Представления подростков о дружбе и методы изучения дружеских отношений | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 905 раз

Библиографическое описание:

Кореняко, И. А. Представления подростков о дружбе и методы изучения дружеских отношений / И. А. Кореняко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7960/ (дата обращения: 16.11.2024).



Общение со сверстниками играет важную роль в жизни подростков, выступает в качестве ведущей деятельности в этом возрасте, становится одной из основных потребностей. В связи с этим не утрачивают актуальности вопросы межличностных отношений подростков со сверстниками (П. Джиордано, Т. В. Драгунова, Е. П. Ильин, Я. Л. Коломинский, А. В. Мудрик, Р. Селман, Д. Б. Эльконин и др.), подростковой дружбы (М. Аргайл, И. С. Кон, А. М. Родина, М. Хендерсон, Е. В. Юркова и др.).

Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин и др.). Меняются представления о себе, возрастает ценность дружеских отношений, в которых подросток получает возможность раскрыть свой внутренний мир, сопоставить переживания, научиться выражать свои эмоции и отстаивать свою точку зрения.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, удовлетворить потребность во взаимопонимании, определить свои возможности в общении. Поиск признания ценности собственной личности происходит посредством поиска дружеских отношений, строящихся на кодексе дружбы, в который подростки стараются внести нормы и правила, характерные для взаимоотношений взрослых. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых. В основе дружбы такие качества, как симпатия, понимание, стремление избежать одиночества, взаимообмен, доверие, уверенность, эмоциональная поддержка, защита, терпимость, уважение внутреннего мира и автономии друга. В дружеских отношениях подростки крайне избирательный, однако могут иметь много знакомых и приятелей [1].

Специфика подросткового возраста придает также специфики и дружбе. Значимость для подростков близких, интимных отношений со сверстниками отмечают К. Долджин, Н. Ньюкомб, А. М. Прихожан, Ф. Райс, Н. Н. Толстых и др.

Дружеские отношения проявляются в различной форме: от межличностной симпатии до взаимной потребности в общении. Такие отношения могут развиваться как в официальной обстановке, так и в неофициальной. Дружеские отношения, по сравнению с товарищескими, характеризуются большей глубиной и доверительностью [2]. Друзья откровенно обсуждают друг с другом многие аспекты своей жизнедеятельности, в том числе личностные особенности общающихся и общих знакомых.

Развитие дружбы предполагает соблюдение «кодекса» дружбы. Исследованием правил дружбы занимались М. Аргайл, М. Хендерсон [3]. Путем серии опросов они правила дружбы разделили на 4 группы, которые включают:

  1. Обмен: делиться новостями о своих успехах; выказывать эмоциональную поддержку; добровольно помогать в случае нужды; стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе; возвращать долги и оказанные услуги.
  2. Интимность: уверенность в другом человеке и доверие к нему.
  3. Отношение к третьим лицам: защищать друга в его отсутствие; быть терпимым к остальным его друзьям; не критиковать друга публично; сохранять доверенные тайны; не ревновать и не критиковать прочие личные отношения другого.
  4. Координация: не быть назойливым, не поучать; уважать внутренний мир и автономию друга.

Дружеские отношения чаще всего осуществляются с учетом следующих негласных правил:

— обмен информацией о своих успехах;

— готовность оказывать эмоциональную поддержку;

— добровольная помощь в случае нужды;

— уверенность в друге и доверие к нему;

— защита друга в его отсутствии;

— создание условий взаимодействия, при которых друзьям приятно

— быть в обществе друг друга [4].

К. К. Томас и Д. С. Боукер выявляли представления подростков о желаемом друге, сопоставляя их с отношением к себе и сверстникам. Ученые пришли к выводу, что подростки стремятся дружить со сверстниками, у которых есть популярность и «нужные связи», однако, это желание может быть связано не столько с потребностью молодых людей повысить за счет дружбы и свой статус, а сколько с другими социально-психологическими характеристиками этих желаемых друзей. Помимо этого, К. К. Томас и Д. С. Боукер выяснили, что многие подростки абсолютно осознанно желают быть друзьями самых агрессивных ребят в их классе, что может быть связано с тем, что они хотят повысить свой авторитет именно таким образом, общаясь с «грозой школы», с другой стороны, это может быть объяснено тем, что подростки начинают постепенно понимать всю значимость такого установления непоколебимого авторитета. Также, они выявили, что просоциальное поведение не связано с тем, будет ли индивид желаемым другом или нет [5].

Согласно П. Джиордано, близкая дружба, широкие сети сверстников и романтические взаимоотношения имеют различные значения и важность для подростков: в подростковом возрасте потребность в общении и принятии за пределами семьи крайне возрастает. П. Джиордано пришел к выводу, что важно изучать не только дружеские взаимоотношения подростков сами по себе, но и учитывать при этом и также изучать широкие сети сверстников и романтические отношения. Кроме этого, нужно больше внимания уделять субъективным значениям тех или иных отношений для человека [6].

Е. В. Юркова рассматривает дружбу как функциональные отношения и как эмоциональные отношения. Она установила, что особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Для подросткового возраста более характерен тип социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения». Данный тип отличается пониманием дружбы как эмоциональных, духовных отношений, необходимых в жизни как защита от одиночества. В основе дружбы симпатия, понимание, стремление избежать одиночества, найти понимающего собеседника. Долголетие дружбы обуславливает эмоциональность. Благодаря взаимному доверию, эмоциональным проявлениям, широкой тематике бесед с другом в дружбе отсутствуют конфликты или участники находят их конструктивное решение.

Другом может выступать любимый человек, близкий родственник. Друг представляется в роли «друг-партнер» и «друг-родитель». Роль «друг-партнер» подразумевает равное общение, доверие, роль «друг-родитель» — забота и опека, постоянно рядом, без которого не обойтись.

Респонденты с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении, способность подстроиться под партнера [7, 8].

В настоящее время в психологии существуют следующие методы изучения дружеских отношений в подростковом возрасте: тестирование, социометрия, наблюдение и др.

Наиболее часто используемые методики изучения дружеских отношений в подростковом возрасте:

— методика «Диагностика стадий межличностных отношений» О. С. Жажиной;

— методика «Направленность личности в общении» (НЛО) (С. Л. Братченко);

— методика незаконченных предложений Д. Сакса и С. Леви (SSCT);

— методика диагностики межличностных отношений (ДМО) (Т. Лири);

— методика «Ценностные ориентации» М. Рокича и др.

Для исследования представлений подростков о дружбе применяется анкета «Представления о дружбе» Е. В. Юрковой.

Литература:

1 Кулагина, И. Ю. Психология развития и возрастная психология / И. Ю. Кулагина. — М.: Трикста, 2011. — 420 с.

2 Кон, И. С. Дружба: этико-психологический очерк / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1987. — 350 с.

3 Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. — СПб.: Питер, 2003. — 270 с.

4 Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. — СПб: Питер, 2005. — 336 с.

5 Thomas K. K., Bowker C. J. An Investigation of Desired Friendships During Early Adolescence/ K. K. Thomas, C. J. Bowker // Journal of Early Adolescence. -2013.- Vol.6. № 33.- PP.867–890.

6 Peggy C. Giordano. Relationships in Adolescence / C. Giordano Peggy // Annual Review of Sociology. — 2003. — Vol.29. — P. 257–281.

7 Юркова, Е. В. Проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис.... канд.псих.наук: 19.00.05/ Е. В. Юркова. — СПб., 2004. — 24 с.

8 Юркова, Е. В. Социально-психологические исследования дружбы / Е. В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. — СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. — Вып. 3. — С.96–101.

Похожие статьи

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Похожие статьи

Развитие речи учащихся начальной школы с помощью языкового анализа художественных произведений

Развитие технического творчества детей дошкольного возраста через сюжетные игры

Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах

Методические приемы по ускорению формирования навыков чтения в начальной школе

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Дидактическая игра на уроках математики как средство познавательной активности младших школьников

Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации посредством нетрадиционных дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Преодоление трудностей понимания художественного текста на уроке литературного чтения в начальной школе

Задать вопрос