Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей
Автор: Хачатрян Эвелина Арртуровна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 13.05.2023
Статья просмотрена: 18 раз
Библиографическое описание:
Хачатрян, Э. А. Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей / Э. А. Хачатрян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8365/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности реальных работодателей. А также какими навыками должны обладать выпускники с точки зрения работодателя.
Ключевые слова: работодатель, профессиональная подготовка, трудоустройство, специалист, потребность, эффективность, результат.
Об острой необходимости пересмотра подходов в подготовке рабочих кадров власть и общественность говорят не первый год. Время требует использования инновационных технологий, новых материалов, увеличения производительности труда, высоких темпов возведения объектов. В настоящее время проблемой современной рыночной экономики является нехватка талантливых молодых специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Можно констатировать, что работодатели испытывают большую потребность в высококвалифицированных рабочих, однако сложившаяся в регионе система подготовки и переподготовки кадров не соответствует формирующемуся спросу. Наблюдается нехватка квалифицированных специалистов и рабочих высокой квалификации. Уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда устраивает работодателей. Многие выпускники вынуждены работать не по полученным специальностям. С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. [1]
Основными причинами, сдерживающими эффективное трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования, являются:
— отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;
— кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в основном на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;
— отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры;
— завышенная самооценка своего профессионально-квалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.
Несоответствие качественных характеристик, квалификационно-профессиональных навыков трудовых ресурсов требованиям работодателей во многом обуславливается тем, что заказчиком системы образования выступают в подавляющем большинстве население, родители, которые психологически понимают ситуацию на рынке труда.
В результате на рынке труда создается ситуация, когда, с одной стороны, невозможно удовлетворить потребность организаций в работниках определенных профессий и специальностей, с другой — появляются устойчивые группы населения, испытывающие сложности в трудоустройстве. Особенно в сложном положении оказываются выпускники учебных заведений профессионального образования, получившие невостребованные профессии и специальности и не нашедшие работу в самом начале своей трудовой деятельности. [2, с.12]
Рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Для повышения качества профессиональной подготовки, удовлетворение текущих и перспективных потребностей в высококвалифицированных рабочих кадрах необходимо ставить следующие задачи:
— развивать материально-техническую базу учебного заведения совместно с социальными партнерами;
— внедрять в профессиональную подготовку студентов передовые приемы и методы организации труда;
— заинтересовать социальных партнеров совместно планировать направления взаимодействия в подготовке рабочих кадров;
— повышать у студентов мотивацию к учению, освоению профессии (специальности);
Наиболее остро стоящие вопросы в подготовке рабочих кадров для современного производства:
— каким требованиям должен удовлетворять специалист, чтобы он был конкурентоспособен и востребован?
— как подготовить конкурентоспособного специалиста, не имея высокотехнологичного оборудования, на котором он должен будет в дальнейшем работать?
Основная цель, преследуемая работодателем, заключается в повышении эффективности своей деятельности. При этом под эффективностью можно понимать не только прибыль, но и выполнение социально значимых функций, возможно не ориентированных на получение прибыли.
С точки зрения работодателя, выпускники должны обладать:
— достаточными практическими и теоретическими знаниями и навыками, для того чтобы обеспечить высокую производительность труда, снизить непроизводительные затраты предприятия на дополнительное обучение и переподготовку кадров;
— развитыми профессиональными качествами, необходимыми для выполняемой ими работы (инициативность, организаторские способности, способность принимать управленческие решения и т. д.);
— высокой работоспособностью, что предполагает наличие крепкого здоровья и высокой физической выносливости.
Образовательное учреждение заинтересовано в качестве подготовки специалистов. Им необходимо обеспечить, по возможности, как можно более высокий уровень всех компетенций специалистов. Таким образом, решающая роль в формировании конкурентоспособности молодых специалистов принадлежит системе образования.
В настоящее время образовательные учреждения сходятся во мнении, что работодателей надо активнее привлекать к участию в прогнозировании потребности в рабочей силе, что подразумевает более тесное их взаимодействие с профессиональными образовательными учреждениями. Однако такое сотрудничество не должно сводиться лишь к формированию требований к уровню подготовки, а включать и финансовую поддержку данного процесса, помощь в укреплении учебно-материальной базы. [2, с. 34]
Это позволит учитывать специфику предприятий и применяемого там оборудования при обучении студентов, использовать их производственную базу для проведения практики. Целенаправленная подготовка кадров повысит заинтересованность работодателя в укреплении учебно-материальной базы конкретного учебного заведения и комплектовании групп обучения. [4]
Таким образом, условия рыночной экономики в России, связанные со всё более возрастающей конкуренцией как на рынке труда, так и на рынке образовательных услуг, поставили учебные заведения перед необходимостью не только давать специалистам профессиональное образование, но и серьезно заниматься вопросами трудоустройства и будущей карьеры. Образовательные учреждения переходят к позиции ответственности перед своими выпускниками за успешность их профессиональной жизни.
Литература:
- http://www.aup.ru/books/m1523/1.htm (Дата обращения: 24.03.2023)
- Кязимов К. Г. Рынок труда и занятость населения // 4-е издание, Москва, 2022
- https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35102 (Дата обращения: 27.03.2023)
- https://core.ac.uk/download/pdf/42052684.pdf (Дата обращения: 27.03.2023)
Ключевые слова
трудоустройство, работодатель, профессиональная подготовка, эффективность, потребность, специалист, результатПохожие статьи
Социально-психологические условия развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы
В статье рассматривается понятие управленческих компетенций и определяются социально-психологические условия для их развития. Какими навыками должен обладать технический сотрудник ИТ-отдела, чтобы стать достойным управленцем и какие условия необходим...
Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг
В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях
В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы
Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...
Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда
На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...
Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов
В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...
Совершенствование системы мотивации работников филиала ООО «Риквэст-Сервис», г. Владивосток
В работе представлены теоретические сведения по проблеме мотивации персонала организации, а также выявлены основные проблемы в системе мотивации ООО «Риквэст-Сервис», разработан проект новой системы мотивации персонала.
Похожие статьи
Социально-психологические условия развития управленческих компетенций сотрудников ИТ-сферы
В статье рассматривается понятие управленческих компетенций и определяются социально-психологические условия для их развития. Какими навыками должен обладать технический сотрудник ИТ-отдела, чтобы стать достойным управленцем и какие условия необходим...
Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг
В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся
В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...
Особенности адаптации персонала в образовательных учреждениях
В статье рассматривается проблема адаптации персонала в учебных заведениях. Проанализированы объективные и субъективные факторы, которые влияют на успешную профессиональную адаптацию работников сферы образования. Рассматривается специфика работы в ра...
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Особенности профессиональной адаптации специалистов социальной сферы
Раскрываются вопросы сущности и характеристик профессиональной адаптации, особенностей данного процесса у молодых работников социальной сферы. Представлены результаты опроса выпускников факультета социального образования Челябинского государственного...
Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда
На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...
Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов
В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению ...
Совершенствование системы мотивации работников филиала ООО «Риквэст-Сервис», г. Владивосток
В работе представлены теоретические сведения по проблеме мотивации персонала организации, а также выявлены основные проблемы в системе мотивации ООО «Риквэст-Сервис», разработан проект новой системы мотивации персонала.