Влияние личностных факторов на профессиональное выгорание у учителей | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогическая психология

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Голик, Т. А. Влияние личностных факторов на профессиональное выгорание у учителей / Т. А. Голик. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8312/ (дата обращения: 16.10.2024).



Ключевые слова: профессиональное выгорание, учитель, образовательная сфера, обратная связь, образовательный сегмент, профессиональное выгорание учителей.

В нашей современной общественной среде педагогическая деятельность очень важна. К сожалению, в последнее время наблюдается снижение интереса к профессии учителя, возможно из-за высокого уровня стресса и усталости, испытываемой ими в рабочее время. Эта проблема известна как профессиональное выгорание.

В свете этого, многие исследователи заботятся о том, какие личностные свойства способствуют выживанию из ситуации профессионального выгорания. Исследования в области психологии и социологии показывают, что разную роль играют различные личностные факторы, такие как психологическая устойчивость или неадаптивное поведение.

Личностные факторы, влияющие на развитие профессионального выгорания у учителей — это одна из ключевых проблем, с которой сталкиваются сегодня не только отдельные педагоги, но и весь образовательный сегмент в целом.

Одним из таких важных личностных предикторов является выраженная склонность к перфекционизму. Многие учителя стремятся достичь максимального результата в работе и успешности, и для них очень важно получать признание своих учеников и коллег. Однако, это может приводить к сильному давлению на себя, идеальным, но недостижимым целям, что, в свою очередь, способствует возникновению стресса и развитию профессионального выгорания.

Еще один фактор, влияющий на возникновение профессионального выгорания у учителей — это несоответствие между личностью и профессией. Часто учителя приходят в образовательный сегмент не по-своему изначальному желанию, а под влиянием обстоятельств или семейного влияния. Такое несоответствие может вести к невыполнимым ожиданиям и неудовлетворенности собственной жизнью и профессией.

Кроме того, многие учителя подвержены чрезмерной эмоциональной нагрузке — они часто находятся в условиях постоянного стресса, что может привести к чувству отчаяния и беспомощности. Часто учителя сталкиваются с конфликтами, напряженными отношениями, эмоциональным выгоранием учащихся и т. д., что приводит к сильному эмоциональному напряжению.

Исследования также показывают, что частой причиной профессионального выгорания учителей является недостаток обратной связи и мотивации. Отсутствие признания и поддержки со стороны коллег, руководства, родителей может вызывать чувство разочарования и невыполненности. Психологическая поддержка со стороны руководства и коллег может помочь в борьбе с профессиональным выгоранием у учителей.

Большое значение также имеет личностная способность эффективно управлять эмоциями и стрессом. Высокая регуляция эмоций, оптимизм, жизнерадостность, чувство юмора — это качества, которые могут помочь учителю легче справляться с негативными аспектами своей профессиональной деятельности.

Таким образом, личностные факторы играют большую роль в возникновении профессионального выгорания учителей. Это может быть вызвано кризисом в личной жизни, психологическим состоянием, несоответствующей мотивацией, давлением на свою персона, а также недостатком обратной связи. Развитие сопутствующих качеств, таких как эмоциональная устойчивость и эффективная регуляция, может помочь в легком справлении с трудностями, вызванными профессиональным выгоранием у учителей.

Анализ личностных факторов играет важную роль в предотвращении профессионального выгорания у учителей. Существует ряд методов, которые могут помочь предупредить данную проблему. Регулярное общение с психологом поможет лучше понимать свои эмоции и управлять ими. Также важно получать обратную связь и поддержку со стороны руководства и коллег, чтобы учителя чувствовали себя ценными и важными членами команды.

Например, компания Teach For America (TFA) предоставляет своим учителям программу поддержки, которая включает в себя обязательный отдых, тренинги для управления эмоциями и индивидуальные консультации с психологом.

В целом, понимание личностных предикторов и использование превентивных методов могут помочь предотвратить профессиональное выгорание у учителей. Это позволит сохранить здоровье и эффективность работников образовательной сферы, что положительно отразится на качестве образования.

В заключении можно отметить, что профессиональное выгорание — это серьезная проблема в образовательной сфере, которая может оказать негативное влияние как на учителей, так и на их учеников. Однако, психологические аспекты данной проблемы могут быть изучены и использованы для ее предотвращения.

В целом, понимание личностных предикторов и использование превентивных методов могут помочь предотвратить профессиональное выгорание у учителей. Это может привести к сохранению здоровья и эффективности работников образовательной сферы, что в свою очередь положительно отразится на качестве образования. Важно продолжать изучать данную проблему и разрабатывать новые методы для предотвращения профессионального выгорания.

Литература:

1. Maslach, C., & Leiter, M. P. (2016). Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World psychiatry: official journal of the World Psychiatric Association (WPA), 15(2), 103–111.

2. Schaufeli, W. B., Leiter, M. P., & Maslach, C. (2009). Burnout: 35 years of research and practice. Career Development International, 14(3), 204–220.

3. Flett, G. L., & Hewitt, P. L. (2014). Perfectionism and the five-factor model of personality. In Encyclopedia of quality of life and well-being research (pp. 4592–4595). Springer Netherlands.

4. Adachi, Y., & Sato, M. (2013). Perfectionism and work-related burnout among nurses. Journal of occupational health, 55(3), 216–224.

5. Hakanen, J. J., Bakker, A. B., & Schaufeli, W. B. (2006). Burnout and work engagement among teachers. Journal of school psychology, 43(6), 495–513.

6. Roeser, R. W., Schonert-Reichl, K. A., & Jha, A. (2016). Mindfulness training and reductions in teacher stress and burnout: Results from two randomized, waitlist‐control field trials. Journal of educational psychology, 108(5), 742–757.

7. Teach For America. (2019). Supporting Corps Members’ Well-Being. Retrieved from https://www.teachforamerica.org/our-organization/supporting-corps-members-well-being

Ключевые слова

учитель, профессиональное выгорание, обратная связь, образовательная сфера, образовательный сегмент, профессиональное выгорание учителей

Похожие статьи

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

К вопросу о влиянии родителей на адаптационный процесс школьников среднего звена

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Понимание специфики ранней профориентации

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Похожие статьи

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Формирование мотивационной сферы обучающихся в образовательном процессе

Педагогическое взаимодействие в структуре профессиональной деформации

В статье рассматривается феномен профессиональной деформации педагогических работников общего образования. Обсуждается детерминанта педагогического общения в структуре профессиональной деформации педагогов.

К вопросу о влиянии родителей на адаптационный процесс школьников среднего звена

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления

Роль школы и семьи в вопросах адаптации учащихся среднего школьного звена

Влияние личностных характеристик педагогов общеобразовательных учреждений на их профессиональное выгорание

Статья посвящена исследованию влияния личностных характеристик на профессиональное выгорание педагогов. Выявлено, что на развитие профессионального выгорания влияют такие черты характера педагога, как робость, наивность, несамостоятельность и раздраж...

Понимание специфики ранней профориентации

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Задать вопрос