Текст-описание как тип монологической речи
Автор: Каргапольцева Светлана Ивановна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 09.02.2016
Статья просмотрена: 3891 раз
Библиографическое описание:
Каргапольцева, С. И. Текст-описание как тип монологической речи / С. И. Каргапольцева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/650/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов речи — тексту-описанию.
Ключевые слова: русский язык, национальный вуз, культура речи, стилистика, монолог, речевая ситуация, практическое общение, текст-описание, техническое описание, рассуждение.
Организация обучения студентов русскому языку может быть успешной только в том случае, если выявлены и учтены факторы, влияющие на этот процесс, а выявление их невозможно без опоры на смежные науки: социологию, социальную психологию, психологию обучения. Данные же этих наук позволяют выделить ряд факторов, существенно влияющих на обучение в национальном вузе. Среди них: возрастная структура контингента обучающихся и тенденция её развития, наличие русской языковой среды, учёт будущей профессиональной деятельности (инженер, экономист, агроном, энергетик и т. д.), процесс обучения в вузе.
В высшие учебные заведения Республики Узбекистан, в последние годы особенно, поступают юноши и девушки не только с разным возрастным цензом (17–35 лет), но и с разным уровнем знаний, жизненного опыта, умений и навыков владения русским языком. Часто в результате перерыва в учёбе они оказываются неподготовленными к восприятию программного материала, у многих выработаны неправильные языковые, речевые, орфоэпические навыки, невысокая культура речи, слабая техника чтения.
Программа обучения национального технического вуза ставит своей задачей обучение студентов не только основам грамматики, лексики и стилистики, но и предполагает привить умения и навыки практического общения на русском языке, свободного владения нормами литературного языка в рамках межнационального общения, профессиональной деятельности, участия в научных проектах и международной деятельности.
С этой целью в методику обучения русскому языку включена практическая стилистика. В конечном итоге говорящий должен научиться не только правильно выражать свои мысли на русском языке (с точки зрения норм литературного языка), но и выражать их непрерывно, логично, последовательно, законченно по смыслу, умело оперируя при этом различными типами монолога и диалога, как в устной, так и в письменной форме.
Эта задача может быть решена при обучении студентов функциональным жанрам речи: монологу и диалогу. Как свидетельствует практика обучения языкам, студенты гораздо быстрее осваивают диалогическую речь, а не монологическую, хотя обе эти формы имеют общую основу в системе языка и выполняют одну и ту же функцию коммуникации. Изучение их должно проводиться параллельно, взаимосвязано на любом этапе обучения, т. е. устные формы работы должны подкрепляться письменными, монологические — диалогическими и наоборот.
При продуцировании монологической речи у студента возникает ряд трудностей в определении содержания устного монологического высказывания, его программы и выборе языковых средств, т. е. «говорящий на родном языке затрачивает огромные усилия на преодоление этих трудностей, главная из которых — выбор адекватных языковых средств» [1,22]. Поэтому важно развивать внутреннюю речь на русском языке, чтобы в соответствующей речевой ситуации человек мыслил на нём независимо от родного языка, чтобы у него появилось чувство второго языка.
В правильном построении монологического текста и речи в целом многое зависит от того, какую задачу ставит перед собой говорящий (пишущий), т. е. от назначения речи. Вне сомнений, что автор по-разному выстроит свой монолог, когда будет рассказывать о событии, описывать природу или объяснять причину каких-либо явлений.
На протяжении столетий в русском языкознании постепенно формировались функциональные типы речи, т. е. способы, схемы, словесные структуры, принципы, которые использовались в зависимости от назначения речи и её смысла.
В современном языке наиболее общими типами речи являются описание, повествование и рассуждение. Каждый из указанных типов выделяется в соответствии с целью и содержанием речи. Это и определяет наиболее типичные грамматические средства оформления текста. Функционально-смысловой тип речи — это своего рода модель коммуникации и в рамках текста, они соотносятся с категориями мыслительными и коммуникативными.
Одним из самых распространённых компонентов авторского монолога является текст-описание. В логическом плане описать предмет или явление — значит перечислить его признаки. П. С. Коган в «Теории словесности» (1915 г.) отмечает: «Описание заключается в изображении целого ряда признаков, явлений, предметов, событий, которые необходимо представить себе все одновременно».
Описательный текст может быть в форме любого стиля. Может либо начинаться с общего признака, либо заканчиваться им. Как тип речи описание зависит от точки зрения автора или рассказчика, жанра, стиля, принадлежности автора к определённому литературному направлению.
В художественной литературе, публицистике описание — важнейший элемент речи, который позволяет ярко, живо, наглядно представить предмет, человека, событие, явление.
«Это был человек лет тридцати двух-трёх лет от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…» (И. Гончаров, «Обломов»).
«Океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, пароход весь дрожал, одолевая и её, и эти горы, — точно плугом разваливая на стороны их зыбкие, то и дело вскипавшие и высоко взвивавшиеся пенистыми хвостами громады…» (И. А. Бунин).
В работе с текстом-описанием в пору его взросления от студента требуется значительно больше наблюдательности, умения отбирать характерные признаки предметов, действий, явлений и рассказывать о них в определённой последовательности или самостоятельно описывать события, факты, мысли, чувства. В описании говорящий может высказывать определённую оценку, внести в неё элементы своей наблюдательности, собственных рассуждений, что безусловно сближает описание с другим типом речи — рассуждением.
В методике различают два вида описания: научное и художественное. Выделяют статистическое описание, которое прерывает развитие действия, и динамическое описание — обычно небольшое по объёму, которое не приостанавливает действие, будучи включённым в событие. К примеру, описание даётся через восприятие персонажа по ходу его передвижения.
Описание является важнейшим элементом речи и в художественной литературе и в публицистике. Оно тесно связано с лицом (портрет), с местом (сценичность), с условиями (ситуативность), в которых протекает действие. Трудно назвать все стилистические функции описания в художественном произведении — они многообразны, индивидуальны, зависят от стиля, жанра, конкретного фрагмента текста, в котором оно используется. Однако, всегда описание — существенный компонент словесно художественного творчества:
«Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником» (К. Паустовский, «Чёрное море»).
«А наутро солнце опять взошло в ясной синеве. Последние клочки туч беспорядочно неслись ещё по небу; море стихало, колыхаясь, и, как будто стыдясь своего ночного разгула… Синие, тяжёлые волны всё тише бились о камни, сверкая на солнце яркими, весёлыми брызгами» (В. Короленко, «Мгновение»).
В описании об изменении природных явлений главные акценты отводятся глаголам, обозначающим физические изменения состояний, изменение степени качеств (нарастание и убывание).
Специфика описания в публицистике в его документальности, достоверности, подлинности, что обусловливает сдержанность и умеренность в использовании изобразительных средств. Но языковые метафоры, эпитеты и другие выразительные средства удачно вписываются в тему, оживляя любое повествование.
При изучении официально-делового и научного стилей в техническом вузе практикуется такая форма обучения составления текста-описания как характеристика, техническое описание, определение и объяснение:
Минерал — естественное неорганическое вещество, входящее в состав земной коры и обычно служащее предметом добычи как полезное ископаемое.
Штольня — горизонтальная или наклонная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность. (С. И. Ожегов, Словарь русского языка)
Компьютер — устройство или система, способное выполнять заданную, чётко определённую изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операцииввода-вывода» (Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/).
Нефть — маслянистая, тёмно-коричневая жидкость, иногда имеющая красноватый или зеленоватый оттенок, или совсем бесцветная. Нефть — это смесь разных жидких веществ, в которой растворены смолы и газы.
С точки зрения геологии нефть — важнейшее горючее ископаемое, маслянистая жидкость со специфическим запахом, образующаяся в полутвёрдый асфальт или густую мальту. В химии эта мальта называется продуктом осмоления, а сама нефть — сложной смесью углеводородов с другими органическими соединениями. Важные характеристики нефти: вязкость, содержание серы, смол, парафинов.
Как видно из вышеуказанного, кроме технических характеристик (описаний), наблюдается использование ещё одной разновидности функционально-смысловых типов речи — определения. Порой оно пересекается с описанием, но и используется преимущественно в научной и учебной литературе. Присутствие определения заключается в том, что определяемое понятие соотносится с более широким понятием, к которому оно принадлежит, при этом даются признаки (или признак), являющиеся особенными для данного понятия.
Определение чаще встречается в научных текстах, объяснение — в научно-популярных, в средствах массовой информации. Но зачастую они выступают вместе — определение сопровождается объяснением.
Литература:
- Золотова Л. М. Обучение устной монологической русской речи. — Т., «Укитувчи», 1985. — с. 22.
- М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. Б. Прудникова. Русский язык. Справочные материалы. Раздел «Стилистика». — М., «Просвещение», 1989.
- Г. Я. Солганик. Стилистика русского языка. Смоленск, ООО «Дрофа», 2002.
Ключевые слова
русский язык, культура речи, текст-описание, стилистика, монолог, речевая ситуация, рассуждение, национальный вуз, практическое общение, техническое описание, рассуждение.Похожие статьи
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи
В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...
Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка
Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»
В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.
О возможностях педагогической герменевтики в обучении будущих лингвистов-переводчиков
В статье рассматриваются основные понятия и идеи педагогической герменевтики, обращенной к духовному миру студента, его личностным ценностям и смыслам жизни. В статье представлен опыт использования положений педагогической герменевтики в рамках дисци...
Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры)
В работе затрагиваются вопросы обучения английскому языку со специальными целями, а именно, техническому английскому. Дано подробное описание имитационной игры «Устройство на работу». Особое значение придается раскрытию параметров интерактивного аспе...
К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»
В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.
Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...
Похожие статьи
Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)
В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.
Роль речевых ситуаций в обучении иноязычной речи
В статье речь идет об учебных речевых ситуациях, о роли ситуации в процессе обучения русскому языку как иностранному. Проанализированы психологические, лингвистические и методологические особенности речевых ситуаций. В статье дается определение речев...
Использование игровых технологий в обучении младших школьников лексике иностранного языка
Статья посвящена лексическим (словесным) типам игр на уроках иностранного языка в начальной ступени обучения. Также описаны основные функции игровой деятельности. Подводя итог, автор делает вывод о том, что этап обучения лексике на начальной ступени ...
Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе
В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...
Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»
В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.
О возможностях педагогической герменевтики в обучении будущих лингвистов-переводчиков
В статье рассматриваются основные понятия и идеи педагогической герменевтики, обращенной к духовному миру студента, его личностным ценностям и смыслам жизни. В статье представлен опыт использования положений педагогической герменевтики в рамках дисци...
Практико-ориентированный подход в обучении интерактивному аспекту общения в неязыковом вузе (с использованием имитационной игры)
В работе затрагиваются вопросы обучения английскому языку со специальными целями, а именно, техническому английскому. Дано подробное описание имитационной игры «Устройство на работу». Особое значение придается раскрытию параметров интерактивного аспе...
К вопросу об объектах и границах учебной дисциплины «Культура речи»
В статье рассматриваются разные подходы к построению учебной дисциплины «Культура речи» в зависимости от профиля обучения студентов.
Структурно-грамматический анализ предложений в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе
Данная статья посвящена рассмотрению структурно-грамматического анализа в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе. Обучение чтению трудных оригинальных текстов следует начинать со структурно-грамматического анализа предложения, с ...
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...