Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Развернутый пересказ сказки «Красная Шапочка» с опорой на карты Проппа» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Ахметьянова Зимфира Гумаровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 23.01.2023
Статья просмотрена: 154 раза
Библиографическое описание:
Ахметьянова, З. Г. Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Развернутый пересказ сказки «Красная Шапочка» с опорой на карты Проппа» для детей старшего дошкольного возраста / З. Г. Ахметьянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7977/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные дети растут и познают мир через призму цифровых технологий: смартфоны, планшеты, ноутбуки, умные приставки и телевизоры. Им все интересно и легко дается, они активны и смелы в освоении технических новинок. Это радует и восхищает, но поводов для беспокойства у родителей и педагогов все больше.
К примеру, проблема речевого развития дошкольников — одна из важнейших. Число воспитанников с нарушениями связной речи с каждым годом увеличивается. Дети неохотно играют в подвижные и настольные игры, мало коммуницируют, не проявляют интерес к художественному чтению. Как следствие, разговорная и связная речь оставляют желать лучшего.
Решать проблему речевого развития дошкольников можно по-разному. Главное, пробудить в детях искренний интерес к развитию речи. Один из вариантов — применение наглядного метода пересказа и сюжетосложения с использованием схематичных карт Проппа.
Предложенный конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Развернутый пересказ сказки «Красная шапочка» с опорой на карты Проппа» для детей старшего дошкольного возраста демонстрирует творческий подход к решению вышеуказанной проблемы.
Цель: способствовать развитию связной речи дошкольников через пересказ хорошо знакомой сказки, используя карты-схемы Проппа.
Образовательные задачи:
– закреплять знания о структуре сказок и их отличительных особенностях (зачин, основная часть, концовка);
– формировать навык работы с картами Проппа (умение соотносить название сказочной функции со схематичным изображением).
Развивающие задачи:
– развивать связную речь, активировать словарный запас;
– закреплять умение без усилий пересказывать знакомую сказку, опираясь на карты Проппа;
– развивать познавательный интерес через поисковую активность;
– развивать наглядно-образное мышление;
– развивать воображение, внимание, память, мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес к художественному слову, формировать любовь к чтению;
– формировать эмоциональную сферу (эмпатию, отзывчивость, желание помочь слабому);
– формировать дружеские отношения в детском коллективе.
Оборудование: обруч; сундук и платок; красочные книги со сказками; два идентичных набора разрезных пазлов с изображением из сказки «Красная шапочка», цельная картинка с изображением из сказки «Красная шапочка» для самоконтроля; набор карт Проппа для воспитателя и детей (по их числу); аудиозапись с фоновой музыкой.
Приложение: карты Проппа с обозначениями.
Ход открытого занятия:
Дети заходят в группу вместе с воспитателем. Звучит негромкая музыка. Встают в круг и берутся за руки.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, к нам пришли гости, а мы забыли поздороваться (дети здороваются) . А во-вторых, впереди у нас увлекательное путешествие. Вы согласны?
Примерные ответы детей: да; согласны; здорово.
Воспитатель: Но у меня есть одно условие: «С нами только тот пойдет, кто слово подберет наоборот!» Вас это не пугает?
Примерные ответы детей: нет; попробуем.
Воспитатель: Тогда начнем! Вставайте друг за другом цепочкой — нас ждет умный обруч.
Воспитатель берет обруч и уточняет условие игры. Называется слово, в ответ дети поочередно называют по одному слову наоборот и проходят через обруч. В случае ошибки — повторяют попытку.
Словесная игра «Подбери слово наоборот»
Сильный — слабый; добрый — злой; веселый — грустный; умный — глупый; смелый — трусливый; трудолюбивый — ленивый; старый — молодой; быстрый — медленный; щедрый — жадный; бедный — богатый; больной — здоровый.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Можем отправляться в путь! А куда именно мы с вами отправимся, нам подскажет…волшебный сундучок!
Сундучок стоит на полу. Можно спрятать его под платком.
Воспитатель: Ребята, присаживайтесь рядом со мной!
Дети садятся полукругом возле сундучка на заранее выставленные стульчики. Воспитатель сидит на уровне глаз детей.
Воспитатель:
Что за чудо-сундучок?
Не закрыт он на замок!
Мы посмотрим, что же тут...
Может, чудеса нас ждут?
Воспитатель открывает сундук и достает красочно иллюстрированные книги сказок. Показывает книги детям, затем пускает по кругу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, куда мы отправимся?
Примерные ответы детей: не знаем; в путешествие; в сказку.
Воспитатель: Я слышу правильный ответ: нас ждет путешествие в сказку! Но для начала подскажите мне, сколько частей в сказке? (три). А как называется каждая часть сказки? (зачин, основная часть или приключения героев, концовка).
Верно, сказка состоит из трех частей: зачина, основной части с приключениями сказочных героев, концовки. Зачин нас в сказку…( приглашает ), а концовка …(провожает).
Воспитатель: Интересно, какая же сказка приглашает нас в гости? Сундучок, мы хотим подсказку! (достает из сундучка 2 набора пазлов с изображением из сказки «Красная шапочка») .
Воспитатель: Это сказочные пазлы! Ребята, я думаю, что нужно собрать картинку и узнать отгадку! Давайте разделимся на две команды. Не торопитесь, будьте внимательны.
Дети собирают пазлы на двух отдельно стоящих столах.
Воспитатель: Икакая же сказка приглашает нас в гости? («Красная шапочка»). А какой ответ в сундучке? (достает цельную картинку для самоконтроля). Все верно! Ребята, вы хорошо поработали и нужно нам немного передохнуть. Объявляется веселая физкультминутка!
Физкультминутка «Репка»
Репка выросла большая. А какая? Вот такая!
(руки в стороны, вверх, вниз)
Дед и бабка тянут репку, но она засела крепко!
(присели и прыгаем)
Внучка к ним бежит-бежит, репку вытащить спешит!
(бег на месте)
Жучка хвостиком виляет, бабке с дедом помогает!
(повороты направо, налево)
Кошка спинку выгибает, кошка когти выпускает!
(прогибаемся вперед, выпускаем когти)
Помогает дергать репку, но она засела крепко!
(присели и прыгаем)
А с мышкой быстро и умело репку вытянули смело!
(прыжки вверх на двух ногах)
Воспитатель: Отдохнули? А теперь присаживайтесь за столы. Поглядим, что еще есть в волшебном сундучке (достает карты Проппа). А что же это такое?
Примерные ответы детей: сказочные пазлы; волшебные карточки; карточки-помощники.
Воспитатель: Все верно, каждый из вас прав. А для чего эти карточки нам нужны?
Примерные ответы детей: сказки рассказывать; сказки сочинять.
Воспитатель: Да, это карточки-подсказки, которые помогают нам рассказать знакомую сказку и даже сочинить свою историю. Давайте вспомним, что означает каждая карточка. У каждого из вас на столе есть набор карточек. Будем работать вместе. У доски мне поможет… (вызывается ребенок по желанию).
Карты Проппа разложены на столе у воспитателя. Воспитатель называет сказочные функции, а дети выкладывают в ряд карточки с соответствующим изображением. Для облегчения работы карты Проппа выкладываются блоками.
– жили-были; запрет; нарушение запрета
– герой покидает дом; герой возвращается домой
– появляется плохой герой; плохой герой прикидывается хорошим
– плохой герой начинает действовать; плохой герой повержен (наказан)
– опасность; погоня; битва; победа
– добрый помощник; волшебный предмет; счастливый конец
Воспитатель: Молодцы, обозначения карточек вы помните. А теперь я предлагаю вам с их помощью собрать пазл сказки, в гости к которой мы пришли. Кажется, сказка называется…«Голубая панамочка»? ( «Красная шапочка»!)
Воспитатель: Ну конечно же «Красная шапочка»! Сейчас я прочитаю вам сказку, а вы по ходу моего чтения попробуйте выложить схему сказки каждый на своем столе. А мне поможет… (вызывается ребенок по желанию).
Воспитатель читает сказку, а дети самостоятельно выкладывают схему сказки, используя карты Проппа.
Сказка про Красную шапочку
В одной деревушке жила-была девочка. На день рождения бабушка связала ей красную шапочку. Поэтому все звали ее Красной шапочкой. ЖИЛИ-БЫЛИ
Однажды мама попросила Красную Шапочку навестить заболевшую бабушку, чтобы отнести ей горячие пирожки и баночку с вареньем. ГЕРОЙ ПОКИДАЕТ ДОМ
«Иди по дорожке, никуда не сворачивая», — наказывала мама девочке. «И прошу тебя ни с кем не разговаривать по дороге!» ЗАПРЕТ
Но Красная шапочка забыла про мамин наказ, как только дошла до леса. Она стала собирать цветы и свернула с дорожки на красивую полянку. НАРУШЕНИЕ ЗАПРЕТА
На этой полянке Красная шапочка встретила серого волка. ПОЯВЛЯЕТСЯ ПЛОХОЙ ГЕРОЙ
Забыв про мамины слова, девочка рассказала волку, что идет проведать бабушку. Хитрый волк опередил Красную шапочку. Он помчался к бабушке по короткой дорожке, чтобы съесть ее. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ НАЧИНАЕТ ДЕЙСТВОВАТЬ
Проглотив бабушку, волк переоделся в ее одежду, улегся в кровать и стал ждать Красную Шапочку. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ ПРИКИДЫВАЕТСЯ ХОРОШИМ
Ничего не подозревающая Красная Шапочка пришла к бабушке. Она сразу заметила, что бабушка выглядит очень странно. Девочка присела у кровати и ласково спросила: «Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?» «Это чтобы лучше видеть тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие уши?» «Это чтобы лучше слышать тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие руки?» «Это чтобы крепче обнять тебя, моя деточка».
«Бабушка-бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?» «Это чтобы… съесть тебя!» — прорычал волк и съел Красную шапочку.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышали охотники, проходившие мимо. ПОЯВЛЕНИЕ ДОБРОГО ПОМОЩНИКА
Они почуяли неладное, вбежали в дом и убили волка. Из волчьего живота вылезли невредимые бабушка и Красная Шапочка. ПЛОХОЙ ГЕРОЙ НАКАЗАН
После всех приключений Красная шапочка вернулась домой. С тех пор она всегда ходила к бабушке короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами. ГЕРОЙ ВОЗВРАЩАЕТСЯ ДОМОЙ
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец! СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ
Воспитатель: Давайте сверимся — все ли у вас получилось (самоконтроль и исправление ошибок) .
Ну вот, ребята, мы с вами настоящие волшебники! Выложили волшебный пазл знакомой сказки. Скажите, с помощью чего мы это сделали? (с помощью карточек-подсказок).
Воспитатель: Атеперь я предлагаю вам с помощью уже выложенного пазла самостоятельно пересказать сказку «Красная шапочка». Согласны?
Примерные ответы детей: да; согласны; можно попробовать.
Воспитатель: А чтобы вы все смогли проверить себя, пересказывать сказку будем по цепочке.
Дети друг за другом по цепочке пересказывают сказку с опорой на карты. Проппа. Дети, испытывающие затруднения с пересказом, слушают.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! И напоследок напомните мне самое главное правило сказки (Добро всегда побеждает зло) .
Молодцы! Наше сказочное путешествие подошло к концу. Я уверена, что теперь каждый из вас сможет выложить пазл любой знакомой сказки или сочинить свою!
Литература:
- Пропп В. Я. «Морфология волшебной сказки», М.: Лабиринт, 2001 г.
- Большакова С. Е. Речевые нарушения у дошкольников и их преодоление. — М.: Эксмо-Пресс, 2012
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи — М.: Педагогика, 2011
- Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990
- Крылова Н., Иванова В. Несколько советов педагогу. — Дошкольное воспитание. — 1994 — № 6.
- Воротнина Л. М. Творческое рассказывание. — Дошкольное воспитание 2011. — № 9
- Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. — Дошкольное воспитание, 1993 № 6