Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 142 раза

Библиографическое описание:

Куркова, О. Е. Психофизиологические факторы, влияющие на эффективность изучения иностранного языка / О. Е. Куркова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7964/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье говорится о влиянии психоэмоциональных особенностей человека и физиологических процессов его нервной системы на процесс изучения иностранных языков.

Ключевые слова: темперамент, тип личности, интроверт, экстраверт, нервная система, нейромедиаторы, изучение иностранных языков.

Еще Гиппократ связывал психологию человека с физиологией. Со студенческой скамьи мы помним его классификацию, согласно которой существует четыре темперамента, в зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме: у флегматика — слизь, что наделяет его неторопливостью, старательностью, вдумчивостью и спокойствием; у сангвиника — кровь, которая делает его жизнерадостным и легким на подъем; у осторожного самокритичного меланхолика — черная желчь; у вспыльчивого, но отходчивого холерика — желчь.

В ХХ веке типы темперамента начинает увлеченно исследовать швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. В 1921 году он опубликовал книгу «Психологические типы». В этой работе впервые прозвучали термины, которые оказали влияние на многие учения о типах личности. Юнг выделил четыре типа личности по преобладанию одной из психических функций — мышление, эмоции, сенсорика и интуиция. [2] Карл Юнг считал, что не существует «чистых» личностей, а каждый человек бывает экстравертированным (открыт миру) или интровертированным (погружен в себя). Всего получается восемь типов личностей.

В конце 1920-х годов Кэтрин Бриггс и ее дочь Изабель Бриггс Майерс взяли теорию Юнга и создали свою систему для оценки личности. Исследовательницы 20 лет дорабатывали типологию и представили методику тестирования, которая известна как тест Майерс-Бриггс. В этой концепции 16 типов личности.

В основе каждого типа лежит выбор одного из предпочтений по 4-м дихотомиям:

– По шкале E-I — Е (Еxtraversion, экстраверсия) с ориентацией энергии на внешний мир и I (Introversion, интроверсия) с ориентацией энергии на внутренний мир;

– По шкале S-N — S (Sensing, ощущение) c опорой на факты, детали, конкретику и cтатистику при восприятии информации и N (iNtuition, интуиция) с ориентацией на возможности, идеи и абстракцию при восприятии информации;

– По шкале T-F — N (iNtuition, интуиция) с превалированием объективного анализа при принятии решений и F (Feeling, чувство) с превалированием решений на основе ценностного выбора;

– По шкале J-P — J (Judging, суждение) с предпочтением планировать и заранее упорядочивать информацию и P (Perception, восприятие) с предпочтением действовать без плана, по обстоятельствам. [4]

Целесообразно уделить больше внимания дихотомии экстраверсия-интроверсия, поскольку, во-первых, согласно теории Юнга, различие между экстравертами и интровертами — наиважнейшее различие из четырех, так как оно связано с источником, направлением и средоточием энергии человека, а во-вторых, это легче всего выявляется при контакте со студентами. Экстраверт получает энергию из внешнего мира, все, что наполняет экстраверта бодростью, интроверта лишь утомляет. Экстраверта же опустошает то, откуда интроверт черпает энергию, — одиночество, самоанализ и раздумья в тишине. Экстраверты общительны, испытывают необходимость все проговаривать для понимания и усвоения новой информации, думают проговаривая, не замечают отвлекающих факторов, нуждаются в похвале, предпочитают генерировать идеи в группе. Интроверты обдумывают мысль, прежде чем ее высказать, не любят, когда их перебивают, и сами внимательно слушают других, зачастую выглядят замкнутыми и задумчивыми, им необходимо время, чтобы привыкнуть к людям и обстановке. Для эффективной работы интровертам нужна тишина. [2]

Самое интересное заключается в том, что существует физиологическое обоснование экстраверсии и интроверсии. Мозг и нервная система этих людей работают совершенно по-особенному.

Основное различие между мозгом интровертов и экстравертов состоит в том, как именно они реагируют на дофамин, нейромедиатор, один из химических факторов «системы вознаграждения» мозга, который вызывает чувство удовольствия.

У интровертов и экстравертов количество дофамина одинаковое, однако «система вознаграждения» у них работает по-разному. Она активная и динамичная у экстравертов: в преддверии какого-либо события экстраверт чувствует себя хорошо и энергично. А вот интроверт будет чувствовать давление и изможденность, поскольку слишком чувствителен к дофамину и быстро пресыщается им.

Существует другой важный нейромедиатор, который называется ацетилхолин и который также связан с ощущением удовольствия, как и дофамин. В отличие от последнего, ацетилхолин помогает рефлексировать, концентрироваться на поставленной задаче, плодотворно работать на протяжении долгого времени. Ацетилхолин помогает слишком чувствительным к дофамину интровертам получать свою долю удовлетворенности жизнью.

Нервная система человека состоит из двух частей: симпатической (той, что отвечает за механизм «бей или беги») и парасимпатической. Последняя в ответе за наш отдых и анализ полученной информации.

Разумеется, интроверты и экстраверты используют обе стороны нервной системы. Но считается, что у интровертов одна часть нервной системы превалирует над другой. Интроверты чаще используют парасимпатическую часть, чтобы оставаться спокойными, двигаться размеренно и медленно, обдумывать свои поступки даже в непредвиденной ситуации.

Когда экстраверты получают информацию, они пропускают её через области мозга, которые отвечают за осязание, вкус, звук, зрение. Это короткий дофаминовый путь. От лучше развитой у экстравертов ретикулярной активирующей системы, регулирующей чувство активности, информация переходит в гипоталамус, регулирующий чувство жажды, температуру и аппетит, который включает «систему полной скорости» у экстравертов. Затем задний таламус, ретрансляционная станция, посылает усиленные раздражители в амигдалу, эмоциональный центр, где эмоции соотносятся с действиями в двигательной зоне коры головного мозга у экстравертов. В височной области и двигательной зоне коры головного мозга движение соединяется с рабочей (краткосрочной) памятью. И, наконец, информация доходит до височной области коры головного мозга, которая является центром обучения и сенсорной обработки, а также обработки эмоциональных раздражителей. [1]

Интроверты же, получая стимул от внешнего мира, пропускают его через долгий ацетилхолиновый путь, который проходит через множество областей мозга, в том числе через те, которые отвечают за эмпатию, эмоции, саморефлексию, внутренний диалог. От хуже развитой у интровертов ретикулярной активирующей системы, регулирующей чувство активности, исходит стимул. Гипоталамус, регулирующий чувство жажды, температуру и аппетит, включает систему торможения у интровертов. Передний таламус — ретрансляционная станция — посылает сигнал к передней лобной доле мозга и ослабляет силу раздражителей у интровертов. В зоне Брока — зоне речи — активируется внутренний диалог. В передней лобной доле мозга включаются процессы мышления, планирования, обучения и рассуждения. Гиппокамп отправляет воспоминания в долгосрочную память. И в центре эмоций — амигдале — у интровертов закрепляются ментально чувства. [1] Из-за того, что стимул от внешнего мира проходит долгий ацетилхолиновый путь, интровертам нужно больше времени для того, чтобы говорить, реагировать и принимать решения.

При работе с экстравертами следует помнить о том, что они любят работать в группе и обсуждать что-либо. Однако нужно следить за временем, так как особо разговорчивые личности могут увести далеко от темы. Монотонные задания из урока в урок снижают мотивацию экстравертов. Стоит варьировать темп работы, чтобы сделать занятие более динамичным. Экстраверты не слишком усидчивы, поэтому одно задание не должно занимать слишком много времени. Длинные тексты для чтения или аудирования непременно утомят экстраверта, их стоит дробить на части и переключать экстравертов на обсуждение.

Интроверты чувствуют себя особенно некомфортно, выступая перед аудиторией. Поэтому преподавателю необходимо позаботиться о том, чтобы студенты имели достаточно времени на подготовку. Интровертам требуется больше времени подумать. Главное — запастись терпением и не торопить студента. Разрядить обстановку и подбодрить интроверта преподавателю поможет самоирония, к примеру, рассказ о том, как самому преподавателю порой бывает не по себе от выступления на публике, и т. п.

Интроверты не любят “пустую” болтовню. Если за день не случилось ничего особенного, то и рассказать не о чем. Они предпочитают ответить односложно. Таким студентам нужно объяснить, что не важно, что они скажут, а важно, как они скажут. Они должны понять, что преподаватель не требует от них личной информации или повторения избитых высказываний, но лишь отработки лексико-грамматического материала. Никто не требует только правды на занятии, можно смоделировать свой ответ, пусть даже повторив за другими их слова и добавив немного от себя. Или же интровертам можно предложить выбрать или выдумать персонажа, от лица которого он будет говорить. Главное, чтобы интроверты чувствовали себя комфортно и не думали, что преподаватель хочет вторгнуться в их личное пространство.

Целесообразно давать смешанной группе задания на выбор — говорить от себя или про кого-то другого; спрашивать сначала экстравертов, а затем попросить интровертов сделать вывод или заключение; предоставить экстравертам возможность подискутировать между собой, а интровертам задавать наводящие вопросы; при отработке и закреплении грамматических навыков, напротив, начинать опрос стоит с интровертов, поскольку для уже изученного им не потребуется много времени для раздумий, притом от возможности сделать задание быстро интроверты будут чувствовать себя увереннее.

Таким образом, понимание психофизиологических особенностей студентов и навыки модерирования позволят преподавателю делать занятия комфортнее как для интровертов, так и для экстравертов.

Литература:

  1. Лейни, Марти Ольсен. Непобедимый интроверт: Как преуспеть в экстравертном мире. — М.: ЭКСМО, 2003.
  2. Крегер О. Почему мы такие? 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим / Отто Крегер, Джанет Тьюсен. — М.: Альпина Паблишер, 2016.
  3. Юнг, Карл Густав. Психологические типы. — Минск: Харвест, 2020.
  4. www.psychologos.ru

Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Психологические предпосылки изучения иностранного языка

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических предпосылок изучения иностранного языка.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах проводимых э...

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Похожие статьи

Влияние социокультурной среды на становление речемоторных навыков

В данной статье рассмотрена проблема социокультурной обусловленности становления речемоторных навыков. В статье ставится задача проанализировать факторы социокультурной среды, влияние которых затрудняет освоение ребенком речемоторных навыков и тормоз...

Психологические предпосылки изучения иностранного языка

В статье приводятся результаты эмпирического исследования, направленного на выявление психологических предпосылок изучения иностранного языка.

Влияние типологических свойств высшей нервной деятельности человека на уровень личностной тревожности студентов

В данной статье приведены результаты исследования зависимости личностной тревожности от типологических свойств высшей нервной деятельности студентов-медиков. В современном мире, когда на каждого человека обрушивается множество стрессогенных ситуаций ...

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Признаки стресса в поведении человека

В статье проанализированы стресс как медико-биологическое понятие, его сущность, фазы, проявления, факторы, которые инициируют реакцию на стресс, рассмотрены рекомендации Г. Селье по профилактике стресса.

Влияние особенностей интероцепции на пищевое поведение

В статье рассматривается понятие интероцепции и возможные искажения интероцептивной чувствительности у лиц с нарушенным пищевым поведением. Описаны основные виды ощущений и специфические функции интероцептивной чувствительности, а также отмечены зако...

Психофизиологическое влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека

В данной статье проведен детальный анализ имеющихся в научной литературе данных о влиянии музыки на психоэмоциональное состояние человека.

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Психологические особенности руководителей, влияющие на принятие управленческих решений

В настоящей статье раскрываются психологические особенности принятия управленческих решений, а также представлены психологические рекомендации по повышению эффективности процесса принятия управленческих решений, основанных на результатах проводимых э...

Факторы эмоциональной напряжённости студента в учебном процессе

В статье автор пытается определить факторы эмоциональной напряженности студентов в учебном процессе, которые отрицательно влияют на познавательную активность обучающихся, развитие их эмоциональной культуры.

Задать вопрос