Методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте
Автор: Кутузова Юлия Васильевна
Рубрика: Педагогическая психология
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 14.03.2023
Статья просмотрена: 501 раз
Библиографическое описание:
Кутузова, Ю. В. Методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте / Ю. В. Кутузова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 61-64. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8129/ (дата обращения: 19.12.2024).
Выделяют следующие методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте: беседа; опрос (анкетирование, интервьюирование); тестирование; социометрия.
Беседа — «это метод получения словесной информации об изучаемом явлении в логической форме, как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей» [1, c. 12]. Она представляет собой довольно свободный диалог на определенную тему с целью получения основной информации, либо для подтверждения выводов, сделанных на основе других методов исследования (С. И. Брызгалова, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, В. А. Сластенин).
В практике психологических исследований выработаны определенные правила применения метода беседы:
— беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;
— формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;
— подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;
— избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;
— вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;
— не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;
— выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой.
В частности, В. С. Лазаревым исследован феномен дружеских отношений в старшем школьном возрасте [2]. Метод позволил выявить, что в старшем школьном возрасте формируется крепкая, осознанная дружба.
Опрос позволяет изучить особенности дружеских отношений посредством оценки субъективного мнения опрашиваемого лица (О. М. Лунцова [3]).
Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета (Т. М. Бабаев [4]).
Интервьюирование — способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого (И. С. Кон [5]).
Метод анкетирования и интервьюирования для изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте предполагает очный формат работы с одним респондентом, хотя бывают случаи анкетирования группы, но в основном работают индивидуально.
Метод анкетирования в исследовании дружеских отношений в старшем школьном возрасте применили Е. В. Юркова [6] и А. С. Ковалева [7].
В исследовании Е. В. Юрковой посредством анкетирования было установлено, что социальные представления о дружбе могут быть типологизированы на основе их содержательных характеристик, что позволяет выделить два их основных варианта: «Дружба как функциональные отношения» и «Дружба как эмоциональные отношения». Для периода ранней взрослости характерен тип социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения». Для периода средней взрослости характерен тип социальных представлений «Дружба как функциональные отношения». Особенности стилей дружеских межличностных отношений взаимосвязаны с типом социальных представлений о дружбе. Респонденты с типом социальных представлений «Дружба как функциональные отношения» чаще демонстрируют манипулятивный и подавляющий стили в дружеских отношениях, которые проявляются в стремлении занимать доминирующую позицию, в эгоцентрической направленности и эмоциональной дистанцированности от партнера в общении. Респонденты с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные близкие отношения» чаще демонстрируют партнерский и зависимый стили дружеских отношений, которые проявляются в стремлении к сотрудничеству, в направленности на цели и интересы партнера в общении. Соотношение стилевых особенностей партнеров дружеских взаимоотношений для респондентов с типом социальных представлений «Дружба как функциональные отношения» является комплиментарным; для респондентов с типом социальных представлений «Дружба как эмоциональные отношения» является конгруэнтным [6].
А. С. Ковалева разработала и обосновала анкету для изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте. В её исследовании для выявления различных вариантов дружеских отношений были введены следующие параметры измерения: вещи, события (действия) (как связующее звено между вещами и информационной средой), темы (информация). В данном исследовании под вещью понимается любой материальный объект (предмет), вовлеченный в общение друзей. При этом такие события, связывающие друзей как, например, совместное проведение праздников или походы в театр с общими друзьями и темы обсуждения (информация, которой обмениваются друзья) анализировались отдельно. Ограничение каждого из кругов (вещей/ совместной деятельности/ темы (информации) обсуждения) позволит более точно охарактеризовать различные варианты дружеских отношений. В результате одновременного использования как качественных, так и количественных методов сбора и анализа данных, позволило: 1) выявить представление и понимание респондентами дружбы; 2) определить систему ранжирования интервьюером дружеских отношений; 3) протестировать полученные материалы интервью на большем количестве случаев, обосновав, таким образом, результаты качественного анализа эмпирического материала. Основной особенностью формирования дружеских отношений в молодежной среде является варьирование друзьями степени значимости их взаимопонимания в зависимости от степени близости их взаимодействия. На основании полученных данных А. С. Ковалевой была выявлена следующая тенденция: по мере становления и развития дружбы в отношениях происходит смещение акцента с этических норм к более личностным. Так, на первом этапе общения — при отношениях знакомства — предполагается взаимоуважение; на втором этапе — отношения хороших знакомых и приятелей — значимым становится наличие общих интересов (в качестве основы для дальнейшего взаимодействия); и на третьем этапе — основное значение в отношениях с друзьями и близкими друзьями приобретают искренность и готовность к взаимопомощи (качества, ожидаемые от близких людей и не являющиеся обязательными этическими правилами) [7].
Тестирование — процедуру установления и измерения индивидуально-психологических отличий (О. М. Лунцова [3]).
Обозначим основные методики изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте.
Для диагностики типа межличностных отношений используется методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири». Опросник создан Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначен для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются на основе 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выяснение какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа [4].
Методика изучения межличностных отношений и социальной перцепции (Г. Олпорт).
Цель: выявление возможных «типов» восприятия индивидом группы. Анкета состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих 3 альтернативных выбора.
В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы. По каждому пункту анкеты испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией [8].
Глубинное интервью-беседа «Гайд по дружеским отношениям» (А. В. Тихонова) [9].
Блок 1. Рассказ о себе.
Можешь, пожалуйста, сейчас немного рассказать о себе? Где ты учишься? Нравится ли учиться? Какой предмет у тебя любимый? Чем занимаешься кроме учебы?
Блок 2. Рассказ о лучшем друге.
Давай теперь перейдем к основной теме нашей беседы — теме дружбы. Поэтому, давай поговорим подробнее о твоем лучшем друге. Вы давно знакомы? Как познакомились? Какое было твое первое впечатление о нем? А как вы начали дружить?
Много ли времени вы проводите вместе? Часто общаетесь? А как вы проводите время вместе? Чем занимаетесь? Вы много разговариваете? Обычно о чем говорите?
Делитесь ли вы секретами друг с другом? Всеми? У тебя есть что-то, о чем ты не рассказываешь своему лучшему другу?
Что тебе больше всего нравится в нем? Какие его черты ты больше всего ценишь? А есть что-то, что не нравится? Как ты считаешь, вы похожи друг на друга? Ты бы хотел в чем-то быть похожим на друга? В чем?
Можешь рассказать какой-нибудь случай, в котором проверялась ваша дружба?
А можешь, пожалуйста, попытаться ответить на такой вопрос: Зачем ты вообще дружишь? Дает ли тебе эта дружба хоть что-то?
Блок 3. Рассказ об идеальном друге.
Что делает друга другом? Как ты считаешь, какие качества, черты характера должны быть у идеального друга?
В заключении, чтобы подвести некоторый итог нашему с тобой разговору, можешь, пожалуйста, попытаться ответить на вопрос: Что такое вообще дружба?
Для изучения особенностей дружеских отношений применяется также социометрический метод (Я. Морено) [10] .
Социометрия (социальное измерение) является разновидностью метода опроса, который позволяет исследовать эмоционально-непосредственные отношения внутри малой группы за счет получения данных об отношениях членов группы друг к другу на основе взаимных симпатий.
Исследование проводится в два этапа, каждый из которых обусловлен различным мотивом выбора: в основе первой ситуации лежат эмоционально-личностные мотивы выбора, в основе второй — учебно-познавательные. Для этого учащимся задается два социометрических вопроса: первый из сферы досуга (С кем бы ты поехал летом отдыхать в молодежный лагерь? Кого пригласил бы в кино? Кого пригласил бы к себе на день рождения?); второй вопрос из деловой сферы (С кем из одноклассников ты бы стал вместе готовить доклад? К кому бы из одноклассников ты обратился, если возникнут трудности при подготовке к контрольной работе?).
Критерием выбора выступает желание человека совместно с кем-то что-то делать. И чем больше членов группы выбирает конкретного человека для совместной деятельности, тем более популярным он является и тем выше его социометрический статус.
Для проведения исследования заранее необходимо сформулировать два вопроса к учащимся из деловой и развлекательной сферы, и приготовить карточки. На карточках необходимо подписать фамилию и имя опрашиваемого. Социометрические вопросы можно или вписать в карточки заранее, или написать на доске.
Перед проведением исследования необходимо установить доверительные отношения с группой и объяснить цели социометрического исследования. Важно также подчеркнуть значение самостоятельности и секретности при ответах и гарантировать испытуемым сохранение тайны ответов. Необходимо также проверить правильность и однозначность понимания вопросов и показать точно и ясно технику записи ответов.
Выбор должен ограничиваться 3 фамилиями одноклассников. Желательно чтобы в исследовании приняли участие все ученики класса. Если какие-то ученики отсутствуют, то выбирать их присутствующим ученикам не разрешается. О чем стоит испытуемых предупредить перед проведением опроса. Если учащийся сообщает, что не может ограничиться только тремя одноклассников, а выбрал бы больше и в карточке пишет более трех фамилий, то для исследования берутся только три первых фамилии.
На основе полученных данных делается вывод о положении каждого учащегося в среде одноклассников.
Для придания социометрическим данным наглядности и упрощения подсчета результатов и получения на их основе выводов, данные сначала сводятся в социоматрицу (таблицу), а затем на их основе выстраиваются социограммы групповые и индивидуальные.
Таким образом, выделяют следующие методы изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте: беседа; опрос, анкетирование, тестирование, социометрия. Анализ источников исследования позволил определить методики изучения дружеских отношений в старшем школьном возрасте: методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири», методика изучения межличностных отношений и социальной перцепции (Г. Олпорт), глубинное интервью-беседа «Гайд по дружеским отношениям» (А. В. Тихонова), методика «Социометрия» (Я. Морено).
Литература:
1 Красова, Т. Д. Методология и методы научных исследований в психологии / Т. Д. Красова, Ж. В. Чуйкова. — Елец: Елецкий гос. ун-т, 2021. — 68 с.
2 Лазарев, В. С. Психологические особенности старшего школьного возраста / В. С. Лазарев // Социальный инженер. — 2019. — № 7. — С. 228–231.
3 Лунцова, О. М. Градиент-концепт «дружба» в культурах: монография / О. М. Лунцова. — М.: Флинта, 2020. — 257 с.
4 Лири, Т. Методика диагностики межличностных отношений. [Электронный ресурс] / Т. Лири. — Режим доступа: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/26.html — Дата доступа: 09.01.2023.
5 Кон, И. С. Дружба / И. С. Кон. — М.: АСТ, Времена, 2021. — 479 с.
6 Юркова, Е. В. Проявления социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: автореф. дис.... канд. псих. наук: 19.00.05/ Е. В. Юркова. — СПб., 2004. — 24 с.
7 Ковалева, А. С. Методология социологического исследования дружеских отношений в молодежной среде / А. С. Ковалева. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2005. — 20 с.
8 Олпорт, Г. Методика изучения межличностных отношений и социальной перцепции. [Электронный ресурс] / Г. Олпорт. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnosticheskaya-metodika-otsenki-sotsialno-pertseptivnoy-ustanovki-lichnosti-psihometricheskie-harakteristiki-i-osobennosti — Дата доступа: 07.01.2023.
9 Тихонова, А. В. Глубинное интервью-беседа «Гайд по дружеским отношениям» [Электронный ресурс] /А. В. Тихомирова. — Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2014/06/06/1323530562/ %D0 %A2 %D0 %B8 %D1 %85 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %B0_ %D0 %92 %D0 %9A %D0 %A0_ %D0 %94 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B6 %D0 %B1 %D0 %B0.docx — Дата доступа: 08.01.2023.
10 Морено, Я. Методика «Социометрия». [Электронный ресурс] / Я. Морено. — Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/sociometriya_moreno.htm — Дата доступа: 04.01.2023.