Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
Автор: Билялова Наталья Александровна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 09.10.2022
Статья просмотрена: 610 раз
Библиографическое описание:
Билялова, Н. А. Мультстудия как способ формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста / Н. А. Билялова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7660/ (дата обращения: 16.11.2024).
На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования становится поддержка и развитие детского технического творчества и привлечение детей в научно-техническую сферу.
Все дети дошкольного возраста любят играть в компьютерные игры и смотреть мультфильмы. Именно на интересе дошкольников к компьютеру и мультфильмам я построила свою работу с детьми, создав для них новую развивающую среду в детском саду «Мультстудию» по созданию анимационных фильмов. «Мультстудия» позволяет привлечь детей дошкольного возраста в мир техники, заинтересовать их техническим творчеством. Дети приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов. Получение базовых знаний и навыков в области создания мультипликации учит детей планировать процесс съемки, креативно мыслить, работать в коллективе. Раннее приобщение ребенка к применению компьютерных технологий, используемых при создании мультфильма, имеет ряд положительных сторон, как в плане развития его личности, так и для последующего обучения в школе, облегчая социализацию ребенка, вхождение его в информационное общество.
Основное направление деятельности «Мультстудии» — создание короткометражных мультфильмов с применением цифровых технологий в различных техниках (пластилиновая, кукольная, рисованная). Дети создают социально-значимые авторские мультпродукты: по пропаганде здорового образа жизни и бережного отношения к природе, профилактике детского дорожно-транспортного травматизм; патриотических сюжетов и русских народных сказок для привития интереса к культуре и истории родной страны, воспитания нравственно-патриотических качеств, как у детей мультстудии, так и у предполагаемых зрителей.
Дети работают над коллективными проектами по созданию мультфильмов:
проект «Ожившие куклы»;
проект «Чудо-пластилин»;
проект «Живой рисунок».
Создание мультфильма включает в себя неограниченное число видов деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, музыкальную. Даже в самом коротком мультфильме используются и художественное слово, и визуальный образ, и музыка. Это способствует развитию личностных качеств, устойчивого интереса к литературе, театру, музыке.
Работая над мультфильмом, дети придумывают сценарий, изготавливают декорации, дополнительные конструкции, персонажей мультфильма, придумывают сюжет, учат роли для озвучивания. В процессе создания мультфильма стираются границы между отдельными видами деятельности. В этом целостность и ценность анимационной педагогики. Кроме того, такая работа формирует личностные качества: инициативу, настойчивость, трудолюбие, ответственность, коммуникабельность и умение планировать, проявляются лидерские качества.
В работе над проектом можно легко заинтересовать детей новыми темами, которые касаются вновь созданной ими истории, что расширяет возможности интеграции в творческий проект новых знаний из других образовательных областей. Не важно, как и чем заинтересован ребенок, это может быть музыка для мультфильма, новый способ рисования или аппликации, создание декораций из конструктора. Каждый раз, создавая новую историю, дети, применяют усвоенные ранее навыки, делятся собственным опытом, а также ищут новые решения, творческие подходы.
Дети создают авторские мультфильмы в компьютерной программе «АртИгрушка», знакомятся с техниками монтажа и средствами выразительности, применяемыми в мультипликации, учатся работать с мультстанком «Kids Animation Desk», фотокамерой, с микрофоном, принимают участие при монтировании мультфильма на компьютере с помощью видео редактора «Movie maker».
Дети совершенно самостоятельно управляют процессом съемки мультфильма, т. к. программное обеспечение имеет интуитивно простой интерфейс и возможность сразу просмотреть результат — это стимулирует интерес к работе!
Учебный план
№ п/п |
Содержание программы |
Количество часов |
Формы контроля |
||
1. |
Введение в искусство мультипликации |
8 |
4 |
4 |
Диагностика, беседы, наблюдение, игры, викторина, практические задания, тест-опрос «Знаешь ли ты правила» |
Тема 1.1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Инструктаж по ТБ. |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 1.2. Знакомство с мультипликацией. |
6 |
3 |
3 |
||
2. |
Компьютерные программы по созданию мультфильмов |
12 |
6 |
6 |
Беседа, наблюдение, практические задания |
Тема 2.1. Знакомство с Мультстудией «Kids Animation Desk» и компьютерной программой «АртИгрушка» и видео редактором «Movie maker». |
10 |
5 |
5 |
||
Тема 2.2. ««Заставка» в технике перекладка». |
2 |
1 |
1 |
||
3. |
Как рождается мультфильм? |
13 |
6 |
7 |
Беседа, игра, наблюдение, практические задания |
Тема 3.1. Основные этапа создания мультфильма. |
1 |
1 |
0 |
||
Тема 3.2. Устройства для съёмки и звукозаписи. |
5 |
2 |
3 |
||
Тема 3.3. Видеомонтаж |
5 |
2 |
3 |
||
Тема 3.4. Условия безопасной работы. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
||
Проект «Ожившие куклы» |
|||||
4. |
Кукольная анимация Создание серии мультфильмов по сюжету стихотворений А. Барто «Игрушки»» |
26 |
8 |
18 |
Беседа, игра-викторина, наблюдение, обсуждение, практические задания, просмотр и анализ мультфильма, защита творческого проекта |
Тема 4.1. Жанр. Сюжет. Написание сценария. |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 4.2. Кукольная мультипликация. |
10 |
2 |
8 |
||
Тема 4.3. Работа со звуком. |
6 |
2 |
4 |
||
Тема 4.4. Работа с титрами. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 4.5. Итоговое занятие. Демонстрация мультфильма. |
2 |
1 |
1 |
||
5. |
Кукольная анимация LEGO — анимация |
27 |
3 |
24 |
|
Тема 5.1. LEGO-анимация и её история. |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 5.2. Придумывание сюжета и героев. Составление сценария. |
2 |
0 |
2 |
||
Тема 5.3. Изготовление героев, сцены-макета. Распределение ролей. |
4 |
0 |
4 |
||
Тема 5.4. Стоп-кадровая съемка сцен. Просмотр отснятого материала. Озвучивание. Обсуждение. |
11 |
1 |
10 |
||
Тема 5.5. Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации. |
6 |
0 |
6 |
||
Тема 5.6. Итоговое занятие. Демонстрация мультфильма. |
2 |
1 |
1 |
||
Проект «Живой рисунок» |
|||||
6. |
Рисованная анимация |
29 |
4 |
25 |
Беседа, игра, наблюдение, обсуждение, практические задания, просмотр и анализ мультфильма, защита творческого проекта |
Тема 6.1. История возникновения рисованной анимации. |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 6.2. Придумывание сюжета и героев. Составление сценария. Раскадровка. |
3 |
1 |
2 |
||
Тема 6.3. Разработка образов персонажей. Продумывание и создание декораций. |
8 |
1 |
7 |
||
Тема 6.4. Озвучивание. Стоп-кадровая съемка сцен. Просмотр отснятого материала. Обсуждение. |
9 |
0 |
9 |
||
Тема 6.5. Монтаж мультфильма. Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации. |
5 |
0 |
5 |
||
Тема 6.6. Итоговое занятие. Демонстрация мультфильма. |
2 |
1 |
1 |
||
Проект «Чудо-пластилин» |
|||||
7. |
Пластилиновая анимация |
29 |
4 |
25 |
Беседа, игра, наблюдение, обсуждение, практические задания, просмотр и анализ мультфильма, защита творческого проекта |
Тема 7.1. Пластилиновая анимация и её историей. |
2 |
1 |
1 |
||
Тема 7.2. Придумывание сюжета и героев. Составление сценария. |
3 |
1 |
2 |
||
Тема 7.3. Изготовление героев, сцены-макета. Распределение ролей. |
4 |
0 |
4 |
||
Тема 7.4. Выбор композиции, постановка камеры, выставление света. Съёмка. |
7 |
0 |
7 |
||
Тема 7.5. Видеомонтаж и озвучивание. |
7 |
0 |
7 |
||
Тема 7.6. Сборка мультфильма. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 7.7. Итоговое занятие. Демонстрация мультфильма. |
2 |
1 |
1 |
||
Итого |
144 |
35 |
109 |
||
Занятия в студии мультипликации дадут возможность любому ребенку побывать в роли идейного вдохновителя, сценариста, актера, художника, аниматора, режиссера и монтажера. То есть, они знакомятся с разными видами творческой деятельности, получают много новой необыкновенно интересной информации. Это прекрасный механизм для развития ребенка, реализации его потребностей и инициатив, раскрытия внутреннего потенциала, социализации через сочетание теоретических и практических занятий, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда. Создавая мультфильмы, дети учатся общаться, договариваться друг с другом, согласовывать свои действия, добиваться общего результата, то есть, работать в команде, о чем свидетельствуют коллективные мультработы.
Дети получают много положительных эмоций и желание творить. Они достигают своим трудом «Ситуации успеха» и каждый из них с гордостью говорит: «Этот мультфильм сделал я!».
«Мультстудия» — это хороший способ по формировании функциональной грамотности дошкольника. Она связывает все виды деятельности и все образовательные области. Всё, что ребёнком усвоено в других образовательных областях ранее, он имеет возможность здесь их все применить.
Литература:
- Муродходжаева, Н. С. Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир»: учебно-методическое пособие/ Н. С. Муродходжаева, В. Н. Пунчик, И. В. Амочаева, И. И. Казунина, В. Ю. Полякова. М.: Издательство: ООО «Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2021. — 208с.
- Тимофеева, Л. Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками» / Тимофеева, Л. Л. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. — 126 c.