Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы
Автор: Столбова Лилия Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 20.01.2023
Статья просмотрена: 63 раза
Библиографическое описание:
Столбова, Л. Н. Совершенствование научно-исследовательского потенциала обучающихся начальной школы / Л. Н. Столбова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7973/ (дата обращения: 19.12.2024).
Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Образовательный процесс в ГБОУ УР «Лицей № 14» не остаётся в стороне этих инноваций. Растет необходимость в людях, способных нестандартно решать поставленные задачи; активных и творческих. Известный педагог и психолог А. И. Савенков отмечает, что до недавнего времени считалось, что развитые исследовательские навыки для большей части учеников — ненужная роскошь, но прогресс не стоит на месте. Научная деятельность необходима современному человеку, для того чтобы иметь успех в будущем. Она все чаще необходима в настоящее время [2]. В обновленномФГОС НОО при определении портрета выпускника начальной школы даются следующие характеристики:
— любящий свою Родину, свой край и свой народ;
— принимающий и уважающий ценности общества и семьи;
— заинтересованно и активно познающий мир, любознательный;
— способный к организации своей деятельности, владеющий основами умения учиться;
— способный отвечать за свои поступки перед обществом и семьей и самостоятельно действовать;
— доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;
— выполняющий правила безопасного для себя и здорового образа жизни.
Поэтому в настоящее время важную роль в образовании занимает исследовательская деятельность. Деятельность в данном направлении следует начинать с начальных классов, так как именно в этом возрасте у у ребят формируется фундамент знаний, умений и навыков самостоятельной и творческой деятельности, приёмов синтеза, анализа, оценки итогов своей работы. Уже в этом возрасте начинается развитие человека как личности, формируются активные формы мышления, обеспечивающие в будущем освоение научной системы знаний. В начальной школе закладываются истоки самостоятельности и в жизни, и в учебе.
Что означает понятие «исследование»? Это процесс поиска новых знаний и неизвестного. Как указывает в своих работах А. И. Савенков: «Исследование — бескорыстный поиск истины» [3].
С. И. Ожегов в толковом словаре раскрывает термин «исследовать» следующим образом: доходить разбирательством, изведывать, разыскивать, вникать и разбираться, стараться узнать неизвестные по данным, узнавать; производить розыск, следствие.
Учебная исследовательская деятельность — это коллегиальная учебно-познавательная, игровая или творческая деятельность обучающихся, имеющая одни задачи и методы, согласованные способы деятельности.
Формирование творческого и интеллектуального потенциала личности учеников начальной школы путём развития исследовательских способностейисовершенствования навыков исследовательского поведения — это важная задача исследовательской деятельности в младшем звене.
Достижению цели способствует ряд задач:
— способствовать формированию исследовательской и творческой деятельности ребят;
— развивать у учащихся понятия об исследовательском обучении как основном виде учебной деятельности и стиле жизни;
— поддерживать порыв ребёнка к самостоятельному познанию окружающего мира;
— формировать коммуникативные и организационные навыки;
— развивать творческое мышление.
Перед педагогом возникает вопрос: как прийти к тому, чтобы процесс обучения заинтересовал школьников? Одна китайская мудрость гласит:
Скажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Дай мне действовать самому — и я научусь.
Кто может по праву считать себя «исследователем»? Чёткая организация любой деятельности напрямую влияет на её успех. Суть научного исследования состоит в том, чтобы помочь обучающемуся найти алгоритм научного познания.
Для поиска ребят, способных и желающих работать над научной работой, используются методы тестирования учащихся и анкетирования родителей.
Педагог, являющийся научным руководителем исследования, в ходе совместной работы с учеником должен не только «увидеть корень» его способности к исследованию, но и направить его в выборе темы предполагаемой работы. Учителю необходимо помочь понять юному исследователю с самого начала научную и практическую значимость работы, показать возможность ее использования как в прикладных целях, так и в практическом плане.
В ходе проведения исследовательской работы коммуникация происходит в тесном личностном контакте, обеспечивая педагогику сотрудничества. Учитель выступает в роли консультанта и наставника, с заинтересованностью наблюдая за созидательной творческой работой.
Задачи ученика меняются в процессе исследования в зависимости от этапов работы. И он является субъектом познавательной деятельности на всех этапах; принимает решения, несет ответственность за них; строит взаимоотношения с обществом; анализирует информацию с точки зрения ее пользы для исследовательской работы, продукт своей деятельности.
Когда информация вступает в контакт с прежним опытом ребенка, тогда она становится знанием. Когда она, образно говоря, проходя через мозг, находит, за что зацепиться. В ином случае все происходит как в сказке — «в одно ухо влетело, в другое вылетело». Именно поэтому исследовательскую работу необходимо систематизировать. Беспорядочная ее организация не дает большого результата.
В привлечении обучающихся к исследовательской деятельности важен и сам процесс, а не только результат.
На протяжении более 15 лет на базе ГБОУ УР «Лицей № 14» в декабре традиционно проходит научно-практическая конференция «Лицейада», как итоговое мероприятие защиты исследовательских проектов. В 2022 году в ней по итогам курса «Проектирование» (под редакцией Сизовой Р. И., Селимовой Р. Ф.) приняло участие 38 человек, работы которых были отобраны после проведения классных конференций во 2–4 классах.
В «Лицейаде» ребята участвовали в разрезе классов: 4а — 4 человека, 4б — 7 человек, 3а — 5 человек, 3б — 6 человек, 2 а — 8 человек, 2б — 8 человек. Квота по классам 8 человек.
Тематику проектов, представленных на конференцию, можно условно поделить на следующие направления: природные явления — 10; увлечения — 10; домашние опыты с продуктами — 9; разное — 9. Это говорит о разнообразии интересов младшего школьника, но предпочтение они отдают естественнонаучному направлению, домашним опытам с продуктами. Надо отметить, что по литературному чтению представлена только 1 работа.
На конференции работало ученическое жюри (из учащихся 10–11 классов), которые являются победителями Всероссийской олимпиады школьников по предметам. Анализ работы жюри выявил следующие недочеты в работах выступающих, а, следовательно, и в преподавании курса «Проектирование» в начальной школе, которые необходимо учесть в дальнейшей работе.
- Учить пониманию «Актуальность проекта».
- Не заучивать текст выступления, а рассказывать.
- Обучить грамотной презентации.
- Обучить грамотному оформлению титульного листа и соблюдению стандартных требований к оформлению текста работы.
- Учить четко, громко, внятно говорить, выполняя все требования к технике речи.
- Проводить консультации с психологом, чтобы учащиеся были увереннее, умели справляться с волнением.
На конференции присутствовали и родители (47 человек, в том числе и родители с обучающимися 1-х классов), которые отметили полезность, необходимость проведения таких мероприятий, интересные темы. Среди предложений: соблюдение регламента, учить детей рассказывать своими словами, а не читать текст.
Рекомендовано:
- Преподавателям проводить более качественный отбор на итоговую конференцию.
- Изучить требования к написанию работ, их оформлению.
- Изучить требования к презентациям работ.
По итогам рекомендованы для участия во Всероссийском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» работы следующих обучающихся:
- Иван З., 2а класс «Как поймать облако?»
- Радия И., 2а класс «Движение — это жизнь»
- Радомир Х., 4а класс «Пластик — польза или вред?»
- Азалия Ш., 3а класс «Соль в жизни человека»
- Александр З., 4а класс «Как определить подлинность монеты в домашних условиях»
Для участия в районной конференции:
- Арина П., 2б класс «Неньютоновская жидкость на примере слайма»
- Тимур С., 4б класс «Почему строят дома по 9 этажей»
- Арсений Р., 3а класс «Пластик вокруг нас»
- Артур К., 3б класс «Какая рыба была первой?»
При подготовке и проведении НПК нами отработана система работы с обучающимися и их родителями, поисково-собирательной, исследовательской деятельности по выбранным темам. Исследовательская деятельность младших школьников закладывает отличную базу исследовательских навыков для продолжения данного вида работы в старшем звене. Исследовательская работа — это не просто один из методов обучения, это путь к самореализации, к самопознанию, к самообразованию.
Литература:
- Гафитулин, М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся [Текст] / М. С. Гафитулин // Педагогическая техника. — 2005. — № 3. — С. 21–26.
- Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: методическое пособие / А. И. Савенков. — Самара: «Учебная литература», 2004.
- Савенков, А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / 60 А. И. Савенков. — М.: Педагогический Университет «Первое сентября». — 2007.