Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.

Дата публикации: 21.03.2023

Статья просмотрена: 919 раз

Библиографическое описание:

Житко, Е. А. Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования / Е. А. Житко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8199/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: функциональная грамотность, внеурочная деятельность, образовательный процесс.

В Законе об образовании качество образования определяется как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Качество образовательного процесса складывается из следующих качеств: качества образовательной программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества потенциала обучающихся, качества средств образовательного процесса, качества образовательных технологий; качества управления образовательными системами и процессами.

Поэтому основная задача методической работы школы — обеспечить развитие профессиональных компетенций, направленных на достижение нового образовательного результата.

В нашей школе создана и реализуется модель методического сопровождения учителя по формированию функциональной грамотности школьников.

Важным условием успешности формирования функциональной грамотности обучающихся является управление процессом создания условий, способствующих ее развитию, со стороны руководителя и администрации образовательной организации. К ним относятся нормативно-правовые, кадровые, организационные, программно-методические и материально-технические условия.

В основу модели заложены задачи федерального проекта «Современная школа»: создание системы для непрерывного и планомерного повышения квалификации и непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников с учетом их профессиональных дефицитов и интересов, а также требований работодателей.

Для оценки профессиональных дефицитов педагогов реализуются мероприятия плана методической работы и внутришкольного контроля (посещение уроков, внеурочных и элективных занятий, проверка документации, деятельность педагогов в рамках ШМО и РМО, участие в профессиональных мероприятиях, анкетирование, диагностика профессиональных компетенций).

После прохождения курсовой подготовки для педагогов организуется внутришкольное повышение квалификации (семинары, участие в работе ШМО и РМО, методические недели, выступление на педагогических конференциях и др.), где учителя, прошедшие курсы ПК, делятся полученными знаниями и опытом с другими педагогами.

Одной из эффективных форм представления учителями своего опыта являются Методические недели, которые проходят ежегодно в ноябре-декабре проводятся в нашей школе. В рамках методических недель учителя проводят открытые уроки, демонстрируя приемы формирования функциональной грамотности.

Открытые уроки анализируются с использованием карт анализа урока, после каждого урока учитель делает самоанализ. Завершает методические недели «Круглый стол», на котором подводятся итоги, демонстрируются наиболее удачные фрагменты уроков, проводится анализ и самоанализ уроков.

Педагоги школы всегда активно участвуют в методических районных мероприятиях, где представляют свой опыт и повышают профессиональное мастерство.

Целенаправленная деятельность педагогов по изучению и применению в работе современных образовательных технологий, методов и приемов формирования и развития функциональной грамотности находит отражение в результатах внешних оценочных процедур (РДР И ВПР). По результатам участия школы в международных исследованиях PISA, организованных ФИОКО (2020 г.) для 150 школ Московской области, МБОУ г. Пушкино СОШ № 3 показало общий 13 результат.

Анализ результатов диагностических работ позволяет учителям выявить «западающие» умения и скорректировать работу над формированием и развитием тех или иных умений. Для того, чтобы отследить динамику сформированности метапредметных умений в конце каждого учебного года проводятся внутренние диагностические работы по разным видам функциональной грамотности.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы. Задача школы– подготовить выпускников, которые умеют эффективно решать любую практическую жизненную, порой нестандартную, ситуацию, максимально используя все те знания, которые когда-либо с ними случались, используя все прямые и дополнительные компетенции, полученные как в школе, так и через процесс социализации.

Формирование функциональной грамотности идет через проектно-исследовательскую деятельность, организуемую на уроках, курсах внеурочной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

C 5 по 9 класс в школе организован курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность (математическая, читательская, естественно-научная)».

Условия для развития функциональной грамотности обучающихся.

Грамотность — это определенный уровень владения навыками чтения и письма, т. е. способность иметь дело с печатным словом (в более современном смысле –это навыки чтения, письма, счета и работы с документами).

— Обучение должно носить деятельностный характер;

— Учебная программа должна учитывать индивидуальные интересы обучающихся и их потребность в развитии;

— Обучающиеся должны быть активными участниками процесса изучения нового материала;

— Учебный процесс необходимо ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

— В урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;

— Поддерживать исследования учеников в области сложных глобальных проблем.

Эффективные педагогические практики

— Приобретение опыта — разрешение проблем, принятие решений, позитивное поведение

— Создание учебных ситуаций, инициирующих учебную деятельность учащихся, мотивирующих их на учебную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности

— Учение в общении, или учебное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах

— Поисковая активность — задания поискового характера, учебные исследования, проекты

— Оценочная самостоятельность школьников, задания на само-и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др.

Формирование функциональной грамотности — это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии:

— Технология проектной деятельности

— Технология оценивания учебных достижений обучающихся

— Технология использования игровых методов

— Технология проблемного обучения

— Технология развития «критического мышления» через чтение и письмо

— Уровневая дифференциация обучения

— Информационные и коммуникационные технологии

— Технология формирования типа правильной читательской деятельности

— Технология развития критического мышления

— Технология обучения в сотрудничестве

— Кейс-технология

— Проектная технология

Педагогические приемы, способствующие формированию функциональной грамотности

— Корзина идей (кластер) (актуализация имеющегося опыта и знаний)

— Идеал

— Карта сообщения

— Большой круг

— Пять «Почему» и одно «Зачем»

— Мозговой штурм

— Шестигранное обучение

— Дерево решений

— ПОПС-формула

П — позиция. Необходимо по заданной проблеме высказать свое собственное мнение («Я считаю, что…», «Я согласен с…»).

О — обоснование, объяснение своей позиции (возможные аргументы, подтверждающие ваше мнение).

П — примеры. «Я могу доказать это на примере…».

С — следствие (суждение или умозаключение). Окончательные выводы, подтверждающие высказанную позицию.

— Ролевая (деловая) игра

— Фишбоун (схема, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется; основой схемы является рыбий скелет)

— Алгоритм Цицерона

— Скрайбинг (визуализация информации при помощи графических символов, отображающих ее содержание и внутренние связи)

— Инфографика

— Коучинг-сессия

— Синквейн

С 2015 года в нашей школе проводится ежегодная школьная конференция по защите итогового индивидуального проекта «Фестиваль проектов», в ходе которой учащиеся представляют свои проекты, выполненные под руководством учителей школы.

В этом учебном году нынешние выпускники защитили свои итоговые индивидуальные проекты в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования после изучения 68-часового курса «Индивидуальный проект».

Также ежегодно учащиеся нашей школы под руководством учителей готовят исследовательские работы и успешно защищают их на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Таким образом, для того чтобы формировать функциональную грамотность учащихся, учитель должен сам обладать компетенциями, которые составляют функциональную грамотность и должен выступать в качестве организатора продуктивной деятельности учащихся, то есть обладать педагогическими компетенциями. Для повышения качества образования необходимо менять подход к организации методической работы школы, делая акцент на непрерывное повышение квалификации и методическое сопровождение учителя.

Литература:

  1. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт: сборник методических материалов. Часть 1 / под ред. Л. В. Серых, С. А. Пульной, С. Е. Тереховой, О. В. Беловой.−Белгород, 2020. — 440 с.
  2. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / [Н. Ф. Виноградова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова и др.]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. — 288 с.: ил. — (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
  3. Ушакова, М. А. Развитие функциональной грамотности школьников посредством повышения качества математического образования / М. А. Ушакова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2020. — № 1 (9). — С. 56–59.
  4. Юрикова, О. И. Приемы формирования функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе / О. И. Юрикова // Педагогика и психология: перспективы развития: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. — 2019. — С. 21–23.

Похожие статьи

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Похожие статьи

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе

Данная статья посвящена исследованию особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся при изучении вопросов безопасности в школе. Одной из важных психолого-педагогических условий, которая учитывается при формировании культур...

Формирование информационной культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

В статье отражен эксперимент влияния внеурочной деятельности на формирование информационной культуры младших школьников. Полученные результаты говорят о высокой эффективности использования внеурочной деятельности в формировании информационной культур...

Формирование функциональной грамотности у учащихся начальной школы на уроках русского языка

В статье рассматривается актуальность формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка, приводятся методические приемы, эффективно повышающие данный вид грамотности.

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Формирование основ психологической культуры как фактор развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста

В статье подчеркнута необходимость внесения в школьную программу развивающих занятий психологического цикла, для повышения психологической культуры детей младшего школьного возраста и развития школьной мотивации учащихся.

Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Формирование экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема экологической грамотности, также описывается организация деятельности педагога по формированию основ экологической грамотности среди детей старшего дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое мастерство в системе высшего образования по физической культуре

В статье рассматриваются факторы использования педагогического мастерства в работе преподавателя физической культуры образовательного пространства высшего звена. Анализ и изучение данных основных элементов в реализации педагогического опыта по формир...

Формирование нравственных ценностей старшеклассников в процессе волонтерской деятельности

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования нравственных ценностей в процессе вовлечения в волонтерскую деятельность старшеклассников. Раскрываются формы и принципы работы в образовательной организации по формированию нравст...

Задать вопрос