Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Высшее профессиональное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 05.02.2016

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Храпченкова, Н. И. Модульный подход как основа проектирования образовательного процесса в ЧУ «Академия «Болашак» / Н. И. Храпченкова, Т. П. Смолькина, Н. А. Коростелева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 109-112. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/665/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

Процессы глобализации, происходящие в современном обществе, требуют от систем образования, в том числе и высшего, новой целевой ориентации, отвечающей интересам международной практики. Это влечет за собой неизбежность приспособления к меняющимся условиям современного мира, что находит свое выражение в изменении целей, содержания обучения и способов управления познавательной деятельностью, приведении содержания и технологий образования в соответствие с международными установками. Республикой Казахстан подписан Болонскую Декларацию в 2010 году и стала первой Центрально-Азиатской страной — участницей Болонского процесса и Европейской зоны высшего образования. Цели Болонской декларации — единый общеевропейский рынок труда для специалистов с высшим образованием, беспрепятственный доступ к международному образованию, обеспечение сопоставимой системы ступеней высшего образования. Основной целью участия Казахстана в Болонском процессе является повышение конкурентоспособности высшего образования через реализацию его основных положений, таких как:

                   введение единого общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании; для облегчения процедуры подтверждения дипломов, полученных в других странах, необходимо унифицировать перечень сведений, отражающих объем знаний и навыков, которыми владеет выпускник;

                   введение единого для всего европейского образовательного пространства механизма учета освоенного студентами объема знаний в кредитных единицах ECTS — European Credit Transfer System;

                   создание условий для повышения мобильности студентов и преподавателей; в связи с тем, что рынок труда и требования работодателей к уровню и объему знаний специалистов меняются с течением времени, выпускники вузов должны обладать мобильностью, чтобы быть востребованными в других регионах;

                   повышение качества образования и установление общеевропейских критериев его оценки, что невозможно без универсальной единой системы его контроля;

                   развитие непрерывного образования;

                   введение совместных(эквивалентных) образовательных программ и степеней;

                   усиление интеграции науки и образования и др. [1].

Объективно усиливающийся процесс международного сотрудничества и вхождения Казахстана в мировую систему является мощным двигателем развития высшего образования, способным решить такие важные задачи, как:

                   выполнение социального заказа через соблюдение соответствия содержания и уровня высшего образования потребностям социально-экономического развития общества;

                   расширение доступности европейского образования для казахстанской молодежи и сближение национальных образовательных систем;

                   повышение качества образования через принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования;

                   выравнивание уровней подготовки специалистов в международном образовательном пространстве, их взаимодополняемость;

                   внедрение кредитной системы и выдача выпускникам казахстанских вузов общеевропейского приложения к диплому;

                   согласованность деятельности в сфере высшего образования между государствами и укрепление партнерства;

                   переход к новому качеству образования, повышение его эффективности и обеспечение доступности образования;

                   поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.

Это, в свою очередь, позволит обеспечить признание образовательных программ казахстанских вузов, учебных планов, отечественных дипломов за рубежом, будет способствовать развитию академической мобильности студентов и преподавателей, даст право выпускникам работать в любой стране и др. Главная цель, ради которой осуществляется движение в международное образовательное пространство, нашла отражение в миссии Карагандинского университета «Болашак» — обеспечение качественного, доступного, современного образования, обеспечивающего выпускникам конкурентоспособность и мобильность, повышение интеллектуального и духовного потенциала нации, как ресурса и гаранта устойчивого развития общества.

Карагандинский университет «Болашак» проводит большую работу по реализации принципов Болонского процесса:

1)                успешно внедрена кредитная система обучения, о чем свидетельствуют созданные организационные предпосылки, в частности, утверждены Положение об организации учебного процесса в Академии «Болашак», Положение о контроле качества организации и содержания учебного процесса в Академии «Болашак» и др.;

2)                образовательные программы и действующие рабочие учебные планы приведены в соответствие с европейскими стандартами, базируются на параметрах кредитной системы обучения; в рабочих учебных планах произведен пересчет казахстанских кредитов в кредиты ECTS;

3)                реализуется академическая мобильность студентов и преподавателей;

4)                реализуются договоры о сотрудничестве с зарубежными университетами (Россия, Белоруссия, Таджикистан, Турция и др.);

5)                в декабре 2014 г. КУ «Болашак» прошел специализированную и институциональную аккредитацию Независимым казахстанским агентством по обеспечению качества в образовании (НКАОКО);

6)                осуществлен переход на трехуровневую модель подготовки специалистов: бакалавр — магистр — доктор Ph.D и др.

Одна из важных задач современной системы образования — проблема повышения качества образования, которая решается на нескольких уровнях:

                   европейском, включающем разработку согласованных в рамках единого образовательного пространства перечня стандартов, процедур и основных принципов обеспечения качества образования;

                   национальном, обеспечивающим качество образования через точное распределение обязанностей участвующих в образовательной деятельности органов и учреждений, внешнюю и внутреннюю экспертизу, аккредитацию и аттестацию вузов, международное партнерство в сфере качества образования;

                   вузовском, включающем рейтинговую оценку деятельности преподавателей и учебу студентов, академическую мобильность и модульный принцип построения учебного процесса.

Как известно, одним из основных принципов Болонской Декларации является академическая мобильность студентов и преподавателей, представляющая собой возможность для студентов и преподавателей «перемещаться» из одного вуза в другой для проведения академических занятий, обмена опытом, устранения национальной обособленности и приобретения общеевропейской перспективы.

В 2014–2015 уч.г. преподавателями кафедры педагогики и психологии в рамках академической мобильности были прочитаны лекции по дисциплинам: «Введение в педагогическую специальность», «Педагогика», «Теория и методика воспитательной работы» студентам 1–3 курсов специальностей «Казахский язык и литература» и «История» Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы); цикл лекций по дисциплине «Педагогическая психология» студентам педагогических специальностей Таджикского государственного педагогического университета им. Садриддина Айни; проведены курсы повышения квалификации в Институте партнерства и бизнеса (г. Караганда) по теме «Психология государственных служащих» и др. Участвуют в академической мобильности не только преподаватели кафедры, но и студенты. Так, в 2014–2015 учебном году был осуществлен взаимный обмен студентами специальности 5В010300 — «Педагогика и психология» с Кокшетауским университетом им. Абая Мырзахметова, а студенты специальности 5В010100 — «Дошкольное обучение и воспитание» прошли обучение в Павлодарском государственном педагогическом институте. В текущем учебном году студенты специальности «Педагогика и психология» проходят обучение в Кокшетауском университете им. А.Мырзахметова, а студентка Павлодарского государственного университета обучается у нас.

На современном этапе в условиях кредитной технологии обучения важное значение приобретает относительно новое, вместе с тем и достаточно сложное для отечественных вузов модульное построение образовательных программ как средство достижения цели профессионального обучения.

С 2013–2014 учебного года ведется работа по составлению модульных образовательных программ путем определения содержания и структуры образовательной программы на основе концепции организации учебного процесса, в которой совокупность профессиональных компетенций обучающегося выступает в качестве цели обучения. В организационно-правовом отношении порядок формирования модульных образовательных программ регламентируется Правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденными приказом МОН РК № 152 от 20 апреля 2011 г. Модульный принцип построения образовательных программ и внедрение кредитной системы обучения направлены на формирование индивидуальной образовательной траектории студента, обеспечение международной академической мобильности в рамках мировых интеграционных процессов [2].

Модульная структура основной образовательной программы позволяет оперативно и качественно расширять и углублять образовательную программу через создание образовательных модулей. В научной литературе существуют разные определения понятия «модуль», сгруппированные по трём критериям:

                   модуль как единица учебного плана по специальности, состоящая из учебных дисциплин, отвечающих требованиям квалификационной характеристики;

                   модуль как организационно-методическая междисциплинарная структура, состоящая из тем (разделов) по разным учебным дисциплинам, необходимым для освоения специальности;

                   модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины.

При составлении модульной образовательной программы мы исходили из понимания «модуля» как единицы учебного плана по специальности, представляющей набор учебных дисциплин, отвечающий требованиям квалификационной характеристики, логически завершённый и относительно обособленный по содержания обучения от остального учебного материала. Модуль имеет чётко сформулированные цели обучения (планируемые результаты обучения, выражающиеся в компетенциях, которыми должен овладеть выпускник по специальности), логическую схему, показывающую место модуля в образовательной программе, алгоритм его изучения, учебные материалы, необходимые для освоения модуля, процедуру контроля усвоения содержания обучения, включённого в модуль. Согласно модульному принципу образовательная программа состоит из инвариантной части (модулей для обязательного изучения) и вариативных модулей (включающих выборные дисциплины), которые позволяют изменять глубину и направленность обучения, быстро реагировать на запросы участников образовательного процесса, работодателей и рынка труда.

Для достижения более высоких результатов обучения мы сформировали не только модульные образовательные программы, но и модульные учебные планы, привели в соответствие учебные дисциплины. Содержание обучения выстроили в автономные организационно-методические модули. Набор модулей, их содержание, объем и сочетание варьируются в зависимости от дидактических целей, специализации и уровня обучения, а также обеспечивают должную степень гибкости и свободы в отборе учебного материала обучающимися, выборе индивидуальной образовательной траектории и достижения целей обучения. Основываясь на принципе преемственности дисциплин, мы выстраивали модульную образовательную программу с делением на семестры, на обязательный и элективный компоненты, общеобразовательные, базовые, и профилирующие дисциплины, включая практику. При составлении модульной образовательной программы мы исходили из требований Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения, утвержденных МОН РК, в соответствии с которыми модули подразделяются на следующие виды:

1)                общие модули, включающие общеобразовательные и базовые дисциплины, формирующие общеобразовательные компетенции, напрямую не связанные со специальностью, а также социально-этические, культурные, экономические и организационно-управленческие компетенции;

2)                модули специальности, включающие дисциплины циклов БД и профилирующих дисциплин, составляющие основу специальности и направленные на формирование общепрофессиональных и специальных компетенций в рамках конкретной образовательной программы;

3)                дополнительные модули, выходящие за рамки квалификации, включающие циклы дисциплин, не относящиеся к специальности и направленные на формирование дополнительных компетенций [3].

В соответствии с данными Правилами один модуль состоит из одной или нескольких дисциплин больших по объему (3 и более кредитов Республики Казахстан или 5 и более кредитов ECTS) и завершенных по времени и содержанию [3]. Дисциплины по содержанию являются родственными, смежными, взаимно дополняют друг друга, обеспечивают преемственность учебной программы. Такой подход обеспечивает междисциплинарность модуля и его направленность на формирование широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля. Описание модуля также построено в соответствии с требованиями Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения [3].

Модульный подход обеспечивает поэтапное освоение учебной программы в течение 8 семестров продолжительностью 15 недель каждый. Учебная нагрузка студентов состоит из лекций, семинаров, консультаций (контактные виды занятий), самостоятельной внеаудиторной работы, учебной и профессиональной практик. В процессе освоения модулей студенты приобретают профессиональные компетенции, связанные с формированием методологических принципов мышления в ходе изучения дисциплин историко-социального, коммуникативного, естественнонаучного, экономико-правового и социально-гуманитарного модулей. Теоретические знания и практические навыки по профилю подготовки студенты приобретают в процессе изучения базовых, профилирующих дисциплин и педагогической практики, входящих в пропедевтический, педагогический, психологический, профессионально-педагогический и профессионально-психологический, интерактивно-исследовательский, методический и др. модули.

К примеру, в содержание образовательной программы и модульного учебного плана по специальности 5В0101000 — «Дошкольное обучение и воспитание», разработанного ЧУ «Академия «Болашак», входит 17 модулей, состоящих из 3–5 родственных, смежных дисциплин, которые обеспечивают преемственность учебной программы. Модули состоят из образовательных блоков: историко-социальный, коммуникативный, естественнонаучный, экономико-правовой, профессионально-педагогический, интерактивно-исследовательский и др., представляющие собой профессионально значимые действия. Смежные дисциплины обеспечивают междисциплинарность модуля и направлены на формирование широкого спектра необходимых компетенций, выходящих за рамки одного модуля. Каждый отдельно взятый модуль учебного плана и образовательной программы ориентирован на достижение определенного результата обучения, то есть компетентности.

Модульное обучение предполагает реализацию не только модульной образовательной программы, но и модульного учебного плана и комплекта модульных программ учебных дисциплин. Разделение учебного плана на модули позволяет облегчить трансферт знаний, а наличие выборных модулей способствует формированию гибкой траектории обучения.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию модульных учебных планов и модульных образовательных программ, привлекаем работодателей, которые вносят свои предложения по включению элективных дисциплин в структуры модульных образовательных программ.

 

Литература:

 

  1.              Болонский процесс: середина пути. М.: ИЦПКПС, 2005. — 378 с.
  2.              Закирова Г. Д., Наренова М. Н., Кеншинбай Т. И., Усенбаева Г. Д. и др. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий. — Алматы, 2009.-120 с.
  3.              Правила организации учебного процесса при кредитной технологии обучения, утвержденные приказом Министра образования и науки Республики Казахстан № 152 от 20 апреля 2011 г. //atu.kz
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, модуль, образовательная программа, учебный процесс, ECTS, дисциплина, кредитная технология обучения, модульная образовательная программа, учебный план, Болонская Декларация.

Похожие статьи

Инновационные модели обучения в медицинском колледже «Болашак»

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Похожие статьи

Инновационные модели обучения в медицинском колледже «Болашак»

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Реализация межпредметных связей в рамках изучения дисциплин «Литература» и «Музыкальная литература» в Бузулукском музыкальном колледже

Применение электронных учебников и интерактивных пособий УМК «Перспективная начальная школа» в учебном процессе для достижения метапредметных результатов

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Задать вопрос