Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов») | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 20.01.2023

Статья просмотрена: 1052 раза

Библиографическое описание:

Струкова, К. Н. Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов») / К. Н. Струкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7974/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены вопросы формирования читательской грамотности, варианты текстов и приемы работы с ними на уроках литературы с помощью рабочих листов на примере романа И. А. Гончарова «Обломов»

Ключевые слова: читательская грамотность, рабочие листы, нелинейный текст, анализ информации.

Формирование читательской грамотности — приоритетная цель на уроках литературы в любом классе. И если раньше преобладающим подходом при оценивании читательской была оценка умений понимать и интерпретировать отдельные тексты, то с переходом на ФГОС актуальными становится читательские умения при работе с множественными законченными текстами, напрямую не связанных друг с другом.

Кроме того, формирование читательской грамотности — это не просто чтение текстов, а расширение своих знаний для участия в социальной жизни. То есть перенос предметных знаний из произведений художественной или научно-популярной литературы в жизненные или приближенные к ним ситуации.

Художественные тексты, биографии писателей, тексты мемуарных произведений — такой отбор текстового материала отвечает главному критерию для формирования читательской грамотности — является постановкой в текстах проблем, с которыми обучающийся может столкнуться в своей повседневной жизни при общении с друзьями, родителями, учителями. Таким образом, текст выполняет не только образовательные, но и воспитательные задачи.

Одной из форм организации познавательной деятельности при формировании читательской грамотности может стать применение рабочего листа, то есть специально разработанного листа с текстами или фрагментами текстов и заданиями (вопросами) к ним.

Рабочие листы позволяют проверить все 4 области читательских действий:

  1. Поиск и нахождение информации;
  2. Интеграция и интерпретация информации;
  3. Оценка содержания и формы текста;
  4. Использование информации текста.

Рабочие листы призваны поставить ученика в активную позицию по отношению к содержанию текста, то есть использовать изучающее и рефлексивное чтение. При изучающем чтении происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация, при рефлексивном чтении — читающий предвосхищает будущие события.

Этим целям отвечают как линейные, так и нелинейные тексты. В линейном тексте содержание раскрывается последовательно и связно, «по порядку», от начала к концу. Это может быть фрагмент текста художественной литературы и вопросы к нему. В нелинейном тексте используются графики и диаграммы, таблицы, иллюстрации, другие информационные объекты (карты, билеты).

Алгоритм работы с нелинейным текстом достаточно гибкий и предназначен для чтения разных видов текстов вне зависимости от содержания, он может быть трансформирован в соответствии с изучаемой темой и целью работы. Алгоритм состоит из следующих частей: чтение текста, понимание смысла, интерпретация текста и преобразование текста в линейный текст, создание собственного нелинейного текста [1, с.5].

Так, при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов» могут быть использованы следующие составляющие нелинейного текста: до чтения основного текста можно рассмотреть «Облако слов», а затем, прочитав начало романа, предложить обучающимся сопоставить слова из «Облака слов» и свое впечатление о человеке из текста. Проиллюстрируем «Облако слов» к первым главам романа рис. 1:

«Облако слов» в романе «Обломов»

Рис. 1. «Облако слов» в романе «Обломов»

Другим приемом работы в рабочих листах является анализ театральной афиши или обложки книги. В конце изучения романа «Обломов», для сравнения предлагаются три обложки книги, обучающиеся должны письменно аргументировать свой выбор и в пустое поле дорисовать эскиз свой обложки. Вариант оформления обложек представлен на рис. 2:

Обложка книги к роману «Обломов»

Рис. 2 Обложка книги к роману «Обломов»

Еще одной формой работы с текстом с помощью рабочих листов является работа с ключевыми словами. Обсуждая вопрос «Почему переезд на новую квартиру для Обломова равнозначен катастрофе?», стоит обраться к формулировкам слов «катастрофа» и «переезд» в словаре С. И. Ожегова:

КАТАСТРОФА, ы, ж. 1. Событие с трагическими последствиями. Железнодорожная к. Семейная к.

ПЕРЕЕЗД, -а,м. 1. см. переехать.

ПЕРЕЕХАТЬ, 3. Уехав откуда-н., переселиться. П. в новый дом. [5]

Обучающиеся анализируют понятия и приходят к выводам, что переезд на новое место не всегда приятное занятие, но он не влечёт за собой трагических последствий, потрясений, резкого перелома в личной жизни. «Некоторые даже с удовольствием переезжают». Обращаясь к эпизоду спора между Захаром и Обломовым по поводу необходимости переезда на новую квартиру, обучающиеся подбирают материал для ответа на вопрос: «Почему же для Обломова переезд — катастрофа?»

Цитаты из романа тоже являются одним из вариантов нелинейного текста. Цитаты представляют собой законченную мысль, высказывание или выдержку из текста. Обучающимся предлагается охарактеризовать героя по его цитатам и выписать другие яркие высказывания персонажа. Пример, использования цитата представлен на рис.3:

Цитаты Ильи Обломова

Рис. 3. Цитаты Ильи Обломова

Таблица как форма работы с текстом заставляет обучающихся отыскивать и фиксировать конкретную информацию, необходимую для самостоятельной интерпретации произведения.

На рабочем листе могут быть представлены и фрагменты текста IX главы «Сон Обломова» [2, с.102]. Для описания того, как детство отразилось на характере героя, обучающимся предлагается заполнить 2 и 3 колонку таблицы 1:

Таблица 1

Характер героя

Обломовка

Цитата из текста (эталон)

Самоанализ (похожесть с Обломовым)

Заботы и времяпровождение

Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. Наступил час всеобщего послеобеденного сна.

Понимание жизни

Как идеалом покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и между прочим трудом.

Душевные тревоги

Боялись, как огня, увлечения страстей; душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле.

Отношение к труду

Они сносили труд как наказание, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным.

Для использования информации в реальной жизни стоит предложить обучающимся кратко ответить на вопросы [1]:

— Какое слово наиболее точно характеризует Обломова — лень или покой? Испытываете ли вы эти состояния?

— Какие проблемы вывели героя из душевного равновесия? Актуальны ли они в настоящее время?

— Каким можно считать Обломова: инфантильным (несамостоятельным ребенком) или ленивым (взрослым) человеком? Почему?

— Как нужно общаться с такими людьми, как Обломов? Встречаются ли Вам такие люди?

— Как надо жить: «как хочу» или «как надо»? Почему?

Ведущая цель использования технологии работы с рабочими листами — научить обучающихся анализировать информацию, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать свою программу своих действий. Раскладывая литературные тексты на небольшие понятные обучающимся блоки в рабочих листах, усваиваются ценности, которые транслируют культура и литература. Обучающиеся на уроке становятся исследователями, а преподаватель — координатором и наблюдателем.

Рабочий лист, являясь эффективным инструментом в работе педагога, помогает решать множеств задач в рамках системно-деятельностного подхода и помогает обучающимся понять, что учеба может быть равна удовольствию.

Литература:

  1. Валюшина Н. М. Нелинейный текст как методическая проблема // Сибирский ученый. — 2022. — № 2 (129). — С. 1–8.
  2. Гончаров И. А. Обломов [Текст] / И. А. Гончаров. — М.: Азбука, 2015. — 640 с.
  3. Ляпушкина Е. И. «Сон Обломова»: коммуникативные стратегии текста [Текст] / Е. И. Ляпушкина // Вестник Ленинградского государственного университета. — 2014. — № 2. — С. 7–17.
  4. Миренкова Е. В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании // Ценности и смыслу. — 2022. — № 5 (81). — С.115–130.
  5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеол. выражений / РАН. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4. изд., доп. Москва: ЛД ИНВЕСТ: Азбуковник, 2003. 939 с. URL: https://gufo.me/dict/ozhegov (дата обращения: 12.01.2022).
  6. Саранчина А. В. Грамматики и словари русского языка как средство формирования у девятиклассников предметных компетенций и функциональной грамотности // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Языкознание и литературоведение. — 2022.- № 3(41). — С. 137–148.

Похожие статьи

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста для домашнего чтения (на материале книги О. Генри «Зеленая дверь»)

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Средства индикации социального статуса литературного персонажа: аксиологический аспект (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)

Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Похожие статьи

Словарная работа на уроках литературы как средство осмысленного восприятия художественного текста (на примере изучения произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Холистический и элементаристский подходы к восприятию и интерпретации текста (на примере рассказа Л. Андреева «Большой шлем»)

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Анализ лингво-культурологического кода как путь к пониманию художественного текста (на материале стихотворения В. Ф. Ходасевича «Перед зеркалом»)

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Аутентичность как обязательное условие отбора учебного текста для домашнего чтения (на материале книги О. Генри «Зеленая дверь»)

Проблемный метод обучения как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (на примере обобщающего урока по теме «Лексика» в 5 классе)

Средства индикации социального статуса литературного персонажа: аксиологический аспект (на материале пьесы Б. Шоу «Пигмалион»)

Инновационные технологии при формировании понятия о стиле писателя на уроках литературы (на примере романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день»)

Окказиональные сравнения в прозе О. Славниковой (на материале рассказа «Любовь в седьмом вагоне»)

Задать вопрос