Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ
Автор: Туманова Наталия Ивановна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 10.05.2023
Статья просмотрена: 23 раза
Библиографическое описание:
Туманова, Н. И. Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ / Н. И. Туманова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8341/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важность и востребованность цифровизации образовательного процесса обусловлена потребностью адаптации системы профессионального образования и обучения к запросам цифровой экономики и цифрового общества, формирование которых — массовые тренды нынешней эпохи. Устройство цифровой экономики и цифрового образования — ценные приоритеты государственной политики Российской Федерации. Активный переход от аналоговых информационных технологий к цифровым в науке, технике, производстве, быту привел к скачку в развитии всех областей современного общества. [1, с. 10]
В результате произошло изменение информационного взаимодействия в сфере образования. Возникла возможность незамедлительной обратной связи во взаимодействии преподавателя и воспитанника. Изменились форматы и структура представления учебного материала и контроля знаний. Одним из факторов, порождающим потребность в построении цифрового образовательного процесса профессионального образования и обучения, выступает становление цифрового поколения (новое поколение обучающихся, имеющее особые социально-психологические характеристики). Основными, но не единственными средствами цифровой дидактики в обучении, обеспечивающие достижение поставленных целей, являются цифровые педагогические технологии. [3, с.67]
Цифровые педагогические технологии могут обеспечить практически все направления обучения, в том числе: по содержанию, по скорости освоения учебного материала, по уровню сложности, по способу подачи материала, по форме организации учебной деятельности, по составу учебной группы, по количеству повторений, по степени внешней помощи, по степени открытости и прозрачности для других участников образовательного процесса и т. д. Военно-профессиональная ориентация — это система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на формирование у суворовцев психологической готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии офицера в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями и с учётом имеющихся потребностей в специалистах различного профиля.
В условиях Уссурийского суворовского военного училища предпрофильная и профильная подготовка проводится в рамках военно-профессиональной ориентации, целью которой является осмысленный выбор суворовцами своей будущей военной профессии. Но это сухие слова теории, а на практике чтобы поступить в желаемый вуз и осуществить свою мечту стать военным, суворовцам необходима информация для выбора дальнейшего профиля обучения, которая должна быть глубокой, доступной и своевременной. В современных условиях умение педагогов применять на практике компьютерные технологии в своей деятельности играет огромную роль в деле военно-профессиональной ориентации. Причем, необходимо отметить, что было бы слишком мало использовать только один какой-то инструмент технологий. [2, с. 13] Поэтому в практике училища проводятся мероприятия различных форм организации в рамках проекта «Профессия — Родину защищать». Для реализации данного проекта применялись следующие цифровые продукты:
1. Создание электронных презентаций, используемых во внеурочной деятельности на классных часах, тематических встречах, созданиях информационных буклетов;
Под электронной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления. Разработка, создание и использование презентаций в образовательном процессе имеет много оснований, связанных, в первую очередь, с эффективностью обучения и стимулированием учебно-познавательной деятельности обучающихся. Электронные презентации сейчас создаются на базе программного продукта Microsoft PowerPoint, входящего в пакет офисных программ. Обязательным условием создания электронной презентации является наличие иллюстративного материала. Очень оживляют мероприятие аудио- и видеофрагменты.
В разработку презентации входит:
— определение концепции (идеологии, цели);
— разработка структуры презентации;
— разработка дизайна презентации
— обработка исходных материалов (сканирование, набор текстов, подбор графических материалов, оцифровка видео и т. п.);
— программирование интерфейса, поисковой системы.
Главное преимущество электронных презентаций — собрав однажды всю информацию воедино, вы комплексно и масштабно заявляете качественно и максимально эффективно.
2. Работа с видеоредакторами, при создание сюжетных видеороликов о родах войск Вооруженных сил Российской Федерации, информационных роликов на классные часы, при создании буктрейлеров;
Видеоредактор — программа, включающая в себя набор инструментов, которые позволяют осуществлять нелинейный монтаж видео- и звуковых файлов. Кроме того, большинство видеоредакторов позволяют создавать и накладывать титры, осуществлять цветовую и тональную коррекцию изображения, микшировать звук и создавать спецэффекты. Массовое «цифровое видео» еще очень и очень молодо, — это можно ощутить, глянув на линейку программ для работы с видеоинформацией. Здесь вы не найдете такого количества shareware-программ и недорогих «домашних» редакторов, как в других сегментах софтового рынка, а майка лидера по-прежнему остается за мощными (и дорогими) профессиональными пакетами. Именно к этой категории относится подавляющее большинство популярных программ для обработки видео. Точнее, дело обстоит несколько иначе. Каждая из этих программ — настоящий комбайн, который может отвечать за все необходимые функции: захват изображения, его редактирование, монтаж клипов, наложение спецэффектов, и, наконец, сохранение готового фильма и нужном формате. Разница лишь в соотношении этих функций: одна программа гораздо больше подходит в качестве редактора, вторая интереснее для монтажа, третья — для наложения спецэффектов.
3. Работа с вспомогательными программами, для улучшения качества звука и изображения, съёмка видео и фотоматериала суворовцами и воспитателями для создания базы данных;
Частенько случается так, что вроде бы аудио функционал на компьютере работает нормально, однако, либо динамики слабые, либо сам видеоролик низкого качества в смысле звука, — видео звучит очень слабо; невозможно слушать. Усиление звука на компьютере, ноутбуке — для этого существуют некоторые варианты. Сторонний софт — программы для усиления звука. Их довольно много, но не все приводят к какому-то приличному результату.
4. Создание интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой с помощью веб-сервиса Prezi.com.
Prezi.com — это веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Сервис для создания презентаций Prezi.com предлагает большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, графики и др. Сервис для создания презентаций Prezi.com предлагает большое количество возможностей для визуализации презентаций, посредством использования видеоматериалов, графики и др. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов).
Литература:
- Блинов В. И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. — Москва: Изд. «Перо», 2019 — с.6,12–13
- Положение об организации образовательной деятельности с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. — Уссурийск: ФГКОУ «Уссурийское СВУ МО РФ», 2020 — с.2–5
- Словарь терминов и понятий цифровой дидактики авт.-сост.: Ломовцева Н. В., Заречнева К. М., Ушакова О. В., Ярина С. Ю., — Екатеринбург 2021- с.4–5