Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов»)
Автор: Струкова Кристина Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 20.01.2023
Статья просмотрена: 1052 раза
Библиографическое описание:
Струкова, К. Н. Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов») / К. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7974/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены вопросы формирования читательской грамотности, варианты текстов и приемы работы с ними на уроках литературы с помощью рабочих листов на примере романа И. А. Гончарова «Обломов»
Ключевые слова: читательская грамотность, рабочие листы, нелинейный текст, анализ информации.
Формирование читательской грамотности — приоритетная цель на уроках литературы в любом классе. И если раньше преобладающим подходом при оценивании читательской была оценка умений понимать и интерпретировать отдельные тексты, то с переходом на ФГОС актуальными становится читательские умения при работе с множественными законченными текстами, напрямую не связанных друг с другом.
Кроме того, формирование читательской грамотности — это не просто чтение текстов, а расширение своих знаний для участия в социальной жизни. То есть перенос предметных знаний из произведений художественной или научно-популярной литературы в жизненные или приближенные к ним ситуации.
Художественные тексты, биографии писателей, тексты мемуарных произведений — такой отбор текстового материала отвечает главному критерию для формирования читательской грамотности — является постановкой в текстах проблем, с которыми обучающийся может столкнуться в своей повседневной жизни при общении с друзьями, родителями, учителями. Таким образом, текст выполняет не только образовательные, но и воспитательные задачи.
Одной из форм организации познавательной деятельности при формировании читательской грамотности может стать применение рабочего листа, то есть специально разработанного листа с текстами или фрагментами текстов и заданиями (вопросами) к ним.
Рабочие листы позволяют проверить все 4 области читательских действий:
- Поиск и нахождение информации;
- Интеграция и интерпретация информации;
- Оценка содержания и формы текста;
- Использование информации текста.
Рабочие листы призваны поставить ученика в активную позицию по отношению к содержанию текста, то есть использовать изучающее и рефлексивное чтение. При изучающем чтении происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация, при рефлексивном чтении — читающий предвосхищает будущие события.
Этим целям отвечают как линейные, так и нелинейные тексты. В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала к концу. Это может быть фрагмент текста художественной литературы и вопросы к нему. В нелинейном тексте используются графики и диаграммы, таблицы, иллюстрации, другие информационные объекты (карты, билеты).
Алгоритм работы с нелинейным текстом достаточно гибкий и предназначен для чтения разных видов текстов вне зависимости от содержания, он может быть трансформирован в соответствии с изучаемой темой и целью работы. Алгоритм состоит из следующих частей: чтение текста, понимание смысла, интерпретация текста и преобразование текста в линейный текст, создание собственного нелинейного текста [1, с.5].
Так, при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» могут быть использованы следующие составляющие нелинейного текста: до чтения основного текста можно рассмотреть «Облако слов», а затем, прочитав начало романа, предложить обучающимся сопоставить слова из «Облака слов» и свое впечатление о человеке из текста. Проиллюстрируем «Облако слов» к первым главам романа рис. 1:
Рис. 1. «Облако слов» в романе «Обломов»
Другим приемом работы в рабочих листах является анализ театральной афиши или обложки книги. В конце изучения романа «Обломов», для сравнения предлагаются три обложки книги, обучающиеся должны письменно аргументировать свой выбор и в пустое поле дорисовать эскиз свой обложки. Вариант оформления обложек представлен на рис. 2:
Рис. 2 Обложка книги к роману «Обломов»
Еще одной формой работы с текстом с помощью рабочих листов является работа с ключевыми словами. Обсуждая вопрос «Почему переезд на новую квартиру для Обломова равнозначен катастрофе?», стоит обраться к формулировкам слов «катастрофа» и «переезд» в словаре С. И. Ожегова:
КАТАСТРОФА, ы, ж. 1. Событие с трагическими последствиями. Железнодорожная к. Семейная к.
ПЕРЕЕЗД, -а,м. 1. см. переехать.
ПЕРЕЕХАТЬ, 3. Уехав откуда-н., переселиться. П. в новый дом. [5]
Обучающиеся анализируют понятия и приходят к выводам, что переезд на новое место не всегда приятное занятие, но он не влечёт за собой трагических последствий, потрясений, резкого перелома в личной жизни. «Некоторые даже с удовольствием переезжают». Обращаясь к эпизоду спора между Захаром и Обломовым по поводу необходимости переезда на новую квартиру, обучающиеся подбирают материал для ответа на вопрос: «Почему же для Обломова переезд — катастрофа?»
Цитаты из романа тоже являются одним из вариантов нелинейного текста. Цитаты представляют собой законченную мысль, высказывание или выдержку из текста. Обучающимся предлагается охарактеризовать героя по его цитатам и выписать другие яркие высказывания персонажа. Пример, использования цитата представлен на рис.3:
Рис. 3. Цитаты Ильи Обломова
Таблица как форма работы с текстом заставляет обучающихся отыскивать и фиксировать конкретную информацию, необходимую для самостоятельной интерпретации произведения.
На рабочем листе могут быть представлены и фрагменты текста IX главы «Сон Обломова» [2, с.102]. Для описания того, как детство отразилось на характере героя, обучающимся предлагается заполнить 2 и 3 колонку таблицы 1:
Таблица 1
Характер героя
Обломовка |
Цитата из текста (эталон) |
Самоанализ (похожесть с Обломовым) |
Заботы и времяпровождение |
Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Наступил час всеобщего послеобеденного сна. |
|
Понимание жизни |
Как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом. |
|
Душевные тревоги |
Боялись, как огня, увлечения страстей; душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле. |
|
Отношение к труду |
Они сносили труд как наказание, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным. |
Для использования информации в реальной жизни стоит предложить обучающимся кратко ответить на вопросы [1]:
— Какое слово наиболее точно характеризует Обломова — лень или покой? Испытываете ли вы эти состояния?
— Какие проблемы вывели героя из душевного равновесия? Актуальны ли они в настоящее время?
— Каким можно считать Обломова: инфантильным (несамостоятельным ребенком) или ленивым (взрослым) человеком? Почему?
— Как нужно общаться с такими людьми, как Обломов? Встречаются ли Вам такие люди?
— Как надо жить: «как хочу» или «как надо»? Почему?
Ведущая цель использования технологии работы с рабочими листами — научить обучающихся анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать свою программу своих действий. Раскладывая литературные тексты на небольшие понятные обучающимся блоки в рабочих листах, усваиваются ценности, которые транслируют культура и литература. Обучающиеся на уроке становятся исследователями, а преподаватель — координатором и наблюдателем.
Рабочий лист, являясь эффективным инструментом в работе педагога, помогает решать множеств задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает обучающимся понять, что учеба может быть равна удовольствию.
Литература:
- Валюшина Н. М. Нелинейный текст как методическая проблема // Сибирский ученый. — 2022. — № 2 (129). — С. 1–8.
- Гончаров И. А. Обломов [Текст] / И. А. Гончаров. — М.: Азбука, 2015. — 640 с.
- Ляпушкина Е. И. «Сон Обломова»: коммуникативные стратегии текста [Текст] / Е. И. Ляпушкина // Вестник Ленинградского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 7–17.
- Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслу. — 2022. — № 5 (81). — С.115–130.
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4. изд., доп. Москва: ЛД ИНВЕСТ: Азбуковник, 2003. 939 с. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 12.01.2022).
- Саранчина А. В. Грамматики и словари русского языка как средство формирования у девятиклассников предметных компетенций и функциональной грамотности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Языкознание и литературоведение. — 2022.- № 3(41). — С. 137–148.