Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации
Авторы: Хованская Татьяна Юрьевна, Владимирова Оксана Васильевна, Афонина Диляра Ильгизовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 03.04.2023
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Хованская, Т. Ю. Организация взаимодействия детского сада с родителями, находящимися в трудной жизненной ситуации / Т. Ю. Хованская, О. В. Владимирова, Д. И. Афонина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8239/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: детский сад, педагог, семья, неблагополучная семья, дети из неблагополучной семьи
Современное социальные процессы, происходящие в нашем обществе, отразились на положении семей.
Весьма разнообразны причины, вызывающие трудности в семье: кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал; причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье; причины биологического характера (физически или психически больные родители, наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов), частичная мобилизация.
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 78» г. Чебоксары на внутреннем учете и на учете в комиссии по делам несовершеннолетних находится 7 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, реализуется с помощью федеральных, региональных и местных законодательных актов, в сотрудничестве с различными организациями.
На сегодняшний момент существует множество различных форм, технологий и методов социальной и психолого-педагогической работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Детский сад формирует эффективную комплексную систему поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы. Так, в МБДОУ «Детский сад № 78» работает служба «Педагогический патруль», которая включает системную организацию работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Ее деятельность направлена на повышение эффективности коррекционно-реабилитационной, психолого-педагогической работы с семьями воспитанников, которые находятся в трудной жизненной ситуации.
Главными задачами мобильной службы являются:
— оказание комплексной социальной помощи семьям;
— устранение причин трудной жизненной ситуации;
— восстановление функций семьи (реабилитация семьи).
И, как итог этой работы:
осуществление последующего контроля статуса и динамики состояния семьи в постреабилитационный период.
В состав мобильной службы входят: сотрудники детского сада: заведующий (координатор службы), специалисты (педагог-психолог, воспитатели (кураторы семьи)), инспектор ОДН, ОУУП и ПДН ОП № 2 УМВД России по г. Чебоксары, специалисты по работе с семьей АУ «Комплексного центра социального обслуживания» г.Чебоксары
В модели социально-реабилитационной работы мобильной службы с семьей выделяется три взаимосвязанных блока:
— информационно-диагностический блок
— социально-реабилитационная работа с семьей
— анализ и оценка эффективности работы мобильной службы.
Для восстановления, коррекции и оздоровления детско-родительских отношений реализуется программа психолого-педагогического сопровождения семьи «Диалог». Помимо оптимизации детско-родительских отношений, программа «Диалог» направлена на формирование и поддержку мотивации членов семьи на выход из кризиса, актуализацию потенциала самопомощи, повышение уровня педагогической компетентности родителей.
В программу «Диалог» включены следующие направления и формы работы с семьей:
— психологическое консультирование (индивидуальное и семейное);
— коррекционно-развивающие и психолого-профилактические индивидуальные, групповые занятия (игры, рисование, нравственные упражнения, дискуссии, ситуационные задачи, совместная с детьми творческая деятельность и др.);
— просветительская деятельность (образовательные семинары, ознакомление с положительным опытом воспитания и психолого-педагогической литературой, информационное консультирование родителей по вопросам воспитания, трудоустройства, получения детских пособий и др.).
В основе программы лежат методы психологического консультирования, арт-терапии, игровой терапии. Объединению детей и родителей, родственников, восстановлению эмоциональных разрывов в семье, социализации детей способствуют совместные мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении:
— семейные гостиные
— мастерские
— спортивно-оздоровительные соревнования
— семейные праздники, экскурсии
— мероприятия в рамках реализации муниципальных проектов
В 2022 г. в детском саду были организованы мастерские: «В мире детских эмоций», «Книга-лучший друг», «Солнышко добра», «В мире красок и детских эмоций».
В культурно-досуговой реабилитации семьи мобильной службе помогают постоянные социальные партнеры, с которыми заключены договора взаимодействия. Детский сад № 78 активно сотрудничает с центром семейного чтения им.М.Сеспеля, школой искусств № 1 г.Чебоксары, музыкальной школой № 5 г.Чебоксары.
Важным направлением для формирования здоровой родительской позиции, духовно-нравственного развития и психолого-педагогического просвещения родителей являются специальные лекции и семинары-практикумы, которые проводятся мобильной службой «Семья глазами детей», «В гармонии с ребенком», «Моя семья-моя крепость»
Для каждой семьи, в зависимости от проблемы, разрабатываются информационно-методические проспекты и рекомендации, а для мотивации родителей на ознакомление с важной информацией и установления обратной связи психологи мобильной службы на индивидуальных и групповых занятиях используют ситуационные задачи и домашние задания для родителей.
Тематика информационных проспектов различна: «Как показать ребенку свою любовь», «Как общаться с дошкольниками», «Причины агрессивного поведения ребенка», «Особенности воспитания гиперактивных детей» и др.
В процессе патронажной работы специалисты мобильной службы систематически отслеживают динамику уровня развития семьи.
Наблюдение за жизнедеятельностью семьи осуществляется и в последующие этапы во избежание новых рисков.
Оперативная и комплексная социально-реабилитационная работа мобильной службы, междисциплинарный подход к оценке потребностей семьи, преодолению трудной жизненной ситуации позволяют создать единое реабилитационное пространство ребенка и его семьи.
Литература:
- Лильин Е. Т., Доскин В. А. Детская реабилитология. / Москва, 2008. — 291 с.
- Методические рекомендации «Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении»
- Муниципальная программа города Чебоксары «Социальная поддержка граждан города Чебоксары» на 2014–2020 годы.
Похожие статьи
Психолого-педагогическая поддержка матерей, имеющих детей с ОВЗ
Данная статья рассказывает о программе комплексной психолого-педагогической поддержки матерей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...
Похожие статьи
Психолого-педагогическая поддержка матерей, имеющих детей с ОВЗ
Данная статья рассказывает о программе комплексной психолого-педагогической поддержки матерей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.
Организация работы специалистов интернатного учреждения по профилактике конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник»
В статье освещена сущность конфликтов во взаимоотношениях «воспитатель — воспитанник» в условиях интернатных учреждений. Предложена модель организации работы специалистов интернатных учреждений по профилактике конфликтов между воспитанниками и воспит...