Социальная адаптация неслышащих школьников путем проведения сюжетно-ролевых игр. Конспект сюжетно-ролевой игры «У врача»
Автор: Фисенко Елена Фёдоровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.
Дата публикации: 30.01.2016
Статья просмотрена: 655 раз
Библиографическое описание:
Фисенко, Е. Ф. Социальная адаптация неслышащих школьников путем проведения сюжетно-ролевых игр. Конспект сюжетно-ролевой игры «У врача» / Е. Ф. Фисенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/673/ (дата обращения: 16.11.2024).
Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества, к общественно полезной деятельности.
Игра — это воспроизведение детьми при помощи ролей и использования игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок познает мир, овладевает нормами нравственного поведения. Игры содействуют сближению детей, раскрепощению, формированию детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является условием всестороннего развития глухих детей. Без правильного руководства со стороны педагога игры глухих детей бедны по содержанию, однообразны, механически повторяют одни и те же действия. Это происходит потому, что восприятие мира глухими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. В ходе подготовки к игре педагог должен подобрать игровые атрибуты, отобрать словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Весь речевой материал должен быть на табличках или написан на доске. Детям нужно показать все игровые возможности каждой роли, действия, которые должен производить играющий, диалоги с другими участниками игры. В процессе игры дети выбирают себе роль. Чтобы речевой материал не был забыт в дальнейшем, его необходимо записать в тетрадь, чтобы ребята могли обратиться к нему в дальнейшем, восстановить в памяти.
Вот разработка сюжетно-ролевой игры «У врача». Цель её — закрепить навыки речевого общения, воспитывать культуру поведения в кабинете врача.
Оборудование: коробки из-под лекарств, пузырьки с надписями: йод, зелёнка, капли, микстура, вата, бинт, витамины, нарисованный на картоне, градусник, мазь, таблички со словарём и диалогом.
- Организационный момент: Поздоровайтесь. (Здравствуйте). Сядьте.
— Как ты слышишь? (Я слышу хорошо \ плохо.)
— Какое сейчас занятие? (Сюжетно-ролевая игра)
— Что мы будем делать на занятии? (Мы будем делать речевую зарядку, читать, слушать и говорить, играть)
— Как называется игра? (У врача)
- Речевая зарядка:
— Говорим слоги: АКА АКА АГА АГА
АКАКО АГАГО
КУКАГА
— Говорим слова: горло, нога, рука, капли.
— Говорим предложение: У меня болит рука.
— Что мы делали? (Мы делали речевую зарядку)
- Словарная работа:
— Будем читать слова и предложения.
Врач, больной, таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины.
У Саши болит горло. Саша болеет.
— Саша должна идти к врачу. Ребята, а что есть у врача? (У врача есть …. (таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины))
— Что спрашивает врач, когда приходит больной? (Как тебя зовут? Что у тебя болит?)
Читаем на табличках: Открой рот. Покажи язык. Выпей таблетку. Прополощи горло, рот. Сейчас помажу руку, ногу.
— Что отвечает больной? (Меня зовут ….. У меня болит ….)
- Слуховое восприятие.
— Будем слушать и говорить. (Все вопросы произносятся за экраном.)
— Саша, у тебя болит рука? (Да. У меня болит рука. Нет. У меня не болит рука.)
— Маша, у тебя болит горло?
— Толя, у тебя болит живот?
— Лёша, у тебя болит нога?
— Магомед, у тебя болит голова?
- Игра «У врача».
— Давайте выберем. Кто будет врачом? (Я буду врачом.) Толя будет врачом.
— Кто будет больной? (Я — больной.)
— Что у тебя болит? (У меня болит ….) Делаем повязку на больное место.
Больной: Здравствуйте.
Врач: Здравствуй. Как тебя зовут?
Больной: Меня зовут ….
Врач: Что у тебя болит?
Больной: У меня болит …. (Показывает на больное место)
Врач: (выбирает нужную фразу для диалога в зависимости от болезни):
Сейчас помажу руку, ногу. Открой рот. Покажи язык. Измерь температуру. Прополощи горло. Выпей таблетку.
- Итог занятия:
— Что мы делали? (Мы играли.)
— Как называется игра? (У врача)
— Кто был врачом? Кто был больной?
Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагога, сюжетно-ролевые игры принесут глухим школьниками неоценимую пользу для успешной социализации и адаптации в мире слышащих людей.
Литература:
- Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб.пособие. — М.: «Академия», 2002.
- Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева
- «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.