Патриотическое воспитание обучающихся творческих объединений посредством театрально-концертной деятельности
Автор: Шопина Светлана Сергеевна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (40) октябрь 2022 г.
Дата публикации: 24.09.2022
Статья просмотрена: 800 раз
Библиографическое описание:
Шопина, С. С. Патриотическое воспитание обучающихся творческих объединений посредством театрально-концертной деятельности / С. С. Шопина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 4 (40). — С. 36-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/231/7605/ (дата обращения: 07.11.2024).
У нас не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма. Патриотизм является единственной национальной идеей в России.
В. В. Путин, президент РФ
Патриотическое воспитание детей — одно из главных стратегических направлений развития России. Вкладываясь в воспитание детей — мы делаем вклад в будущее: в будущее своей страны и своё личное.
Данное направление так же явно отражено и в Федеральных государственных образовательных стандартах. Одно из требований к результатам освоения основной образовательной программы гласит «Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей» (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, раздел 2 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», пункт 8, пп 7). Со стороны дополнительного образования детей мы в полной мере должны соответствовать поставленной задаче.
Достичь высокого результата в направлении патриотического воспитания детей нам помогают различные образовательные техники, такие как познавательные мероприятия — беседы и лекции, игровые — викторины и квесты, досуговые — спектакли, кинопросмотры, и многое другое. Однако наиболее успешным на практике является привлечение детей и подростков к театральной деятельности. Погружение их в атмосферу жизни и обстоятельств предлагаемого персонажа.
Наиболее высокий эффект имеет сравнение дня сегодняшнего — благополучного и тяжёлого времени Великой Отечественной войны. В данной статье вашему вниманию предлагается авторский сценарий театрализованного концерта «Письма Победы», посвящённый событиям, происходившим в годы ВОВ. Данный материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Победы, или же памятного дня начала войны.
Обратите внимание на соответствие возраста персонажей и актёров, исполняющих данные роли. Чем ближе это соответствие, тем более точное ожидается эмоциональное «попадание» и в исполнителей, и в зрителя. Так же в сценарии прописаны рекомендованные к применению музыкальные композиции, которые помогут погрузиться в атмосферу военного времени и выдержать темпоритм на протяжении всего мероприятия.
Данный материал имеет высокий индекс воздействия на подростков от 14 лет — сопереживание ровесникам, наиболее понятные и близкие проблемы, а также «тёплая» любовная линия повествования тесно переплетены с историей и событиями Великой Отечественной войны. Все персонажи вымышлены, однако имеют прототипы из образов всеми известных Героев. Так же в постановке необходимо использовать максимально реалистичные костюмы и реквизит.
При подготовке и правоведении репетиционных мероприятий с творческой группой рекомендуем просмотреть документальные и художественные фильмы о подвигах и самопожертвовании подростков и молодёжи во имя Родины, так как современные дети не имеют опыта подобных эмоций.
Театрализованный концерт «Письма Победы» подходит как для камерной постановки, так и для массового мероприятия. Он может объединить поколения, создать неповторимую атмосферу праздника и радости. А пережитые участниками постановки и зрителями эмоциями помогут пробудить чувство гордости и патриотизма, любви и уважения к своим предкам — победителям и к Родине.
«Письма Победы». Сценарий театрализованного концерта
Действие происходит на площадке. Установлен реквизит: деревянный стол и две лавки, на столе рушник, кувшин, хлеб и т. д.
Действующие лица: три девушки, выпускницы школы восьмилетки. Одеты в ситцевые платья и банты.
Катя — нежная и ранимая, но в тоже время решительная девушка, готовая на всё ради друга, любимого человека и Родины.
Полина — лучшая подруга Кати, девушка смелая и твёрдая духом, по внешности и по характеру твёрже Екатерины.
Зоя — знакомая героинь, резкая и негативная девушка, имеющая противоположную жизненную позицию.
Коля — возлюбленный Кати, в ходе программы не появляется лично, его присутствие ознаменовано дикторским текстом, озвучивающим его письма к Екатерине.
ЭПИЗОД 1. СЛУЧАЙНЫЙ ВАЛЬС
Звучит вальс из худ. фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Дикторский текст (Девушка).
Я помню майский тихий вечер.
Дорогу к школе. Старый сад.
Ты нежно гладил мои плечи,
Сказал, что встрече очень рад.
Ты осыпал меня сиренью.
Я понимала всё без слов...
Сердечко тронуло волненье.
Тогда пришла ко мне любовь.
И ветерок играл с листвою,
Тихонько что-то ей шептал,
Рябине не давал покоя,
Её он кудри целовал.
А звёздочки с небес сияли,
И падал в реку свет луны,
С тобою вальс мы танцевали
Всего за месяц до войны...
В это время на площадку выходят парень с девушкой, одетые в стиле 40-вых годов. Они прогуливаются, он дарит ей цветы.
Смена музыки. Звучит песня «Случайный вальс» исп. Л.Утесов.
К парню и девушке присоединяются хореографические коллективы исполняют хореографическую композицию — вальс.
ЭПИЗОД 2. А ПОТОМ БЫЛА ВОЙНА
На сцене исполняются песни. (На площадке можно организовать театрализацию вокальных композиций).
- «Прощание славянки» Василий Иванович Агапкин
- «Шел солдат» Я. Дубравин, В. Суслов
На площадку возле сцены выходят три девушки в стилизованных нарядах.
Полина. Ну не грусти Катюш, вернется твой Колька, вот посмотришь, война быстро закончится, он обязательно вернется.
Зоя. Явообще не понимаю, чего так переживать, ну ушел и ушел, сейчас других дел хватает. Вон все на фронт ушли, одни бабы остались, работы хоть отбавляй, а ты голову этими глупостями забила.
Полина. Не говори ерунды, они осенью хотели свадьбу сыграть, а тут эта война. А ты пищи ему Катька, каждый день пиши, и он тебе писать будет, и получится, что как будто и не расставались!
Катя. Ятут подумала, девочки, я, наверное, тоже на фронт пойду, как никак, а к Коленьке все ближе буду. Я медсестрой могу быть, могу обеды готовить, я все могу, я там полезна буду. А здесь я не смогу, он там будет воевать, страну защищать, а я что же?
Зоя. Глупая, ты о матери подумай, она тут совсем одна останется!
Катя. Она поймет, она меня обязательно поймет!
Полина. Ая с тобой пойду! Вместе не так страшно будет!
Девушки уходят. На сцене вокальная композиция.
- «Белорусский вокзал» Б. Окуджава
ЭПИЗОД 3. ПЕРВОЕ ПИСЬМО
Катя выходит в белом халате, в платке с алюминиевым тазиком, на встречу к ней торопится Полина в форме военного почтальона.
Полина. Катя, Катя письмо, письмо пришло!
Катя. Колька. Ну наконец то. Месяц ждала.
Полина. Читай скорее, я мешать не буду.
Полина уходит, Кая садится на пенек и разворачивает письмо. Дикторский текст.
Здравствуй, Катенька! Я сижу сейчас в землянке, среди развалин. Когда-то большой и красивой Вязьмы. Трудно поверить, что недавно здесь был город. Холмы, из которых торчат остатки стен, трубы... а люди ютятся в норах, лишь кое-где возводят постройки из старого кирпича...
Все это, правда, мало занимает меня. Как только сяду, сразу все наплывают мысли о тебе. Грусть охватывает какими-то волнами. Мне все казалось в поезде, что ты совсем недалеко, что стоит только вылезти из вагона, и я сразу встречу тебя. И мне больших усилий стоило убедить себя, что поезд несется уже далеко-далеко от тебя. Если сказать честно, становится страшно, в бой я еще не ходил, но уже вижу его последствия. Особенно страшно, когда совсем тихо, и мы тогда поем, чтобы не думать о плохом — поем. И ты пой Катюша, так легче…
Катя прижимает к груди письмо и уходит.
На сцене вокальная композиция.
- «Эх, дороги» А. Новиков, Л. Ошанин.
- «Песенка фронтового шофера» Наум Лабковский, Борис Ласкин
ЭПИЗОД 4. ВАЛЬС
На площадку выходят Катя и Полина.
Полина. Опять затишье. Вот уже год как война идет, а я все не привыкну. Сердце так и разрывается, когда солдатиков перебинтовываю, а они молодцы — держаться, не сдаются, все говорят, что на фронт вернутся.
Катя. Вчера парня привезли, ему во время взрыва ногу оторвало, а он смотри та меня, улыбается и говорит, что обязательно поправится и со мной станцует.
Полина. Аты?
Катя. Ая пообещала, что обязательно, обязательно станцую!
Девушки уходят на площадку выходят танцевальные пары — Вальс.
- «Вальс фронтовой медсестры» Наум Лабковский, Борис Ласкин
ЭПИЗОД 5. ВТОРОЕ ПИСЬМО ИЛИ «БОЙ»
Звучит фон «Письмо», на площадку выходи Катя, читающая письмо.
Дикторский текст.
Здравствуй, дорогая Катюша! Это письмо я пишу на поле боя, под бесконечным гулом моторов самолетов, которые сеют смерть. Идет жестокий бой, но мы выдержим, слышишь Катька, выдержим! За нами Россия…
В это время к Кате подходит Полина.
Полина. Ты чего здесь?
Катя. Да вот от Коли письмо получила, пишет, что бои не заканчиваются, ой Поля, я как представлю, аж жутко становится…
Девушки замирают, на площадке показательное выступление патриотического клуба.
- Показательное выступление клуба
ЭПИЗОД 6. ПЕРЕЛОМ
На площадку выходят девушки.
Катя. Коля пишет, что наши войска отвоевали Севастополь, я чествую Поля, скоро все закончится!
Полина 1. Конечно закончится, с такой армией с такими ребятами. Они вернутся, и мы заживем как прежде! Будем строить города, заводы, возрождать хозяйство, осталось подождать совсем немножко!
- «Идет солдат по городу» В. Шаинский, М. Танич
ЭПИЗОД 7. ВЕСНА 45-ГО
На площадку быстрым шагом выходит Полина.
Полина. Катя, Катя! Иди сюда!
Катя. Что случилось? (отзывается из-за сцены, потом выбегает)
Полина. Письмо, от Коли, читай скорей!
Дикторский текст.
Катюша, милая Катюша! Наша встреча совсем близка! Потому что, 2 мая на 1411 день войны советские войска захватили Берлин! Жди меня родная, жди!
Звучит «Майский вальс», девушки танцуют, к ним присоединяются хореографические коллективы.
- «Майский вальс» Михаил Ясень, Игорь Лученок
ФИНАЛ.
Катя. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир — обязанность всех живущих на земле.
Полина. Благодаря подвигу советского народа наши родители и мы живем в мирное время, но поколение 21 века знает о той войне, мы гордимся, тем что рождены в России, тем, что наши прадеды и деды защищали нашу родину.
Катя. Праздники приходят и уходят,
Но Весна Победы в сердце навсегда,
Светлая, любимая в народе,
Не смотря на возраст, вечно молода!
России дух святой, могучий,
Испытанный огнями и мечом.
Когда сгущались в небе тучи,
Вставал народ, как щит, к плечу плечом!
Полина. Родину — Отчизну защищая,
Не жалели жизни дочери, сыны.
Память поколений не ветшает
О героях, не вернувшихся с войны.
Доблестные деды и отцы же
Над рейхстагом водрузили гордо стяг.
Каждою весною день тот ближе
Нам становится, да будет вечно так!
Ведущие уходят со сцены.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 15.04.2021).
- Адерихина Л. В. Всего за месяц до войны.../ Изба-читальня: любовная лирика. URL: https://www.chitalnya.ru/work/947277/ (дата обращения 27.02.2021).
- Struna. Весна победы Изба-читальня: любовная лирика. URL: https://www.chitalnya.ru/work/559420/ (дата обращения 03.03.2021).