Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования
Автор: Кудимова Татьяна Викторовна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 21.01.2016
Статья просмотрена: 1204 раза
Библиографическое описание:
Кудимова, Т. В. Духовно-нравственное воспитание в условиях обновления содержания образования / Т. В. Кудимова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/617/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья раскрывает понятие духовно — нравственного воспитания младших школьников с ОВЗ в условиях обновления содержания образования на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов. (ФГОС)
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, адаптивная среда, концепция.
Духовно-нравственное воспитание — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, является обязательным компонентом образовательного процесса, так как школа становится адаптивной средой для данной категории детей, нравственная атмосфера которой формирует его ценностные ориентации.
Поскольку, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» (В. В. Зеньковский) духовно-личностного становления (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Г. Горецкий, В. В. Зеньковский) Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом.
Поэтому в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному развитию и воспитанию, и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности, и должно осуществляться в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В основу разработанной программы положены базовые национальные ценности, через века, сохраненные в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов многонациональной России.
Целью работы по духовно — нравственному воспитанию является духовно — нравственное развитие личности в условиях обновления системы образования, которая найдёт своё воплощение в следующих задачах:
• содействие самореализации, саморазвитию и, в конечном счете, самоутверждению личности каждого ребенка;
• создание условий для развития у школьников ценностного отношения к духовным традициям русского народа;
• обеспечение развития художественного мышления и творческих способностей обучающегося, умения ставить перед собой цель и планировать свою деятельность.
Воспитательно — образовательная программа школы должна отражать совокупную деятельность, которая реализуется:
в процессе обучения (урочная деятельность);
во внеклассной работе (внеурочная деятельность);
во внеучебных мероприятиях (внешкольная деятельность).
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Воспитатель должен найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из важных проблем современного общества. Перед школой ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Актуальность данной задачи очевидна, так как во все времена стоял вопрос: «Как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?» В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, большое внимание уделяется внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Формирование личностных универсальных действий реализуется воспитателями начальной школы путем развития у обучающихся задач самоопределения: «Я знаю…», «Я умею…», «Я стремлюсь…», а также путем формирования идентичности личности младшего школьника. На воспитательских часах: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!», «Школьные принадлежности», «Правила поведения в школе», происходит принятие обучающимися роли ученика, формируется положительное отношение к школе, к своему новому статусу. Занятие, «Мы в ответе за тех, кого приручили», формирует чувство ответственности за жизнь и здоровье животных, живущих в доме. Воспитатель учит обучающихся оценивать и объяснять ситуации и однозначные поступки, как «хорошие» или «плохие» с позиции бережного отношения к животным.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья, состоит в том, чтобы помогать, ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности, в формировании нравственных качеств обучающихся зависит от умения педагога правильно моделировать педагогический процесс. Младший школьник испытывает большое доверие к воспитателю. Для ребенка слова воспитателя, его поступки, оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет эффективность их воспитания и социализации.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для обучающегося. Сделать себя лучше, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.
Литература:
- Бажович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,2009.
- Вахрушев А. А. Как готовить учителей к введению ФГОС / А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 5. — С.3–17.
- Воспитательная система в начальной школе // http://mirznanii.com/info/vospitatelnaya-sistema-v-nachalnoy-shkole/
- Данилюк А., Кондаков А., Тишков В». Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»//http://portal21.ru/news/we_recommend.php?ELEMENT_ID=1890/
- Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // http://ext.spb.ru/component/content/article.htm/
- Духовно-нравственное воспитание как составляющая ФГОС- тема номера журнала «Начальная школа плюс До и После» -№ 1–2012.
- Программа Духовно — нравственного развития и воспитания школьников на ступени начального общего образования // http://ilovedomain.ru/uchebnyj-material/1-kurs/programma-dukhovnonravstvennogo-vospitaniia/
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31 с. — (Стандарты второго поколения).
Ключевые слова
духовно-нравственное воспитание, концепция, концепция, духовно-нравственное развитие, адаптивная средаПохожие статьи
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Современная система воспитания дошкольника
В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...
Интеграция как методологический подход к повышению качества общего и дополнительного образования детей
Статья посвящена вопросам интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Воспитание и развитие дошкольников в детском саду
В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...
Реализация интегрированного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
В статье дано теоретическое и методическое обоснование механизма интегрированного обучения, направленного на совершенствование физической культуры детей школьного возраста; определены слабые звенья в системе совершенствования физического состояния де...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами народной и православной культуры
В статье описывается опыт духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к культурному наследию русского народа. Раскрываются модули, ориентированные на духовно-нравственное воспитание в дошкольной образовательной организации. Авторы ...
Современная система воспитания дошкольника
В статье современная система воспитания дошкольника рассматривается современная система отечественного дошкольного воспитания, которая строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и...
Интеграция как методологический подход к повышению качества общего и дополнительного образования детей
Статья посвящена вопросам интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...
Необходимые условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации
В статье рассматриваются условия совершенствования духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательной организации.
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Воспитание и развитие дошкольников в детском саду
В статье проводится теоретический анализ понятий «воспитание» и «развитие», выделяются ключевые аспекты их сущности. Автором определено соотношение воспитательных и развивающих задач, которые ставит перед педагогическим коллективом дошкольной образов...
Реализация интегрированного подхода на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС
В статье дано теоретическое и методическое обоснование механизма интегрированного обучения, направленного на совершенствование физической культуры детей школьного возраста; определены слабые звенья в системе совершенствования физического состояния де...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...