Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду
Авторы: Удякова Валентина Михайловна, Иванова Кристина Владимировна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 23.01.2023
Статья просмотрена: 95 раз
Библиографическое описание:
Удякова, В. М. Основные моменты математического развития современного ребенка в детском саду / В. М. Удякова, К. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/7993/ (дата обращения: 16.11.2024).
Авторы рассуждают о значении познавательного развития, у современных детей, и дошкольников ОВЗ и указывают о том, как следует начать вызвать интерес к математике у детей с детского сада.
Ключевые слова: ДОУ, дошкольное образовательное учреждение, КРР, коррекционно-развивающая работа, математическое развитие, ОВЗ, особые образовательные потребности.
Формирование математических знаний — одна из главных составных частей умственного развития, которое невозможно осуществлять без личностного, речевого и эмоционального. Под математическим образованием детей дошкольников считаются сдвиги и изменения в познавательной деятельности, постепенное развитие элементарных математических представлений, и логических операций, умения: сравнивать, отсчитывать, выкладывать цифровой ряд, умение пользоваться сенсорными эталонами и др.
С точки зрения Л. С. Выготского: «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным и состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий, формирование целостной «картины мира».
Вопрос математического развития современных дошкольников (и среди них, к сожалению, растет количество детей с ОВЗ), возник по ряду причин: возросли возрастные возможности детей, изменились требования к поступлению к школе, в след за этим социальные условия и отношение взрослых к воспитанию и образованию детей, у родителей за частую не всегда хватает времени и финансов для образования детей.
Постепенно растет количество детей, которые в силу различных биологических, психофизических, социальных и педагогических причин (в том числе и педагогическая запущенность) не готовы к школьному обучению. Это дети «группы педагогического риска», которые, в силу своих причин биологического или социального характера имеют недостатки, провоцирующие повышенный риск к школьной дезадаптации. Но ранняя диагностика в ДОУ, продуманная система коррекционно-развивающей работы, может вывести ребенка на новый уровень, родителям важно научится помогать ребенку, а не делать за него. Часто в дошкольный период родителям проще не замечать проблемы детей, списывать на якобы малый возраст, и что в школьные годы все само собой нормализуется и т. д.
Коррекционно-развивающая работа (КРР) с детьми в дошкольном возрасте, это специальные педагогические мероприятия, направленные в основном, на преодоление или ослабление недостатков развития, направленная на повышение общего уровня развития ребенка, восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения, подготовку его к адекватному восприятию учебного материала.
При построении работы с детьми группы риска (очень часто это и дети с ОВЗ) нужно учесть закономерности психического развития и возрастные особенности детей, зону их ближайшего развития, показатели здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности.
Педагогами ДОУ предусматриваются групповые и индивидуальные занятия, которые являются дополнением к обучению, содержание работы должно носить продуктивный, практический характер, должно способствовать возможности самостоятельно строить весь цикл деятельности.
Дидактические игры различного характера и упражнения — важные компоненты коррекционно-развивающей работы, при подборе игр важно следовать определённой последовательности, всегда учитывая, что играм со сложными математическими заданиями должны предшествовать игры с меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой. У детей «группы риска» сложно поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, стало быть, и к одной, даже очень полезной, игре, важно подбирать различные игры, видоизменяя их (по содержанию, месту проведения, цвету и т. д.). При этом важно применять игры так, чтобы сохранялись элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Богатый дидактический материал педагога, умение его по-разному использовать способствуют не только знакомству, закреплению знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности.
В практической деятельности важно применять различные мнемотехники, математические модели (вещественные, схематические, графические, символические и т. п.), которые ребенок может видеть и в развивающей среде группы. Например упражнения: «Точки», «Палочки», «Сравни предметы», «Комбинирование», «Сложи на схеме», «Собери по образцу» и др. Хорошо начать использовать моделирование на знакомых сказках: например, «Репка» или «Колобок» (при отсчете и пересчитывании героев; закреплять размеры героев от большого до маленького); «Маша и три медведя» (анализ, что за чем идет и умение сравнивать) и т. д. При этом модель понятия или отношения должна всегда восприниматься всеми органами чувств.
Значимым моментом является продуманная мера помощи, которая нужна, если дети не справляются с заданием самостоятельно. Здесь иметься в виду минимальная помощь, и, отзывчивость ребенка на помощь, является прогностически значимым показателем его потенциальных учебных возможностей (обучаемости).
Помощь педагога необходима, если ребенок не может включиться в работу (не решается сам начать действовать) или когда работа завершена, но выполнена неверно. Важно аккуратно и ненавязчиво направлять ребенка в обучении, давать время поразмыслить, попробовать самому, пусть даже с ошибками выполнять задание.
Еще, не маловажным фактором КРР является — сам эмоциональный фон ребенка, ведь каждая деятельность должна быть интересной, и важно видеть, результат его собственной деятельности. Положительный эмоциональный фон постепенно вызовет познавательный интерес, создаст благоприятные условия, как для запоминания, так и для усвоения.
Так, один из путей преодоления не успешности в обучении элементарной математике дошкольников — является продуманная, научно обоснованная система коррекционно-развивающей работы с детьми самого разного уровня. Успех КРР с детьми, определяется не столько, подбором какого-то необычного содержания, сколько психологическим осмыслением и методически изящной организацией этого содержания.
Литература:
- Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников / А. В. Белошистая. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013.
- Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. — М.: Академия, 2002.
- Михайлова, З.А., Носова, E.Д., Столяр, А.А., Полякова, М.Н., Вербенец А. М. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
Ключевые слова
дошкольное образовательное учреждение, ДОУ, коррекционно-развивающая работа, ОВЗ, математическое развитие, особые образовательные потребности, КРРПохожие статьи
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...
Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации
Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.
Похожие статьи
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста
В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...
Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...
Отражение воспитательного компонента в рабочей программе по математике
Авторы в статье рассказывают о включении программы воспитания в рабочую программу по математике 5–9 классов, приводит примеры как реализовать воспитательный компонент на разных этапах урока.
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Особенности обучения детей с нарушениями слуха в ресурсном классе
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, у которых имеются различные отклонения физического и психического характера. Такие отклонения не дают им полноценно вести жизнь и тормозят их общее развитие. Обучение детей с ОВЗ в ресурсном кл...
Проблема психологической безопасности среды в группах раннего развития в дошкольной образовательной организации
Данная статья посвящена рассмотрению предположения о том, что среда безмятежного потребления, согласно одному из типов воспитывающих сред по Янушу Корчаку, в дошкольном образовательном учреждении обеспечивает психологическую безопасность среды. В ста...
Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников
Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса у дошкольников в условиях современных требований ФГОС ДО.
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
Навыки самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста необходимы для дальнейшего успешного обучения в школе. В представленной статье рассматриваются принципы организации учебно-исследовательской деятельности детей ...
Использование личностно ориентированных технологий в работе с детьми с нарушением слуха в воспитательно-образовательном процессе в детском саду
В статье авторы представляют опыт использования современных педагогических технологий в работе с дошкольниками с нарушением слуха.