Психологические особенности восприятия информации учениками средней школы
Автор: Сидоров Леонид Александрович
Научный руководитель: Поддубная Яна Николаевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.
Дата публикации: 26.01.2023
Статья просмотрена: 1155 раз
Библиографическое описание:
Сидоров, Л. А. Психологические особенности восприятия информации учениками средней школы / Л. А. Сидоров. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8009/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается извечный вопрос повышения эффективности существующих методов обучения в средней школе. Для этого предлагается учитывать особенности восприятия учащихся в соответствии с приведённой в статье классификацией.
Ключевые слова: восприятие, ученики, визуал, аудиал, кинестетик, дигитал.
На протяжении всего времени существования образования, как явления, исследователей интересовало то, каковы различия восприятия одной и той же информации разными людьми. От этих особенностей напрямую зависит качество усвоения информации, а значит и всего процесса обучения.
Наша жизнь — это процесс постоянного и активного взаимодействия с окружающей средой, которое невозможно без сложных и совершенных органов чувств. Человек воспринимает и познает окружающий мир с помощью осязания, обоняния, вкуса, слуха и зрения. Однако значение их далеко не одинаково. Так, вкус и обоняние позволяют нам судить лишь о предметах, с которыми мы соприкасаемся непосредственно. Мы наделены способностью ощущать на расстоянии нескольких метров запахи, слышать раскаты грома за несколько километров [4, с. 16].
В течении жизни человек постоянно так или иначе получает информацию из окружающего его мира. В этом ему помогает свойство человеческой психики, именуемое восприятием. Основным психическим процессом, участвующим в обучении является восприятие.
Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности [3, с. 86].
Восприятие представляет собой интерпретацию объекта познавательной деятельности на основании имеющихся знаний и жизненного опыта [1, с. 8].
Восприятие основывается на эволюционно устоявшихся межанализаторных связях и тесно связано с такими психическими процессами человека как ощущение, внимание, память, воображение и мышление.
По модальности выделяется пять видов восприятия, определяющихся по ведущему анализатору, способствующему целостно, предметно отразить мир. Так выделяется зрительное, слуховое, обонятельное, вкусовое и кинестетическое (осязательное) восприятие.
Считается, что в процессе современного школьного обучения преобладает развитие вербальных навыков и соответственно слухового вида восприятия. Повествование преподавателя или обсуждение с учениками, в обоих случаях доминирующим видом восприятия является именно слуховой. Второе место занимает зрительное восприятие. Часто учебный материал представляется в форме надписей на доске или текста, выводимого проектором или телевизором. Информация, сообщаемая устно, может дополняться наглядными картинками, таблицами, графиками. Остальные же виды восприятия, ввиду очевидных причин, в процессе обучения не используются вовсе.
Таким образом можно условно разделить людей на визуалов, аудиалов, кинестетиков, а также дигиталов — людей, воспринимающих всё логическими умозаключениями. При этом есть люди, у которых разные виды восприятия развиты примерно одинаково.
Вышеизложенная классификация может быть применена непосредственно в учебной деятельности. Понимание учителем ведущего вида восприятия у ученика позволит наладить более продуктивное взаимодействие, а значит и усвоение материала, что в конечном счёте приведёт к повышению успешности обучения.
К примеру, ученик с доминирующим аудиальным каналом восприятия внимательно слушает на уроке учителя, и, если он сразу же усвоил полученные знания, то дома он уже может ничего не учить. Если же ему что-то непонятно, как правило, он будет задавать вопросы учителю на месте для разъяснений. А ученику с преобладающим визуальным каналом нужно увидеть эту новую информация, например, прочитать в учебнике [2, с. 9].
Для визуалов легче запомнить то, что они увидят. Если они будут рассказывать о своих впечатлениях, они расскажут о том, что видели лично сами. При этом аудиалы запомнят о чём говорилось или что обсуждалось. Кинестетику нужно и важно понюхать, ощутить вкус: то есть попробовать.
Работая со всеми четырьмя видами восприятия окружающего мира одновременно можно завладеть вниманием каждого ученика с учётом их восприятия.
Во многих сферах нашей жизни используется техника нейролингвистического программирования (НЛП). В основе НЛП находится разработка американского психолога Джорджа Миллера, о том, что человеческое внимание ограничено. Его теория говорит о том, что человек не может удерживать во внимании всю информацию одновременно. Человек одновременно может удерживать семь плюс минус две части информации. Поскольку у человека выделяется пять основных органов чувств: обоняние, вкус, слух, зрение и осязание, то каждый человек так или иначе использует какой-то один способ восприятия в качестве основного. Одному человеку легче увидеть и рассказать о событии, а другому услышать. При этом каждый человек всё же использует все способы восприятия, но какой-то один всегда в приоритете.
В зависимости от вида восприятия меняются речевые предпочтения. У НЛП есть две главные функции. Во-первых, с помощью языка формируется опыт человека, а во-вторых, словами передаётся собственный опыт, мировоззрения и убеждения.
Существуют так зазываемые сенсорные предикаты. Если внимательно слушать собеседника можно определить к какой способ восприятия доминирует у человека. Для визуалов характерными словами будут: «красивый», «большой», «видеть». Для аудиалов: «слышать», «говорить» «шуметь». А кинестетику ближе будут слова: «понять смысл», «почувствовать проблему».
В учебной деятельности, общаясь с учениками, преподаватель может использовать сенсорные предикаты для более успешного донесения информации. С их помощью информация конкретно взятым учеником будет восприниматься лучше.
Для эффективного донесения информации одновременно большому количеству учеников можно использовать одновременно разные виды подачи информации (образная речь, жесты, паузы). Важные места в речи можно выделять интонацией.
Работая с аудиалами можно использовать интонации голоса (громко-тихо, паузы), можно использовать музыку, аудио и диктофонные записи. Аудиалы обращают внимание на высоту голоса, интонацию. Они могут разговаривать сами с собой. Работая с аудиалами следует советовать им проговаривать свои мысли в слух, издавать звуки. Считается что двадцать пять процентов людей имеют ведущий аудиальный способ восприятия.
Визуалы обращают большое внимание на описание (цвет, форму). Общаясь с визуалами нужно уделять внимание наглядным материалам (картинки, схемы). Также можно предлагать им помечать информацию на бумаге или зарисовывать схематично. У визуалов хорошая зрительная память. Если визуалы что-то видели, они с точностью до деталей смогут описать это. Общаясь с визуалами нужно меньше рассказывать и больше показывать. Если нужно что-нибудь объяснить лучше использовать наглядный материал, доску и маркер, графики. Считается что к группе с этим типов восприятия относится примерно тридцать пять процентов людей.
При общении с кинестетиками нужно учитывать, что им очень тяжело находиться на одном месте долгое время неподвижно. Они лучше запоминают материал при движении. Также при объяснении используются жесты, прикосновения. У кинестетиков скорость мыслительных процессов обычно не высока. При общении с ними рекомендуется использовать слова, которые обозначают действия. Следует учитывать, что кинестетики часто держат что-либо в руках. Кинестетикам для принятия решения или усвоения нового материала нужно больше времени чем другим типам. В разговоре кинестетики часто делают паузы, легко отвлекаются, плохо концентрируют внимание. Среди людей кинестетиков насчитывается сорок процентов.
Следующий тип людей по способу восприятия дигитал (дискрет). Такой тип людей воспринимает информацию и воспроизводит её в виде логических цепочек, схем, формул. Речь у них тоже исключительно логическая, похожа на автоматическую. Дискреты не используют интонации, эмоции, и описание вещей. Дискреты часто бывают закрыты и закомплексованы. При разговоре дискреты не смотрят в глаза, стараясь подобрать правильные слова. Некоторые специалисты не рассматривают такой тип восприятия, как дискрет.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует несколько видов восприятия информации. Каждый из них индивидуален. Огромный фактор, оказывающий влияние на усвоение материала учениками средней школы это стиль преподавания учителя. Для успешного взаимодействия с учениками на уроке преподавателю нужно уметь преподносить материал учитывая каждый из этих типов восприятия.
Литература:
- Горобец В. С. Психологические особенности школьников на восприятие и обработку информации на примере 7–9х классов.// Выпускная квалификационная работа обучающегося по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование профиль Биология заочной формы обучения. Научный руководитель: к.б.н., доцент Погребняк Т.А Белгород 2018–62 с. nauchkor.ru Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/psihologicheskie-osobennosti-shkolnikov-na-vospriyatie-i-obrabotku-informatsii-na-primere-7–9-klassov-5c1a59b17966e104f6f85452 (дата обращения: 30.12.2022)
- Денишова Д. А. Репрезентативная система, каналы восприятия и синестезия в рамках вопроса о восприятии человека // Гуманитарный научный вестник. 2017. № 5 elibrary.ru Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29808856 (дата обращения: 21.01.2023)
- Ефимова Н. С. Основы общей психологии: учебник. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. — 288 с.
- Одинокова Н. А. Феномен восприятия и зрительного восприятия: теоретический аспект // Теоретические и методологические проблемы современных наук. Материалы XII Международной научно-практической конференции. Центр содействия развитию научных исследований. 2014 elibrary.ru Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23246086 (дата обращения: 21.01.2023)
Похожие статьи
Актуальность применения методов визуализации на гуманитарных предметах в школе
Поднимается проблема актуальности визуализации учебного материала на гуманитарных предметах с целью повышения эффективности обучения.
Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием
В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...
Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.
Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками
В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения
В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.
Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста
В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...
Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей
В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения
Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.
Похожие статьи
Актуальность применения методов визуализации на гуманитарных предметах в школе
Поднимается проблема актуальности визуализации учебного материала на гуманитарных предметах с целью повышения эффективности обучения.
Роль визуализации и визуальных приемов в обучении детей с клиповым сознанием
В данной статье идет речь о клиповом мышлении — новом виде мышления современных школьников, возникшем как реакция на существование человека в режиме непрерывного потребления информации, его достоинствах и недостатках. Проблема состоит в том, что данн...
Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.
Комплексный подход к выявлению и анализу трудностей овладения письменной речью младшими школьниками
В статье анализируются основные подходы к диагностике и выявлению нарушения письменной речи у детей младшего школьного возраста.
Восприятие речи как предмет изучения психолингвистики и причины его искажения
В статье описано восприятие речи с точки зрения психолингвистики, рассказано о причинах его искажения и особенностях восприятия в контексте этой науки на конкретных примерах.
Особенности метода наблюдения за психологическим состоянием детей дошкольного возраста
В данном материале даны некоторые рассуждения, касающиеся метода наблюдения в детской психологии.
Особенности развития мышления в подростковом возрасте
В статье рассматриваются особенности развития мышления младших и старших подростков. Представлены теоретические аспекты развития мышления в подростковом возрасте. По результатам практического исследования показаны основные отличия мышления младших и ...
Дифференцированный подход в работе по активизации речи неговорящих детей
В статье описывается важность применения дифференцированного подхода при работе с неговорящими детьми.
Методы работы с текстами на этапах изучения иностранного языка
В статье описаны методы и группы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку. Описываются приемы работы с текстами на этапах обучения иностранному языку, расширение текста, сжатие текста, продолжение текста, использование новых методов ко...
Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения
Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.