Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (42) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Золотарева, К. Ш. Год культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства» / К. Ш. Золотарева, Н. Н. Терехова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 1 (42). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/241/8059/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы раскрывают особенности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток», нацеленной на формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического искусства в год культурного наследия народов России.

Ключевые слова: культурное наследие народов России, дополнительная общеобразовательная программа, творческое объединение, обучающийся, уважительное отношение, художественное пластическое искусство.

В 2014 году в отделе «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, знакомства обучающихся с памятниками истории и культуры, этнокультурным многообразием Оренбургской области, культурной самобытностью народов и этнических общностей Российской Федерации была разработана дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Золотой завиток».

На основе своих наблюдений, многолетнего опыта работы с обучающимися младшего школьного возраста и тесного сотрудничества с культурными центрами города Оренбурга Ксения Шамильевна Золотарева составила программу, направленную на полноценное художественное развитие детей посредством знакомства с рисунком, живописью, лепкой, дизайном и художественными традициями русских промыслов, традициями и обычаями русского народа. Целевая установка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотой завиток» — формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического искусства [1].

На занятиях в творческом объединении «Мир искусства» ребята развивают индивидуальные творческие способности, накапливают жизненный опыт в процессе восприятия рисунка, живописи, дизайна и декоративно-прикладного искусства, развивают полученные знания и приобретенные навыки, учатся анализировать и понимать органическую целостность народного и художественного искусства, оценивать его значение в выработке своих жизненных ориентиров.

В структуре программы «Золотой завиток» выделяются две части: инвариантная и вариативная. В процессе реализации инвариантной части обучающиеся изучают семь блоков — «проходят обучение в семи творческих школах». В школе дизайна они учатся грамотно работать с цветовой палитрой, создавать рельефы и фактуры поверхностей, расписывать предметы в различных техниках и на практике отрабатывать каждую из них. Школа промыслов — это керамика, гончарное дело (работа с приглашенным мастером), лаковые миниатюры, художественная роспись по дереву и по металлу, художественное валяние из шерсти (работа с приглашенным мастером). В школе анималистов, школе бытового жанра (рисование фигуры человека), школа пейзажей, школа натюрмортов, школа портретов занятия проходят с использованием мольбертов, разнообразных графических (уголь, сангина, пастель, простой карандаш) и живописных (гуашь, акварель) материалов. Обучающееся учатся писать картины в разных техниках, изучают мировую художественную культуру, творчество великих русских живописцев и их произведения, являющиеся поистине национальным достоянием.

Вариативная часть программы «Золотой завиток», на которую отводится 32 часа ежегодно, предусматривает пленэры, мастер-классы , экскурсии в учреждения культуры города, выездные мероприятия, творческие гостиные, выставки. В год культурного наследия народов России реализация вариативной части дополнительной общеобразовательной программы «Золотой завиток» выдалась особенно насыщенной и интересной.

На пленэрах ребята практиковались в рисовании набросков и этюдов достопримечательностей и памятников архитектуры нашего города, параллельно изучая их историю (рис. 1).

Пленэр у моста через Урал, соединяющего Европу и Азию.

Рис. 1. Пленэр у моста через Урал, соединяющего Европу и Азию.

На мастер-классах изготавливали своими руками разные изделия в традициях народных промыслов: глиняные игрушки-свистульки (дымковская, каргапольская, филимоновская, акбулакская) (рис. 2), деревянные изделия (матрешка, хохломская роспись, городецкая роспись, мезенская роспись, палехская роспись), изделия из папье-маше (жостовская роспись), керамика (Гжель).

Глиняные игрушки, изготовленные обучающимися

Рис. 2. Глиняные игрушки, изготовленные обучающимися

Все перечисленные мероприятия проводились в рамках сетевого взаимодействия с учреждениями культуры города и центрами народного творчества.

Посетив русское подворье культурного комплекса «Национальная деревня», обучающиеся творческого объединения «Мир искусства» узнали, как жили наши прабабушки и прадедушки, когда не было компьютеров, телевизоров, телефонов. Целью экскурсии являлось знакомство детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами быта. Ирина Леонидовна — хозяйка русской избы провела познавательную экскурсию по крестьянской комнате, рассказала о жизни, быте, традициях и смекалке наших предков в преодолении трудностей.

Дети с интересом рассматривали русскую печь, которая играла в доме главную роль, использовалась для отопления помещения и приготовлении пищи; орудия труда, применяемые для различных хозяйственных целей: рубель, ухват, кочерга; деревянную и чугунную посуду; одежду и обувь русского крестьянина. Многие из обучающихся впервые услышали о том, что самое почетное место в крестьянской избе носило название красный угол. Это было святое место, в котором располагался иконостас. Экскурсия прошла познавательно и с интересом: дети отгадывали загадки, играли на деревянных ложках, пробовали по очереди вытаскивать с печи чугун, качали колыбель, разглаживали рубелем ткань.

На экскурсии в мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!» — уникальную выставочную площадку, созданную на базе Оренбургского областного историко-краеведческого музея, обучающимся рассказали о военной поре — о том, как тяжело было людям в то время, о героизме, самоотдаче, ежедневных подвигах и вере соотечественников в победу и в лучшее. Позже ребята взахлеб делились впечатлениями и интересными фактами, услышанными на экскурсии, с родителями. Живописная природа парка заслуживает отдельного внимания: всюду посажены красивые деревья и цветы, которые просятся на мольберт (рис. 3).

Экскурсии в мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»

Экскурсии в мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»

Рис. 3. Экскурсии в мемориальный комплекс-музей «Салют, Победа!»

Еще обучающиеся творческого объединения «Мир искусства» посетили удивительное место — музей истории города Оренбурга. «Знать историю своего города обязан каждый», — уверенно заявляет Ксения Шамильевна. На экскурсиях город всегда открывается детям и родителям по-новому. Опытные экскурсоводы всегда готовы поделиться своими знаниями. Еще никогда не было случая, чтобы не удалось узнать что-то новое и интересное о родном Оренбурге. Ребята слушают экскурсовода как завороженные, окунувшись в атмосфере музея в неведомое им прошлое.

Родители совместно с детьми с удовольствием посещают экскурсии, участвуют в мастер-классах. При этом происходит их активное вовлечение в жизнь творческого объединения. Одной из важнейших форм взаимодействия с родителями является семейная гостиная. Традиционно в канун нового года обучающиеся с родителями и, конечно же, с педагогом творческого объединения собираются вместе для изготовления пряничных домиков (рис.4.): дома родители с детьми по рецепту педагога выпекают коржи, готовят белковый крем и на занятии собирают пряничное угощение, украшая его разными сладкими декоративными элементами, проявляя творчество и оригинальность. Семейная гостиная объединяет и сплачивает коллектив творческого объединения. Сотрудничество педагога с родителями обучающихся позволяет более эффективно реализовывать воспитательные задачи программы.

Семейная гостиная «Пряничный домик» Семейная гостиная «Пряничный домик»

Рис. 4. Семейная гостиная «Пряничный домик»

Подводя итоги года культурного наследия народов России в творческом объединении «Мир искусства» хочется отметить, что благодаря обширному комплексу мероприятий по изучению и популяризации культурного наследия народов России, обучающимся удалось познакомиться с частицей богатства и разнообразия культурного наследия нашей страны, что в настоящее время особо актуально и ценно.

Литература:

  1. Терехова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 34–36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5995/ (дата обращения: 31.01.2023).

Ключевые слова

обучающийся, дополнительная общеобразовательная программа, творческое объединение, уважительное отношение, культурное наследие народов России, художественное пластическое искусство

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века»

В статье представлено описание опыта взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования, раскрытию сущности интерактивной доски как средства формирования профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов в рамках ...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России

В статье приведен анализ практических аспектов организации мастер-классов, их влияния на развитие творческих способностей и формирование критического мышления.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Похожие статьи

Роль создания художественной куклы в развитии творческого потенциала обучающихся Якутского колледжа технологии и дизайна

В статье представлен подход к организации педагогических условий развития творческих способностей обучающихся колледжа в создании авторской куклы как эффективного средства их приобщения к социокультурным ценностям региона.

Развитие творческих способностей обучающихся через изучение культуры народов России в рамках проекта «Университетские субботы МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

О качестве реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ художественной направленности: проблемы, трудности, практический опыт (на примере отдела «ЦИиТР «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга

Духовно-нравственное воспитание как фактор гражданского и патриотического развития личности школьника

Представленный проект иллюстрирует, как индивидуальный педагогический проект Рыбаковой Ольги Викторовны соотносится с коллективным педагогическим проектом школы № 176, который вписывается в работу городской программы патриотического и гражданского во...

Интерактивная доска как средство формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Учитель XXI века»

В статье представлено описание опыта взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования, раскрытию сущности интерактивной доски как средства формирования профессиональной компетенции будущих учителей начальных классов в рамках ...

Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре

Статья обобщает опыт создания проектной работы «Виртуальная экскурсия как инструмент приобщения молодежи к культурно-историческому пространству города Николаевска-на-Амуре». Проектная работа представляет пример взаимодействия возможностей современног...

Музейная педагогика как средство формирования культурно-просветительской компетентности будущего учителя

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности. Рассматривается проблема формирования культурно-просветительской компетентности будущих учителей в с...

Мастер-классы по изобразительному искусству для детей и взрослых как пространство для познания художественных ценностей России

В статье приведен анализ практических аспектов организации мастер-классов, их влияния на развитие творческих способностей и формирование критического мышления.

Фестиваль национальных культур как форма сохранения нематериального культурного наследия

Сохранение нематериального культурного наследия в последние десятилетия стало одним из главных вопросов в культурной политике России. В данной статье автор рассматривает фестиваль в качестве одной из форм сохранения нематериального культурного наслед...

Задать вопрос