Роль сказки в жизни младшего школьника с задержкой психического развития
Автор: Бородина Наталья Анатольевна
Рубрика: Педагогическая публицистика и эссе
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (43) апрель 2023 г.
Дата публикации: 31.03.2023
Статья просмотрена: 50 раз
Библиографическое описание:
Бородина, Н. А. Роль сказки в жизни младшего школьника с задержкой психического развития / Н. А. Бородина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 2 (43). — С. 71-73. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/246/8248/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор пытается ответить на вопрос, как научить ребёнка почувствовать «вкус» родного языка? Как помочь ему в максимально короткое время усвоить уроки русской лексики?
Ключевые слова: загадка, сказка, фольклор.
Загадка — краткое иносказательное описание какого-либо предмета или явления, которое нужно узнать.
Сказка — небольшой рассказ фантастического содержания, который содержит мораль и обязательно счастливый конец. В сказке несколько сюжетов могут объединяться в один, отличающийся стремительным развитием событий. Сказочными героями могут быть люди, звери, образы (Правда, Счастье, Горе, Судьба, Удача) и чудодейственные предметы (живая вода, шапка-невидимка, сапоги-скороходы, жар-птица).
Фольклор — Устное народное творчество. Литературные произведения, созданные народом.
Замечательный писатель А. Н. Толстой. [2, с.172] так охарактеризовал русский фольклор: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов».
Сказка — один из жанров фольклора. В сказке проявилось стремление народа к художественному творчеству, к выражению своей богатой фантазии.
На основе народных сказок сочиняли свои произведения русские поэты Жуковский, Пушкин, Ершов, Некрасов, Маяковский, Чуковский, Маршак, писатель Олеша, французский сказочник Перро, датчанин Андерсен, немецкие писатели братья Гримм и многие другие.
Знаменитый писатель и знаток детской психологии Корней Чуковский совершенно справедливо утверждал, что «каждый малолетний Ребёнок есть величайший труженик нашей планеты» [6, с. 73], поскольку ему приходится в изумительно короткое время овладеть своим родным языком. Такую работу — в сказочно сжатые сроки познать сложившиеся формы родительской и прародительской речи — и мы вслед за К. И. Чуковским можем смело назвать поистине титанической. Наиболее интенсивно процесс ознакомления и постижения всех тонкостей и форм родного языка происходит в дошкольный и младший школьный период и совершается это, конечно же, под непосредственным воздействием взрослых.
Для того, чтобы процесс присвоения языковых особенностей происходил наиболее интенсивно и вместе с тем занимательно, использовались детские считалки, загадки, дразнилки, потешки, приметы, сказки. [1, с. 3] Ребёнку нужно постоянно упражнять свой ум, чтобы он развивался и разгадывал тайны природы.
Чтобы уловить связь между причиной и следствием, понять, как от замысла действия приходят к конечному результату, ребёнку необходимо снова и снова прослеживать все последовательные шаги, ведущие от начала пути к его завершению. Ребёнок с ЗПР не способен сам из повседневной деятельности взрослых вычленить этапы, приводящие к осуществлению цели. В сказке же подробно излагается зримая и конкретная схема последовательно выполняемых действий.
Опытом многих поколений рассказчиков была найдена и наиболее увлекательная для слушателя-ребёнка форма передачи этого непростого содержания. Язык первых сказок, которые слышит ребёнок, ритмичен, слова часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения: «мышка-норушка», «зайка — на горе увёртыш» и т. д. Слова этих сказок интересны сами по себе. «Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок!» Поэтому именно такие сказки помогают пробудить интерес к слову, к речи у детей с нарушением речевого развития или с ЗПР [4, с. 5] Опыт показывает, что дети младшего школьного возраста обладают особым языковым чутьём, позволяющим через игру включиться в активный творческий процесс. Сюжеты народных сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов — всё это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста. Интерес к сказкам поддерживать несложно, можно чередовать различные виды деятельности — речевую, мыслительную, изобразительную. Важно, чтобы ребёнок знал эти сказки, любил и понимал их иносказательный смысл. Лишив ребёнка в детстве этого волшебного и доброго жанра, можно столкнуться со множеством проблем в будущем.
В разговорной речи очень часто встречаются не соответствующие литературной норме формы родительного падежа, причём касается это достаточно часто употребляемых существительных: названий парных предметов (ботинок, сапог, валенок, чулок и т. п.) И здесь на помощь придёт сказка. Знакомый сюжет, рифма, простота и лёгкость запоминания
Когда ребёнок с ЗПР научился читать, родители решают, что они могут больше не читать ребёнку. Более того, не должны ему читать. Иначе как же он будет совершенствоваться в своём только что приобретённом навыке? Стимула не будет. Позиция не просто не верная, а вредная.
Два процесса — слушать ваше чтение и читать самому — имеют совершенно разные задачи и основаны на совершенно разных механизмах.
Сказка не только забавляет и развлекает, она утверждает, чувство справедливости и любовь к добру, она воспитывает смелость мысли и дерзость воображения. Эти качества необходимы человеку во все эпохи, а в нашу — как никогда прежде, потому что наше время — время новых технологий и открытий. А все открытия, малые и великие, начинаются так: — А что если…
Литература.
- Агапова И. А., Давыдова М. А. «Лучшие игры и развлечения со словами». — М.:ООО ИКТЦ «Лада», 2008.
- Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. «Логопедические игры и задания». — СПб.: КАРО,2004.
- Новейший полный справочник школьника: 5–11классы. — М.: Эксмо,2012.
- Сизова О. Б. «Шесть шагов к развитию речи». — СПб.:КАРО,2003.
- Синицына Е. И. «Сказки для игры и развития». — М.: Лист Нью, Вече, КАРО,2002.
- Энциклопедия мысли. Симферополь, «Таврида», 1996.
Похожие статьи
Как привить ребёнку любовь к чтению
В статье автор рассказывает о пользе литературного искусства в дошкольном возрасте.
Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки)
В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению з...
Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «мелкая моторика». Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Раскрыта особая роль в речевом развитии детей. Показаны высказывания авторов, в педагогической литературе.
Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок
В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...
Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.
Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование
В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.
Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об осо...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений
В работе раскрывается способ интеллектуального развития детей посредством логических задач. Чаще всего логические задачи решаются на занятиях по формированию математических представлений. А как использовать эти задачи, как решать их, в какое время, к...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.
Похожие статьи
Как привить ребёнку любовь к чтению
В статье автор рассказывает о пользе литературного искусства в дошкольном возрасте.
Развитие речевого творчества старших дошкольников (на материале загадки)
В статье рассматривается проблема развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста. Обосновываются возможности загадки в раскрытии творческого потенциала детей; характеризуются этапы работы по обучению старших дошкольников сочинению з...
Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «мелкая моторика». Отображена проблема развития мелкой моторики младшего дошкольного возраста. Раскрыта особая роль в речевом развитии детей. Показаны высказывания авторов, в педагогической литературе.
Воспитание культуры речи детей дошкольного возраста средствами сказок
В современном мире, в котором ребенку книгу заменяют компьютер, интернет особенно остро стоит вопрос развития речи детей дошкольного возраста. Слушая взрослых, дети запоминают новые слова, выражения, узнают, как можно использовать их и тем самым обог...
Роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста
В статье автор исследует роль загадок в формировании словаря детей дошкольного возраста.
Развитие у дошкольников умений видеть проблемы и выдвигать гипотезы через детское экспериментирование
В статье представлен опыт работы по познавательному развитию детей, раскрывается использование метода экспериментирования с детьми в данном направлении.
Театрализованная игра как средство формирования у детей дошкольного возраста знаний о животных
Проблема экологического образования сегодня волнует всех — ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об осо...
Интеллектуальное развитие дошкольников посредством решения логических задач на занятиях по формированию математических представлений
В работе раскрывается способ интеллектуального развития детей посредством логических задач. Чаще всего логические задачи решаются на занятиях по формированию математических представлений. А как использовать эти задачи, как решать их, в какое время, к...
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказки
В статье рассматривается развитие связной речи как ключевой аспект общего развития ребенка дошкольного возраста. Автор подчеркивает значимость связной речи в образовательном процессе, указывая, что дети с хорошо развитыми коммуникативными навыками ле...
Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста
В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.