В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского?
Автор: Пышнограев Сергей Викторович
Рубрика: История образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 26.11.2022
Статья просмотрена: 333 раза
Библиографическое описание:
Пышнограев, С. В. В чем секрет успеха педагогической системы Я. А. Коменского? / С. В. Пышнограев. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7824/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье автор раскрывает актуальность педагогических идей Я. А. Коменского и соответствие их современным тенденциям российского школьного образования.
Ключевые слова: Я. А. Коменский, «Великая дидактика», школьное образование, Школа Министерства просвещения России.
Сегодня российская школа переживает период изменений, которые затрагивают все её существенные стороны. Реформа отечественного образования, основанная на внедрении новых образовательных и профессиональных стандартов, преследует своей целью создание системы по «подготовке личностей», обладающих необходимыми качествами, навыками и знаниями, которые позволят им без промедления включиться в жизнь общества. В ходе этой деятельности особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить истории педагогики, проанализировать уже существующие и ранее существовавшие педагогические концепции и системы. Это позволит не повторить ошибок прошлого и минимизировать возможные в настоящем просчёты.
Одной из таких концепций является система Я. А. Коменского. На первый взгляд, секрет успеха педагога прост — классно-урочная система, разработка универсальной дидактической единицы урока. Всё это лежит в основе современного школьного образования и поэтому система Я. А. Коменского живет до сих пор — она востребована. Исходя из этого, возникает вопрос: остаётся ли актуальной педагогическая концепция Я. А. Коменского в условиях модернизации российского образования.
Цель нашей статьи — продемонстрировать актуальность основных положений концепции Я. А. Коменского для современной школы.
В двенадцатой главе «Великой дидактики» автор обозначает, какой должна быть школа:
- «Образование должно получать все юношество, за исключением разве тех, кому Бог отказал в разуме.
- Юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.
- Как подготовка к жизни, это образование должно быть закончено еще до наступления зрелости.
- Это образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою — без побоев и суровости или какого-либо принуждения.
- Юношество должно получать образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное, т. е. чтобы разумное существо — человек — приучался руководствоваться не чужим умом, а своим собственным, не только вычитывать из книг и понимать чужие мнения о вещах или даже заучивать и воспроизводить их в цитатах, но развивать в себе способность проникать в корень вещей и вырабатывать истинное понимание их и употребление их.
- Это образование не должно требовать больших усилий, а должно быть чрезвычайно легким» [1, с. 124].
Эти положения соотносятся с целями проводимых в России образовательных реформ.
Более того, вопросы образования, обозначенные Я. Коменским в «Великой дидактике», продолжают оставаться насущными. Среди них, на наш взгляд, наиболее важные это ведущая роль школы в социализации, неразрывность процессов обучения и воспитания, доступность образования.
Функция социализации школы раскрыта в шестой главе труда. Автор отмечает «…никто не может стать человеком, если его не обучать» [1, с. 100]. Это важное замечание, поскольку ребёнок значительную часть своей жизни проводит в школе, усваивая не только предметную информацию, но и получая необходимые для жизни в обществе знания и навыки. Отсюда и второй его важный постулат — неразрывность процессов обучения и воспитания. Педагог уделяет большое внимание их взаимосвязи. В работе чётко прослеживается, что вместе они составляют «образование». Я. А. Коменский отмечает, что и образовывать и воспитывать возможно одним методом, независимо от способностей человека [1, с. 132]. Вместе с тем в «Великой дидактике» декларируется ориентированность этого метода на «среднего ученика», то есть основную массу учащихся, поскольку данный метод позволяет не выгореть одарённым ученикам и стимулировать слабоуспевающих, что является одной и важных составляющих в большинстве современных школ.
Здесь стоит пояснить, что Я. А. Коменский говорит о том, что процесс обучения в современных ему школах переполнен невостребованными предметами, малодейственными методами обучения, которые превращают школьное образование в пытку. Сегодня во многих образовательных учреждениях не ведется какого-либо мониторинга интересов обучающихся, что делает условия обучения наших школ и школ времён Я. А. Коменского схожими. В погоне за успешностью усвоения знаний учащимися они забывают о ценности воспитания. Или как пишет сам педагог «Конечно, мы страдаем той наследственной болезнью, перешедшей к нам еще от прародителей, что, оставив в стороне древо жизни, мы беспорядочно стремимся к одному только древу познания» [1, с. 122].
Метод Я. А. Коменского достаточно универсален, но при этом требует высокой квалификации реализующих его преподавателей, учета ими индивидуальных особенностей учащихся, а также реалий современной жизни.
Большое внимание Я. А. Коменский уделяет доступности образования. В основе его работы лежит идея равных интеллектуальных возможностей всех людей независимо от происхождения, личных качеств и тяги к образованию. Все они обучаемы, но успешность их учения зависит в равной мере от педагога и применяемых им методов.
С 1 сентября 2022 г. в ряде субъектов Российской Федерации был запущен проект «Школа Министерства просвещения России».
Основные принципы формирования и деятельности «Школы Минпросвещения России»:
— обеспечение доступности качественного образования и равных возможностей для всех обучающихся;
— сохранение здоровья и обеспечение безопасности обучающихся;
— непрерывное совершенствование качества образования;
— развитие обучающихся (интеллект, талант, личность);
— социализация и выбор жизненного пути обучающихся (мировоззрение, традиции, профессия);
— поддержка учительства (инвестиции в педагогов, постоянное профессиональное развитие на основе адресного методического сопровождения);
— участие каждого в создании комфортного и безопасного школьного климата (детско-взрослая общность, положительные эмоции, доверие и уважение, школьные традиции),
— конструирование современной мотивирующей образовательной среды (амбициозные задачи для каждого ученика по принципу: обучение, опыт, демонстрация) [2, с. 6].
Проводя параллель с современностью, когда постепенно вводятся профессиональные стандарты для педагогов различных специальностей, образовательные запросы ребёнка становятся основой формирования основных образовательных программ, в корне пересматриваются содержание и методы обучения и воспитания, расширяется творческая свобода учителей, стоит отметить актуальность идей Я. А. Коменского.
Таким образом, можно сделать вывод о причине успеха Я. А. Коменского. На наш взгляд, он состоит в том, что им была создана система, которая отвечает в первую очередь не интересам школы, а интересам ребенка. Он четко обозначил методы работы с разными категориями учеников, показал, что необучаемых не существует. Даже классический урок, который угнетает большинство современных школьников, у Я. А. Коменского лишь средство, которое позволяет реализовать его метод. Урок в «Великой дидактике» — это структурная единица, которая призвана упорядочить образовательный процесс, сделать его легким и приятным для восприятия. Главное: простые и наглядные пояснения, иллюстрирующие его концепцию, акцент не только на обучение, но и на воспитание. Все это предопределило успешность его методики и по сей день.
Литература:
- Коменский, Я. Великая дидактика / Я. Коменский. — Москва: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса, 1939. — 320 c. — Текст: непосредственный.
- Концепция «Школа Министерства просвещения России» (проект). — Текст: электронный // Проект Школа Минпросвещения России: [сайт]. — URL: https://iuo-nas.direct.quickconnect.to:60024/sharing/CRm54ssy9 (дата обращения: 24.10.2022).
Ключевые слова
школьное образование, Я. А. Коменский, «Великая дидактика», Школа Министерства просвещения РоссииПохожие статьи
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского
В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...
Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе
В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.
Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева
В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...
Моделирование развития школьной системы образования в России
В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.
Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского
Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория...
Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования
В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...
Система интенсивного обучения В. Ф. Шаталова
В статье автор исследует методику опорных сигналов педагога-новатора В. Ф. Шаталова, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Шаталова и методика создания опорных ко...
Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века
В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.
Похожие статьи
Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования
Статья посвящена педагогическим идеям К. Д. Ушинского. Обсуждается вопрос о народном воспитании и реформировании народной школы. Автор рассматривает основные взгляды великого педагога на связь теории и практики, отмечает, что труд — основа воспитания...
Актуальность педагогических идей К. Д. Ушинского для современного образования
Данная статья посвящена значимости педагогических идей К. Д. Ушинского в современной системе образования. На примере заданий урока истории показывается, как направления педагога используются в образовательном процессе.
Воспитание читательской культуры младших школьников в контексте педагогики К. Д. Ушинского
В данной статье анализируется проблема воспитания читательской культуры у младших школьников. Выдвигается гипотеза, что многие проблемы обучения и воспитания детей, рассматриваемые К. Д. Ушинским, остаются актуальными для современной педагогики и пси...
Методическая система П. М. Эрдниева в современной школе
В статье автор исследует методику укрупнения дидактических единиц (УДЕ) П. М. Эрдниева, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Эрдниева и методика ее реализации.
Педагогические взгляды Константина Петровича Победоносцева
В статье проводится анализ педагогических концепций известного русского мыслителя Константина Петровича Победоносцева. Рассматриваются основные идеи автора о важности образования, воспитания и нравственного развития, уделяется внимание и роли религии...
Моделирование развития школьной системы образования в России
В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.
Педагогическое мастерство в наследии Я.Корчака и В. А. Сухомлинского
Автор статьи рассматривает педагогическое мастерство как преемственную категорию в целом ряду исследований, обращаясь к наследию Я.Корчака и В. А. Сухомлинского. Педагогическое мастерство рассматривается не только как сложная педагогическая категория...
Взгляды К. Д. Ушинского на проблему женского образования
В статье говорится о становлении женщины как равноправного члена общества. Деятельность К. Д. Ушинского тесно связана с данной проблематикой, он рассматривает новые принципы работы в сфере женского образования, которые бы несли в себе психолого- педа...
Система интенсивного обучения В. Ф. Шаталова
В статье автор исследует методику опорных сигналов педагога-новатора В. Ф. Шаталова, ее влияние на дальнейшие исследования как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Была рассмотрена основная концепция Шаталова и методика создания опорных ко...
Функциональный потенциал родного языка и словесности в учебно-воспитательном процессе отечественной гимназии XIX века
В статье исследуется функциональный потенциал родного языка и словесности в педагогической теории и практике отечественного гимназического образования.