Решение школьных проблем: списывание домашнего задания по математике
Авторы: Сурова Рауза Забигуллаевна, Горшунова Татьяна Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (41) декабрь 2022 г.
Дата публикации: 03.12.2022
Статья просмотрена: 126 раз
Библиографическое описание:
Сурова, Р. З. Решение школьных проблем: списывание домашнего задания по математике / Р. З. Сурова, Т. Н. Горшунова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/236/7856/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье авторы делятся опытом использования цифрового образовательного контента для решения проблемы списывания домашнего задания.
Ключевые слова: домашнее задание, списывание, цифровой образовательный контент.
Седьмого октября 2022 года приказом Министерства просвещения Российской Федерации было закреплено понятие «домашнее задание», под которым понимается «Самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям, выполнение обучающимися заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы для выполнения во внеучебное время (далее — домашнее задание), осуществляются обучающимися в домашних и иных условиях, в том числе в цифровой образовательной среде…» [3.]
Закрепление в нормативных документах определения «домашнее задание» позволит данное методическое понятие перевести в организационную форму «самостоятельная подготовка обучающихся к занятиям». Д. Б. Эльконин и С. Л. Рубинштейн выделяют следующие «дидактические цели домашней самостоятельной работы:
– закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий;
– самостоятельное овладение новым учебным материалом;
– формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда, самостоятельности мышления» [2, с.177].
Актуальной проблемой сегодня уже является не невыполнение домашнего задания, а выполнение его на низком уровне. Так, например, анализируя качество выполнения домашнего задания нашими учениками в 5 «А», 5 «Б» и 5 «Г» классах в прошлом учебном году, мы выяснили, что всего 68 % детей делали домашнюю работу и только 49 % из них выполняли её качественно. Под качеством исполнения домашней работы понимается: выполнение полного объёма заданного, соблюдение режима письма, запись условия, решения и ответа задачи, позволяющих увидеть понимание учеником способа решения, разборчивость подчерка и аккуратность записи, нормы оценивания (количество допущенных ошибок). А это пятиклассники, которые совсем недавно перешли из начальной школы, где контроль домашней работы был более жёстким, чем на уровне основного общего образования. Где тесное сотрудничество и единство требований учителей начальной школы, учителей-предметников и родителей не позволяло забыть выполнить домашнее задание, или выполнить его не в полной мере или просто списать.
Проблема списывания домашнего задания всегда была актуальной и продолжает оставаться таковой в настоящее время.
В методике преподавания математики давно сформированы требования, как и что задавать на дом.
По своим частным целям домашние задания можно разделить на задания для подготовки учащихся к очередной теме или уроку, задания для повторения и закрепления теоретических знаний, задания для обобщения изученного учебного материала, задания для выработки прочных умений и навыков в решении задач. По своему характеру домашние задания могут быть: теоретические, практические. По срокам выполнения делятся на одноурочные и длительные задания, а также задания с неопределенным сроком выполнения.
Тем не менее при соблюдении всех этих условий, у педагога нет уверенности, что домашнее задание будет выполнено учащимися самостоятельно, без списывания. Размышляя над этой проблемой, мы пришли к выводу, что домашние задания нового поколения должны быть индивидуальны и уникальны.
В соответствии с вышедшем приказом Минпросвещения России от 07.10.2022 № 888 достижение вышеперечисленных целей переносится в цифровую образовательную среду.
На современном периоде развития информационных технологий существуют различные платформы, основным преимуществом которых, по сравнению с печатными изданиями выступает возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов, то есть у разных учеников отображаются разные, но подобные по сложности и смыслу задания. И даже разработан специальный алгоритм, который вычисляет, списывал ученик или нет, и выявив нарушителя подсвечивает поле ответа.
Учитель имеет возможность каждому ученику определить свой вариант, уникальный под каждую тему, а также оценить ответ ученика.
Сегодня уже недостаточно получение предметных знаний учеником на уроках математики внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности. Следовательно, выполняя домашнее задание, ученик должен столкнуться с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы и другие навыки учебной деятельности. П. А. Баженкин писал: «Любой навык становится прочным лишь после достаточного количества упражнений. Сколько нужно таких упражнений — зависит от особенностей материала и от индивидуальных особенностей учащихся. Один достигает необходимых результатов уже на уроке и дома лишь контролирует упражнениями качество навыка. Другой должен дома с помощью инструкции в учебнике или тетради ещё раз пройти все этапы формирования навыка и возвращаться к упражнениям снова и снова. Вполне понятно, что домашняя учебная работа не должна быть копией того, что было на уроке. Повторение и закрепление организуется на другом уровне, в несколько иной форме. Если это условие не выполняется, домашняя работа может вместо пользы приносить вред. Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание — прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрёжка». [1, с. 49].
Современные программы позволяют построить процесс обучения таким образом, что при выполнении домашнего задания ученик не сможет перейти на следующий уровень и получить балл (оценку) пока он не преодолеет проблему незнания. При этом программа будет ему указывать на его ошибки, заставит прочитать, просмотреть, порешать и как результат понять и запомнить. Данный вид домашнего задания позволяет учащимся закрепить изученный на уроке материал самостоятельно, попутно формируя УУД.
Уже больше полугода мы используем платформы Учи.ру, СберКласс, МЭО, ЯКласс, которые размещены на пространстве цифрового образовательного контента (ЦОК). Это позволяет нашим ученикам 6-х классов осваивать школьную программу в едином цифровом образовательном пространстве с разнообразным и персонализированным цифровым контентом. Цифровые образовательные ресурсы с интегрированной технологией искусственного интеллекта помогают выстроить индивидуальный план обучения в соответствии со способностями обучающегося, а также повышают вовлеченность учеников в образовательный процесс.
Несомненно, есть отличия, например, Учи.ру предлагает обучающие карточки, тестовые задания и методические материалы, которые позволяют уделить больше внимания персональной работе с каждым учеником.
СберКласс позволяет использовать разные способы проверки заданий и следить за прогрессом учеников онлайн.
МЭО создаёт индивидуальный трек через матрицу назначения заданий из встроенных видео- и аудио уроков на углубление и расширение знаний, осуществляет автоматическую проверку и отправку отметок в журнал.
Ресурс ЯКласс если ученик ошибётся при выполнении задания объяснит ход решения. При повторной попытке ученику будет предложен другой вариант задачи. Ответ не получится скопировать или списать. Учителю приходит отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. У каждого задания — уникальный вариант и шаги решения, которые помогут ребёнку освоить материал и научиться на своих ошибках.
На сегодняшний день шестиклассники (86 %) в наших классах выполняют домашние задания, выданные на площадках цифрового образовательного контента. К плюсам, по сравнению с прошлым годом, можно отнести следующее: улучшение качества усвоения теоретического материала, скорость решения устных задач, увеличение общего темпа математической (предметной) работы в классе. Нами будет продолжена работа по повышению качества преподавания математики в условиях внедрения цифровых образовательных ресурсов с осознанием того, что на сегодняшний день домашнее задание является неотъемлемой частью учебного процесса.
Литература:
- Баженкин, П. А. Подготовка учащихся на уроке к выполнению домашних заданий. / П. А. Баженкин. — Текст: непосредственный // Начальная школа. — 1999. — № 10. — С. 110.
- Зязюна, И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюна. — 2-е. — Москва: Просвещение, 2007. — 302 c. — Текст: непосредственный.
- Приказ Минпросвещения России от 07.10.2022 № 888 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115». — Текст: электронный//: [сайт].—URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405585979/ (дата обращения: 01.12.2022).
Похожие статьи
Электронный дневник в сфере дополнительного образования
В статье автор пытается провести анализ электронного ресурса в сети интернет.
Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения
В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...
Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников
В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Эффективность школьного урока по информатике и программа NetOp School
Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкивается преподаватель информатики на уроках и пути ее решения для достижения максимальной эффективности занятий с помощью программы NetOp School.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста
В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...
Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой технологической карты современного урока биологии.
Дистанционное обучение: взгляд ученика
В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.
Использование интернет-ресурсов на уроке математики
В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.
Похожие статьи
Электронный дневник в сфере дополнительного образования
В статье автор пытается провести анализ электронного ресурса в сети интернет.
Использование интернет-ресурса myQuiz для организации тестирования учащихся в условиях дистанционного обучения
В статье автор рассматривает алгоритм конструирования тестов для контроля знаний обучающихся школы с использованием интернет-ресурса myQuiz в условиях дистанционного обучения, схему организации тестирования, достоинства и недостатки этого электронног...
Особенности использования технологии геймификации в процессе формирования читательского интереса старших дошкольников
В статье автор анализирует специфику использования технологии геймификации с целью формирования читательского интереса старших дошкольников.
Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку
В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.
Эффективность школьного урока по информатике и программа NetOp School
Данная статья посвящена проблеме, с которой сталкивается преподаватель информатики на уроках и пути ее решения для достижения максимальной эффективности занятий с помощью программы NetOp School.
Обучение созданию высказываний младших школьников на уроках русского языка
В статье авторы делятся опытом работы по обучению младших школьников созданию высказываний на уроках русского языка.
Разработка чат-бота — помощника в изучении географии для детей школьного возраста
В статье рассмотрены проблемы в изучении школьниками 6–7 классов общеобразовательных школ предмета «География», применение программных средств в общеобразовательных школах, способы повышения мотивации учеников к обучению. Сделан вывод об актуальности...
Технологическая карта урока: сложности и проблемы разработки
В статье раскрыты результаты исследования, проведенного среди учителей биологии общеобразовательных учреждений Нижегородской области по проблемам, связанным с разработкой технологической карты современного урока биологии.
Дистанционное обучение: взгляд ученика
В данной статье авторы анализируют результаты анонимного опроса учеников общеобразовательных школ с целью формирования общих представлений о результатах дистанционного обучения в России.
Использование интернет-ресурсов на уроке математики
В данной статье рассмотрено использование ИКТ — средств для подготовки к ВПР по математике, отражены особенности использования интернет — технологий в процессе обучения.