадке показательное выступление патриотического клуба.

  1. Показательное выступление клуба

ЭПИЗОД 6. ПЕРЕЛОМ

На площадку выходят девушки.

Катя. Коля пишет, что наши войска отвоевали Севастополь, я чествую Поля, скоро все закончится!

Полина 1. Конечно закончится, с такой армией с такими ребятами. Они вернутся, и мы заживем как прежде! Будем строить города, заводы, возрождать хозяйство, осталось подождать совсем немножко!

  1. «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич

ЭПИЗОД 7. ВЕСНА 45-ГО

На площадку быстрым шагом выходит Полина.

Полина. Катя, Катя! Иди сюда!

Катя. Что случилось? (отзывается из-за сцены, потом выбегает)

Полина. Письмо, от Коли, читай скорей!

Дикторский текст.

Катюша, милая Катюша! Наша встреча совсем близка! Потому что, 2 мая на 1411 день войны советские войска захватили Берлин! Жди меня родная, жди!

Звучит «Майский вальс», девушки танцуют, к ним присоединяются хореографические коллективы.

  1. «Майский вальс» Михаил Ясень, Игорь Лученок

ФИНАЛ.

Катя. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле.

Полина. Благодаря подвигу советского народа наши родители и мы живем в мирное время, но поколение 21 века знает о той войне, мы гордимся, тем что рождены в России, тем, что наши прадеды и деды защищали нашу родину.

Катя. Праздники приходят и уходят,

Но Весна Победы в сердце навсегда,

Светлая, любимая в народе,

Не смотря на возраст, вечно молода!

России дух святой, могучий,

Испытанный огнями и мечом.

Когда сгущались в небе тучи,

Вставал народ, как щит, к плечу плечом!

Полина. Родину — Отчизну защищая,

Не жалели жизни дочери, сыны.

Память поколений не ветшает

О героях, не вернувшихся с войны.

Доблестные деды и отцы же

Над рейхстагом водрузили гордо стяг.

Каждою весною день тот ближе

Нам становится, да будет вечно так!

Ведущие уходят со сцены.

Литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.2021).
  2. Адерихина Л. В. Всего за месяц до войны.../ Изба-читальня: любовная лирика. URL: https://www.chitalnya.ru/work/947277/ (дата обращения 27.02.2021).
  3. Struna. Весна победы Изба-читальня: любовная лирика. URL: https://www.chitalnya.ru/work/559420/ (дата обращения 03.03.2021).

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Похожие статьи

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Развитие одаренности обучающихся через урочную и внеурочную деятельность

Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе

Формирование базовых национальных ценностей на основе коллективно-творческой деятельности обучающихся

Задать вопрос