Отряд юных инспекторов дорожного движения как возможность развития социальной активности обучающихся школьного «Движения первых»
Автор: Рыжова Маргарита Валентиновна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 18.03.2023
Статья просмотрена: 821 раз
Библиографическое описание:
Рыжова, М. В. Отряд юных инспекторов дорожного движения как возможность развития социальной активности обучающихся школьного «Движения первых» / М. В. Рыжова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 35-39. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8181/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлен материал из опыта работы кружка «ЮИД»
Ключевые слова: безопасность движения, здоровьесберегающая деятельность, объединение, дорожное движение.
Мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения, когда автомобиль является неизменным атрибутом наших городов и населенных пунктов, отвоёвывая заметную позицию у пешеходов. В связи с этим большое значение имеет безопасность наших детей на дорогах. Проблема безопасности дорожного движения в наши дни остаётся одной из самых актуальных. Главным её аспектом является сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей и подростков.
В сфере дополнительного образования социальная активность играет большую роль в развитии ребенка. Проживая в городе, дети значительное время находятся в образовательном учреждении, поэтому именно на школу родители возлагают ответственность за формирование у ребят навыков культуры поведения на дорогах, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья. А ведь именно навыки, сформированные в детстве, перерастают затем в стойкие привычки. Важной составляющей здоровьесберегающей деятельности школы является создание безопасного пространства ребенка, которое подразумевает обучение детей и подростков безопасному поведению в повседневной жизни и рациональным действиям в возможно опасных и чрезвычайных ситуациях. Школа первой должна поддерживать создание таких детских общественных объединений, целью работы которых является объединение детей и взрослых, заинтересованных в снижении дорожно-транспортного травматизма.
Одним из направлений воспитательной работы школы, представленным в модуле «Детские общественные объединения», а сейчас «Движение первых» программы воспитании, является школьный кружок «Юный инспектор дорожного движения (ЮИД)».
В нашей школе кружок «ЮИД» существует 13 лет, его работа проводится в соответствии с разработанным календарно-тематическим планированием. Четко организованная деятельность позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.
Реализация программы достигается путём рациональной теоретической подготовки и закрепления знаний с помощью практических занятий, а также культурно-массовых мероприятий. Критериями выполнения программы служат: стабильный интерес школьников к изучению, выполнению и пропаганде ПДД, массовость и активность участия детей в мероприятиях по данной направленности.
На занятиях кружка ребята изучают историю дорожного движения, повторяют правила дорожного движения, дорожные знаки, основы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Деятельность кружка поддерживает постоянный интерес детей к изучению ПДД, способствует пропаганде безопасного поведения учащихся на дорогах, прививает навыки безопасного движения. Кружковцы участвуют в профилактических встречах с представителями ГИБДД.
Принимают участие в городских конкурсах и олимпиадах, конкурсе «Безопасное колесо», разнообразных челленджах. Пропагандируют правила безопасности на дорогах среди ребят младшего возраста и своих сверстников.
Работа кружка — это пропаганда ПДД через средства массовой информации, родителями и родительскими чатами, участие команд ЮИД в акциях, связанных с правилами дорожного движения.
Я, руководитель кружка ЮИД, в рамках проводимой акции стараюсь приглашать инспектора ГИБДД для проведения бесед по предотвращению ДТП в классы с 1-го по 11-й.
Таким образом, осуществляется преемственность между различными возрастными группами учащихся, что является основой формирования общешкольного коллектива на основе социально значимой деятельности. Ребята понимают, что дорога должна быть без опасностей.
Плодотворную работу по профилактике предупреждения ДТП положительно отмечают в средствах массовой информации — на местном телевидение «День памяти жертв ДТП», «Посвящение в пешеходы» «Шаг, длинною в жизнь».
Занимаясь профилактикой ДТП, в школу мы приглашаем инспекторов автоинспекции. На совместных мероприятиях отряда ЮИД с инспектором обсуждаем следующие вопросы: причины ДТП, обязанности водителей, пешеходов и велосипедистов.
Ежемесячно проводятся очень значимые городские акции: «Внимание, дети!" «Засветись!" " Пристегни самое дорогое» «Водитель, у нас каникулы» «На дороге дети — они в приоритете» " Зима весна прекрасна, когда безопасна».
Также проводим школьных акции и челленджи: Челлендж #ЮИДМЫМОЛОДЫ ко Дню рождения образования ЮИД, акция "10000шагов к здоровой жизни», поздравительные акции к 23 февраля и 8 марта, #103#ВсегдаВпереди, Георгиевская ленточка, летом ЮИД тоже проводит онлайн — акцию ко Дню защиты детей, участвуем в международных челленджах #Светофор — мой друг ко Дню рождения светофора и еще во многих других.
Также для классных руководителей мы рекомендуем проводить обучение на примере просмотров интересных и познавательных мультфильмов: «Уроки тетушки Совы», «Что такое светофор», «Смешарики». В них любимые герои мультфильмов в доступной форме обучают детей правилам дорожного движения. Увлеченные просмотром мультфильмов, сами того не замечая, дети усваивают основные нормы безопасного поведения на улице или дороге.
Ребята из школьного кружка ЮИД помогают классным руководителям организовать работу по ПДД, ведут большую профилактическую работу, инструктажи-пятиминутки с инспекторами ГИБДД или самостоятельно.
Главным результатом работы объединения считаю, что на выходе мы получаем грамотную личность, осознанно соблюдающую Правила дорожного движения и поведения на дороге, а значит — в обществе, личность, живущую по правилам взаимоуважения и пропагандирующую эти правила среди своих близких и друзей.
Итогом деятельности кружкового объединения является то, что за время моей работы в школе не произошло ни одного ДТП с участием детей нашей школы.
Наши грамотные пешеходы в будущем станут грамотными водителями — это гарантия здорового образа жизни их самих и окружающих людей. Многие из наших выпускников уходят из стен школы, имея права на вождение техники. И есть уверенность, что они никогда не нарушат правил езды на дорогах и никого не огорчат их нарушением.
Будем надеяться, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Школа будет верным помощником, школьный отряд ЮИД всегда на посту. Будем беречь жизнь каждого ребенка от несчастных случаев на дороге! Ведь мы тоже в ответе за них!
Для развития социальной активности используют такие методы обучения, как практический, наглядный, словесный; применяют работу с книгой, видеометоды, проблемные ситуации; в воспитании — методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности. В ходе практических занятий у детей вырабатывается умение помогать людям, умение правильно ориентироваться в опасных ситуациях на дорогах.
Наша жизнь не стоит на месте. Юидовское движение обогащается новыми направлениями работы, становится ещё более массовым, интересным и полезным. Ребята, носящие гордое звание «Юный инспектор движения», вырастают достойными гражданами своей Отчизны, служат проводником идей добропорядочного образа жизни, уважительного отношения к окружающим, становятся достойной сменой тем, кто сегодня обеспечивает порядок и безопасность на наших дорогах.
Литература:
1 «Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного травматизма 1–11 классы. СКИПКРО. 2009.
2 Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -1988.
3 Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2004.
4 Кузьмина Т. Д. Важные уроки по правилам дороги, 2007.
5 Кузьмина Т. А., Шумилова В. В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.
Ключевые слова
безопасность движения, объединение, дорожное движение, здоровьесберегающая деятельностьПохожие статьи
Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни
В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспекторы движения»
В статье представлен анализ опыта реализации программы формирования гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспектора движения».
Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»
В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
В статье воспитатели описывают свой педагогический опыт работы кружка «Почемучки».
«Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся
В статье освещается деятельность Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области по формированию предприимчивого мышления учащихся.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения
Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.
Похожие статьи
Роль отрядов юных инспекторов движения в общественной деятельности по пропаганде здорового образа жизни
В статье авторы акцентируют внимание на эффективные методы по привлечению школьников в отряды ЮИД, через инновационные формы работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Формирование гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспекторы движения»
В статье представлен анализ опыта реализации программы формирования гражданской ответственности подростков посредством включения их в школьное объединение «Юные инспектора движения».
Познавательно-творческий проект по правилам дорожного движения «Осторожный пешеход»
В статье уделяется внимание воспитанию у детей с нарушением зрения привычки безопасного поведения на дорогах с помощью проектной деятельности.
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста
В статье воспитатели описывают свой педагогический опыт работы кружка «Почемучки».
«Марафон предприимчивости» как средство создания развивающей среды по воспитанию и социализации обучающихся
В статье освещается деятельность Гимназии № 12 г. Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области по формированию предприимчивого мышления учащихся.
О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)
В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».
Формирование здорового образа жизни обучающихся на уроках иностранного языка
В статье автор рассматривает актуальную тему современного образования «Здоровьесберагающие технологии» на материале уроков иностранного языка. Автор рассказывает о конкретных способах и средствах повышения мотивации обучающихся к здоровому образу жиз...
Технологии организации учебного сотрудничества на уроках музыки и во внеурочной деятельности
Статья посвящена обобщению опыта разнообразных способов формирования групп обучающихся для организации учебного сотрудничества.
Анализ опыта проведения всероссийских предметных олимпиад школьников
В статье рассматривается вопрос истории становления предметных олимпиад в нашей стране, акцентируется внимание на выстраивании взаимосвязи «учитель» - «ученик» при подготовке школьников к олимпиаде.
Формирование активной жизненной позиции младших школьников в системе волонтерского движения
Статья посвящена социализации младших школьников в МАОУ «СПШ № 33», авторами представлен опыт работы по развитию самостоятельной инициативной общественной деятельности младших школьников через участие в волонтерском движении.