Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ
Автор: Салмина Алена Юрьевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 30.03.2023
Статья просмотрена: 160 раз
Библиографическое описание:
Салмина, А. Ю. Формирование способов усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ / А. Ю. Салмина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8240/ (дата обращения: 16.11.2024).
Социальное развитие дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) страдает и отстает по срокам формирования от обычных детей. Ребёнок с ОВЗ воспринимает окружающий мир линейно и однобоко. Трудности в познании окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, боязливость и т. д.). Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребёнка. Такие дети не самостоятельны, поэтому нуждаются в поддержке и направляющей помощи взрослого. Они лишены широких социальных контактов, ограничены в возможности получения социального опыта.
Социальный опыт дошкольника с ОВЗ — это результат специально организованного процесса формирования способов усвоения общественного опыта, то есть результат целенаправленного воспитания и обучения ребёнка.
У дошкольников с ОВЗ наблюдается несформированность способов усвоения общественного опыта и умений действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию, ни по образцу. Большинство детей практически не умеют выполнять адекватные действия с предметами: выделять свойства предмета, осуществлять предварительный анализ условий выполнения предметно-игровых действий. Дети действуют хаотично, используют в основном рассматривание, ощупывание, подворачивание, исследование на слух и нередко на вкус, наблюдается «застревание» на одном способе выполнения, склонность к стереотипам и персеверациям. Указание на правило выполнения, инструктирование, организация внимания, показ наиболее адекватного способа выполнения и адекватное руководство действиями ребенка приводят к его позитивному личностному развитию, и формирует его социальный опыт.
Способы усвоения общественного опыта разнообразны, к ним можно отнести:
– совместные действия взрослого и ребенка
– использование жестов, в частности указательного — «жестовая инструкция»
– подражание действиям взрослого
– действия по образцу и речевой инструкции
– поисковые способы ориентировки.
Рассмотрим способы усвоения общественного опыта более детально.
Первоначально у ребенка с ОВЗ важно сформировать положительное эмоциональное отношение к совместным действиям со взрослым и использованию совместных действий в обучении. Нередко у детей с ОВЗ совместные действия со взрослым вызывают протест, неприятие, агрессию. Если взрослый не сможет установить эмоциональный контакт с ребёнком и его сопротивление не будет преодолено, то усвоение других способов общественного опыта может оказаться весьма проблематичным и неэффективным для развития дошкольника.
Установив положительный контакт с ребёнком, взрослый в процесс общения подключает использование жестов, в частности указательного жеста, направляющего внимание на объект, его свойства.
Одновременно проводится работа по развитию внимания. Все мы знаем, что у детей с ОВЗ внимание непроизвольно, неустойчиво и кратковременно и для того, чтобы привлечь внимание ребёнка и удержать его хотя бы 2–3 минуты, требуется приложить немало усилий. Внимание дошкольника привлекается ярким предметом или картинкой, движением, звуком, использованием разнообразных материалов для занятий (круп, воды, мыльных пузырей, пены для бритья и т. п.). Когда у ребёнка формируется положительный контакт со взрослым, появляется устойчивость непроизвольного внимания, он начинает понимать смысловое содержание жестов (указательного жеста).
Формирование подражания движениям и действиям с предметами взрослого — один из основных способов усвоения общественного опыта ребёнком, который также требует обучающего воздействия со стороны взрослого. В методике действия по подражанию называют действиями по показу — взрослый показывает, а ребёнок повторяет. Для ребёнка с ОВЗ показ действий с предметом или движений должен проводиться медленно, с фиксированием каждого этапа и обозначаться словом. В случае возникновения трудностей при подражании действиям с предметами используется указательный жест. Если дошкольник с ОВЗ не подражает движению или действию с предметом, взрослый возвращается к выполнению совместных действий, а затем предлагает повторить самостоятельно по подражанию.
Формирование поисковых способов ориентировки осуществляется параллельно с развитием подражания.
Действия по образцу — способ, который достаточно сложен для дошкольника с ОВЗ, так как образец даётся в готовом виде, и ребёнок должен воспроизвести его, не видя процесс его создания. Если у дошкольника возникают трудности, то можно вернуться к подражанию, а в случае необходимости — и к жестовой инструкции или совместным действиям, а затем повторить действия по образцу.
Речевая инструкция, занимающая важное место среди способов передачи общественного опыта, включает словесное описание предмета, ситуации, действия, руководство действиям ребенка. Использование речевой инструкции до того момента, когда ребёнок овладеет ранее описанными способами оказывается неэффективным.
Овладение способами усвоения общественного опыта у дошкольников с ОВЗ начинается с момента, когда они начинают выполнять требования, предъявляемые к ним взрослыми. Но при отсутствии сотрудничества ребёнка со взрослым выполнение предъявляемых требований достаточно проблематично. Поэтому при организации воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ важно правильно выбрать средства передачи общественного опыта.
Игра представляет собой обычную для ребенка дошкольного возраста деятельность, в состоянии игровой активности он находится большую часть своего времени и даже в тех случаях, когда он выполняет другой вид деятельности. Игра является оптимальным средством формирования общественного опыта, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и позволяет ненасильственно осуществить адекватное развитие личности ребёнка. В игре формируется и проявляется потребность ребёнка взаимодействовать с окружающим миром и проявляются его потенциальные возможности, обогащается его социальный опыт.
Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка, именно в ней создаются такие условия, при которых дети получают возможность приобрести собственный общественный опыт при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.
Ниже приведены примеры некоторых игр на формирование способов усвоения общественного опыта.
Игры на установление эмоционального контакта с ребёнком
Игра с сыпучими материалами: «Спрятавшиеся шарики»
Цель: установление эмоционального контакта, развитие моторики
Материалы: глубокая ёмкость, сыпучий материал, разноцветные шарики небольшого размера
Насыпаем крупу (макароны) в глубокую ёмкость, прячем там шарики. Опускаем в нее руки и показываем удовольствие, а затем, выражая удивление, достаём один шарик, со словами: «Посмотри, я нашла шарик». И предлагаем ребенку присоединиться, подбадривая его.
На последующих занятиях можно использовать другие сыпучие материалы и игрушки.
Игра с водой: «Ловим звёздочки»
Цель: установление эмоционального контакта, снижение эмоционального напряжения
Материалы: глубокая ёмкость (желательно прозрачная), вода, небольшие разноцветные звёздочки (игрушки)
Наполняем ёмкость водой, высыпаем звёздочки в воду. Обращаем внимание ребёнка на ёмкость: «Смотри, звёздочки». И предлагаем ребенку поймать игрушки в воде.
На последующих занятиях можно окрасить воду в разные цвета и использовать другие игрушки, тонущие в воде.
Игра на развитие внимания
«Одинаковые»
Цель: установление эмоционального контакта, развитие внимания
Материал: глубокая ёмкость, крупа, мелкие игрушки (предметы, картинки и т. п.).
В ёмкости насыпана крупа, в которой спрятаны парные игрушки. Предлагаем ребёнку найти спрятанное в крупе. Когда он всё найдёт и достанет, убираем емкость с крупой. Раскладываем игрушки (предметы, картинки), берём одну игрушку и привлекаем внимание ребёнка: «Смотри машинка. А где ещё такая машинка». Если ребёнок не понимает, взрослый находит вторую машинку и акцентирует: «Смотри, одинаковые» и ставит игрушки рядом. Затем берёт вторую игрушку и спрашивает: «Где ещё такая игрушка»? В случае затруднения взрослый оказывает направляющую помощь.
Игры на развитие подражания
«Бумажные комочки»
Цель: развитие подражания и мелкой моторики.
Материалы: бумага, игрушки.
На столе перед ребёнком лежат комочки скомканной бумаги, в которых спрятаны игрушки. Взрослый берёт один комочек и разворачивает его, показывая ребёнку, что в них спрятаны игрушки. Предлагает ребёнку также развернуть бумажный комочек. В случае затруднения взрослый повторно демонстрирует действия.
Игры на развитие действий по образцу
«Построй по образцу»
Цель: развитие умения создавать изображение по образцу, мелкой моторики.
Материалы: разноцветные палочки, картинка-образец.
Ребёнку предлагается предметный рисунок из цветных палочек, например, машина. Ребёнок необходимо рассматривает образец, находит соответствующие по цвету палочки и выкладывает их, копируя картинку — образец.
Литература:
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Катаева А А., Стребелева ЕЛ. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., 1991, 1993.
- Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия.— М.: Теровипф, 2004