Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет
Автор: Шмелёва Любовь Владимировна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 14.12.2022
Статья просмотрена: 5 раз
Библиографическое описание:
Шмелёва, Л. В. Конспект занятия по творческому труду «Дымковские узоры» для учащихся 10-12 лет / Л. В. Шмелёва. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 84-85. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7869/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Закрепление умения детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить рисовать узор на ткани, располагая элементы симметрично, чередуя их.
2. Упражнять в рисовании элементов дымковской росписи кистью и тычком.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
2. Воспитывать желание создавать красоту своими руками, творить добро.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать мышление, внимание и память через ответы на вопросы.
- Развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении узора.
- Обогащать словарь при работе с новыми терминами.
- Корректировать моторику рук и зрительно-двигательную координацию при выполнении практической части занятия.
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций на экране, рисовании под музыку, при проведении анализа работ.
Словарь: фон, элементы, эскиз
Оборудование: демонстрационное — экран, 2 куклы, музыка.раздаточный — гуашь, подставки, кисточки, тычки, вода, салфетки, эскизы, полоска бумаги и полоска ткани
Предварительная работа:
Рассматривание работы альбома „Декоративно-прикладное искусство”,
В. Куприн „Дымка”, альбома „Ткани”, лепка и роспись дымковских игрушек, роспись плоскостных предметов: варежки, свитера; раскраска „Дымка” Москва, издательство „Околица”.
Ход занятия:
— Ребята, сегодня у нас занятие по творческому труду.
— Послушайте загадку и скажите о каких игрушках пойдёт речь: „Давным-давно в одном селе жили мастера, лепили они из глины игрушки, а чтобы они были прочнее, их обжигали в печах, затапливали печи и из труб шёл дымок, много домов — много дымков и назвали село Дымково, а игрушки? (дымковские)
— Правильно, сегодня мы поговорим о дымковских игрушках, об их росписи и тема нашего занятия:
„Дымковские узоры”.
Но сначала разберём слова, смысл которых вы должны понимать.
— Итак, первые слово; фон — основной цвет, по которому идёт роспись, второе слово: элеме́нты — части узора, третье слово вам знакомо: эски́з .
— Что такое эскиз? (предварительный рисунок)
— Поговорим о дымковских игрушках?
— Из какого материала лепились дымковские игрушки? (экран)
— Какие игрушки лепили мастера?
— По какому фону расписывают игрушки дымковские мастера?
— Какие цвета используют в своей росписи?
— Какие элементы используют дымковские мастера?
— О дымковских игрушках вы знаете достаточно, на прошлых занятиях мы лепили из глины, расписывали элементами дымковской росписи свитер, варежку.
— А сейчас у меня для вас сюрприз.
— У на с в гостях две куклы Маша и Даша. Обратите внимание на их юбочки. Какая юбочка вам больше нравится? Почему?
— Даше тоже хотелось бы иметь такую же красивую юбочку. Поможем Даше?
— А затем я, сошью юбочку Даше, из самой красивой ткани, расписанной вами. — (экран — иллюстрации дымковских барышень)
— А сейчас посмотрите какими элементами расписаны юбки у дымковских барышень.
Физминутка:
Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали,
На носочках потянулись (руки вверх),
А теперь назад прогнулись (руки за голову),
Как пружинки мы присели,
А теперь, на место сели.
— А теперь вернёмся к работе.
— На прошлом занятии вы нарисовали эскизы дымковских узоров, а сейчас вам нужно нарисовать такой же узор на ткани.
— Чем вы будете рисовать узор?
— Где должны лежать кисточка и тычок?
— Как правильно нужно держать кисточку?
— Как рисуют тонкую линию?
— Как рисуют толстую линию?
— Напоминаю, как надо рисовать волнистую линию; рука с кисточкой поднимается вверх и также плавно опускается вниз, как будто уточка плывёт по волнам (рисует в воздухе).
— Для чего нам нужна салфетка?
— Чем вы будете рисовать горошины и круги?
— Тычок можно промывать водой?
— Как вы будете рисовать горошины разных цветов? (разными тычками)
— У вас есть полоска бумаги для того, чтобы вы могли попробовать какой-то элемент.
— А сейчас посмотрите на свой эскиз, и скажите какие элементы вы будете использовать?
— Какими цветами?
— Проверьте, всё у вас есть для работы?
— Напоминаю, что элементы должны повторятся, должны быть на одинаковом расстоянии.
— Сейчас разомнём руки и приступим к работе. ( пальчиковая гимнастика )
— Итак, открываем нашу мастерскую, и вы станете художниками по росписи ткани.
— Вам нужно постараться, чтобы у Даши была юбочка такой же как у Маши.
— Начинайте работать, а чтобы у вас получилось лучше, я включу вам сказочную музыку. (музыка)
Итог:
— Что мы с вами делали?
— Для чего?
— Понравилось вам быть художниками?
— Приятно вам было работать под музыку?
Анализ работ:
Хорошие работы у вас получились, яркие, красочные, узоры все разные, все старались, нарисовали аккуратно, всем хотелось, чтобы его ткань была самой красивой.
— Помогите мне выбрать самую красивую ткань.
— Я подумала и решила, что Маше и Даше можно сшить несколько юбочек из ваших красивых тканей.
— А теперь, наша мастерская закрывается, но я хочу вам открыть один секрет: вы были не просто художниками, а волшебниками: вы умеете создавать красоту своими руками.
— А ещё, я очень рада за вас ребята, потому что вы сделали доброе дело для Даши!
— А доброе дело — это всегда замечательно, делайте больше добра для людей и тогда люди будут относится к вам тоже по-доброму и жизнь станет лучше.
Занятие окончено. Всем спасибо!
Литература:
- Н. П. Кострин „Учебное рисование”.
- Е. Остров „Краса ненаглядная”.
- Н. Халезова „Дымковская игрушка в изодеятельности детей”.
- Т. Шпикалова „Изобразительное искусство в I классе” (пособие для учителей).
- В. Крупин „Дымка”.