Участие семьи в коррекционном процессе как условие эффективной работы с ребенком
Автор: Седельникова Юлия Геннадиевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 19.10.2022
Статья просмотрена: 221 раз
Библиографическое описание:
Седельникова, Ю. Г. Участие семьи в коррекционном процессе как условие эффективной работы с ребенком / Ю. Г. Седельникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7675/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные условия развития общества, перемены в системе образования, появление новых подходов в воспитании и обучении, не могут не отразиться на организации образовательной среды для детей, имеющих речевые нарушения. Известный факт, что эффективность образовательного процесса зависит, как от правильно составленной системы, так и от стратегии общения, взаимодействия родителей с детьми, т. е. речевой среды.
Для организации коррекционной помощи детям с нарушениями речи характерна комплексная, командная работа, предполагающая участие разных специалистов, а также и родителей, каждый из которых вносит свой вклад в развитие ребенка.
Одной из самых серьезных проблем, с которой мы столкнулись, явилось неумение, а зачастую, и нежелание родителей взаимодействовать со своими детьми. Беседуя с родителями, мы убедились, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волновала произносительная сторона речи своего ребенка: «не выговаривает буквы», «плохо говорит», и др. И очень редко родители отмечали недоразвитие лексической и грамматической сторон речи.
Проведенное в начале года анкетирование родителей вновь поступивших детей по вопросу: «Считаете ли вы свои знания о способах взаимодействия с ребенком, организации с ним игровой и познавательной деятельности достаточными?», показало, что 25 % родителей считают их достаточными, 35 % затруднились ответить, 30 % — не знаю. Мотивировалось это повышенной занятостью, низкой информированностью в вопросах воспитания и обучения ребенка, педагогической неграмотностью и рядом других причин.
Для решения этой проблемы, а также с целью привлечения родителей к коррекционно-воспитательному процессу, педагогический коллектив нашего ДОУ выделил приоритетные формы работы по взаимодействию с семьей:
— проведение круглого стола;
— родительские собрания;
— устные и письменные консультации;
— издание логопедической газеты «Звукарик» для родителей;
— совместные индивидуальные занятия по системе «родитель-ребенок»;
— творческие домашние задания по изготовлению наглядных и дидактических пособий к занятиям, изготовление поделок из природного материала с их описанием;
— тренинговые занятия для родителей по обучению приемам взаимодействия с детьми;
— оформление памяток в родительских уголках, папках-передвижках, на информационном стенде;
— анкетирование;
— конкурс чтецов и т. д.
Привлекая родителей к взаимодействию с детьми и специалистами, мы старались использовать различные стандартные и нестандартные формы работы. Особо интересной формой сотрудничества, на наш взгляд, является проведение родительских собраний в форме демонстраций видеозаписей занятий, игр детей с последующим их обсуждением, мастер-классы с показом обучающих игр для родителей. Готовясь к первому родительскому собранию, проводим тщательное логопедическое обследования детей, заполняем карты обследования. Знакомство родителей с результатами обследования дает им четкое представление о речевом дефекте ребенка; у них появляются ответственность, интерес к процессу обучения. Родители изъявляют желание активно участвовать в работе специалистов ДОУ, взаимодействовать с ними.
Содержательны и индивидуальные логопедические занятия для родителей, которые проходят еженедельно. На этих занятиях учитель-логопед не просто демонстрирует различные коррекционные приемы и упражнения, такие как комплекс артикуляционной гимнастики, задания на развитие фонематического слуха, формирования грамматического строя речи, но и побуждает родителей к совместному их выполнению вместе с ребенком. Таким образом, родители выступают и в роли ученика, и в роли учителя, они становятся не просто пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.
Усиливают совместную работу устные и письменные консультации, которые представлены в постоянно действующих логопедических уголках. При их планировании мы выбираем наиболее актуальные темы. Например: «Что такое детское словотворчество?», «Речевая ошибка или закономерное явление?», «Роль семьи в развитии речи ребенка», «Как относиться к речевым ошибкам детей?», «Не только накапливать, но и понимать», «Учимся рассказывать» и др.
Задания творческого характера для родителей и детей вошли в традицию детского сада. Традиционными стали выполнение осенних поделок из природного материала, макетов любого конкурсного задания с их описанием, изготовление книжек-малышек по заданию логопеда.
Родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными пробуждать в детях фантазию, любознательность. Такая форма работы помогает родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей об окружающем, научить их связно, красочно, грамматически правильно рассказывать обо всем увиденном, услышанном, пережитом.
Педагогический коллектив углубленно занимается разработкой интегрированных занятий, где каждый специалист имеет возможность объединить цели и задачи воспитания и обучения детей со своими коллегами, при этом приоритетной остается речевая задача.
Коллектив нашего детского сада несколько лет работает по системе «ребенок-родитель-специалист», благодаря которой нам удается:
- Вовлекать родителей в совместную педагогическую деятельность и активизировать их на взаимодействие с детьми.
- Повышать информированность родителей и сформировать адекватное представление родителей о деятельности нашей дошкольной организации.
- Строить коррекционный процесс таким образом, чтобы у детей сформировалась активная жизненная позиция, коммуникативная активность.
Результатом нашей работы стал совместный вывод коллектива и родителей, что только семья может закрепить у ребенка приобретенные навыки. Нашим выбором остается направление тесного взаимодействия с родителями детей, ведь именно в этом залог эффективности коррекционно-развивающего воздействия.
Литература:
- Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — М.: Эксмо, 2015. — 288 c. — Текст: непосредственный.
- Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. — 3-е изд. — М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019. — 245 c. — Текст: непосредственный.
- Седельникова, Ю. Г. Взаимодействие педагогов образовательного учреждения с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, в рамках проектной деятельности / Ю. Г. Седельникова. — Текст : электронный // Педагогический мир : [сайт]. — URL: http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=96058&ysclid=l9ayzaxalk135927583 (дата обращения: 16.10.2022).