Социальная адаптация неслышащих школьников путем проведения сюжетно-ролевых игр. Конспект сюжетно-ролевой игры «У врача» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (6) февраль 2016 г.

Дата публикации: 30.01.2016

Статья просмотрена: 655 раз

Библиографическое описание:

Фисенко, Е. Ф. Социальная адаптация неслышащих школьников путем проведения сюжетно-ролевых игр. Конспект сюжетно-ролевой игры «У врача» / Е. Ф. Фисенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/673/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Под социализацией подразумевается процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. Преодолеть социальные последствия слухового дефекта глухих детей, также добиться их социальной адаптации можно лишь своевременно подготавливая их к активному и посильному участию в жизни общества, к общественно полезной деятельности.

Игра — это воспроизведение детьми при помощи ролей и использования игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношений. Из всех видов игр наиболее благоприятно влияют на развитие детей сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок познает мир, овладевает нормами нравственного поведения. Игры содействуют сближению детей, раскрепощению, формированию детского коллектива. Сюжетно-ролевая игра является условием всестороннего развития глухих детей. Без правильного руководства со стороны педагога игры глухих детей бедны по содержанию, однообразны, механически повторяют одни и те же действия. Это происходит потому, что восприятие мира глухими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. В ходе подготовки к игре педагог должен подобрать игровые атрибуты, отобрать словарь, который необходим для проведения игры и примерный диалог, который будут произносить дети в ходе общения по сюжету игры. Весь речевой материал должен быть на табличках или написан на доске. Детям нужно показать все игровые возможности каждой роли, действия, которые должен производить играющий, диалоги с другими участниками игры. В процессе игры дети выбирают себе роль. Чтобы речевой материал не был забыт в дальнейшем, его необходимо записать в тетрадь, чтобы ребята могли обратиться к нему в дальнейшем, восстановить в памяти.

Вот разработка сюжетно-ролевой игры «У врача». Цель её — закрепить навыки речевого общения, воспитывать культуру поведения в кабинете врача.

Оборудование: коробки из-под лекарств, пузырьки с надписями: йод, зелёнка, капли, микстура, вата, бинт, витамины, нарисованный на картоне, градусник, мазь, таблички со словарём и диалогом.

  1. Организационный момент: Поздоровайтесь. (Здравствуйте). Сядьте.

— Как ты слышишь? (Я слышу хорошо \ плохо.)

— Какое сейчас занятие? (Сюжетно-ролевая игра)

— Что мы будем делать на занятии? (Мы будем делать речевую зарядку, читать, слушать и говорить, играть)

— Как называется игра? (У врача)

  1. Речевая зарядка:

— Говорим слоги: АКА АКА АГА АГА

АКАКО АГАГО

КУКАГА

— Говорим слова: горло, нога, рука, капли.

— Говорим предложение: У меня болит рука.

— Что мы делали? (Мы делали речевую зарядку)

  1. Словарная работа:

— Будем читать слова и предложения.

Врач, больной, таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины.

У Саши болит горло. Саша болеет.

— Саша должна идти к врачу. Ребята, а что есть у врача? (У врача есть …. (таблетки, вата, бинт, йод, мазь, капли, микстура, градусник, зелёнка, витамины))

— Что спрашивает врач, когда приходит больной? (Как тебя зовут? Что у тебя болит?)

Читаем на табличках: Открой рот. Покажи язык. Выпей таблетку. Прополощи горло, рот. Сейчас помажу руку, ногу.

— Что отвечает больной? (Меня зовут ….. У меня болит ….)

  1. Слуховое восприятие.

— Будем слушать и говорить. (Все вопросы произносятся за экраном.)

— Саша, у тебя болит рука? (Да. У меня болит рука. Нет. У меня не болит рука.)

— Маша, у тебя болит горло?

— Толя, у тебя болит живот?

— Лёша, у тебя болит нога?

— Магомед, у тебя болит голова?

  1. Игра «У врача».

— Давайте выберем. Кто будет врачом? (Я буду врачом.) Толя будет врачом.

— Кто будет больной? (Я — больной.)

— Что у тебя болит? (У меня болит ….) Делаем повязку на больное место.

Больной: Здравствуйте.

Врач: Здравствуй. Как тебя зовут?

Больной: Меня зовут ….

Врач: Что у тебя болит?

Больной: У меня болит …. (Показывает на больное место)

Врач: (выбирает нужную фразу для диалога в зависимости от болезни):

Сейчас помажу руку, ногу. Открой рот. Покажи язык. Измерь температуру. Прополощи горло. Выпей таблетку.

  1. Итог занятия:

— Что мы делали? (Мы играли.)

— Как называется игра? (У врача)

— Кто был врачом? Кто был больной?

Таким образом, при правильном руководстве со стороны педагога, сюжетно-ролевые игры принесут глухим школьниками неоценимую пользу для успешной социализации и адаптации в мире слышащих людей.

 

Литература:

 

  1. Богданова Т. Г. «Сурдопсихология: Учеб.пособие. — М.: «Академия», 2002.
  2. Журнал Дефектология, 2004г. № 2 «Социальное развитие детей с нарушением слуха» Т. В. Плахова, Л. В. Дмитриева
  3. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха». Сост. Астафьева В. М. — М.: АПК и ПРО, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): врач, больной, речевая зарядка, больное место, горло, игра, правильное руководство, речевой материал, рука, Сюжетно-ролевая игра.

Похожие статьи

Конспект физкультурной сюжетно-ролевой игры «Путешественники» с детьми дошкольного возраста (младшая группа)

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе «Больница»

Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы. Квест-игра «Грачи прилетели»

Конспект квеста по формированию элементарных математических представлений «В поисках сокровищ на острове «Форт Боярд» для детей старшей группы

Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой»

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Пиццмейкер» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект квест-игры для детей старшей группы по профориентации «В мире профессий»

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Похожие статьи

Конспект физкультурной сюжетно-ролевой игры «Путешественники» с детьми дошкольного возраста (младшая группа)

Конспект сюжетно-ролевой игры в младшей группе «Больница»

Конспект познавательной деятельности для детей старшей группы. Квест-игра «Грачи прилетели»

Конспект квеста по формированию элементарных математических представлений «В поисках сокровищ на острове «Форт Боярд» для детей старшей группы

Конспект игровой обучающей ситуации по развитию эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста «Путешествие с Узнавайкой»

Сценарий сюжетно-ролевой игры «Пиццмейкер» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект квест-игры для детей старшей группы по профориентации «В мире профессий»

Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры детей средней группы (обобщение опыта)

Задать вопрос