Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития
Автор: Плеханова Валентина Владимировна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 17.05.2023
Статья просмотрена: 738 раз
Библиографическое описание:
Плеханова, В. В. Формирование жизненных компетенций у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития / В. В. Плеханова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 37-41. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8379/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматривается вопрос формирования жизненных компетенций у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Ключевые слова: жизненные компетенции, дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, онтогенетический принцип.
В последние годы происходят значительные изменения в системе специального (коррекционного) образования. Федеральным Государственным образовательным стандартом, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1598 (далее — ФГОС), предусматривается включение всех детей, вне зависимости от степени тяжести нарушений, в образовательное пространство.
Каждая содержательная область образования детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя два компонента: «академический» и компетентностный (формирование жизненной компетенции).
«Академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с нарушением интеллекта как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что ребенок впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного необходимые ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с нарушением интеллекта как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни.
Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружающим в настоящем, то есть психосоциальное развитие [4].
В силу своих психофизических особенностей дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития (далее — ТМНР) не способны в полной мере освоить академические навыки, следовательно, на первый план выступает необходимость формирования жизненных навыков.
Основной целью работы с детьми, имеющими тяжёлые множественные нарушения развития, является повышение качества их жизни. Это значит, что усилия должны быть направлены на то, чтобы ребенок стал более самостоятельным, независимым и адаптированным к окружающей среде [1].
Процесс формирования жизненных компетенций у детей с ТМНР осуществляется поэтапно [3], а обучение данным навыкам должно быть системным и базироваться на следующих принципах:
– онтогенетический принцип: последовательное овладение элементарными социально-бытовыми навыками в онтогенезе;
– принцип единства диагностики и коррекции: обучение строится на основе диагностики, оценки потенциальных возможностей ребенка. Полученные промежуточные результаты позволяют скорректировать программу обучения для получения более эффективного результата;
– принцип практической направленности обучения: обучение осуществляется в естественных условиях в процессе выполнения бытовых действий;
– принцип развития: постановка задач, организация коррекционной деятельности осуществляется с учётом зоны ближайшего развития ребенка;
– принцип учета индивидуальных особенностей ребенка и структуры его нарушения;
– принцип выбора оптимальной формы взаимодействия: позволяет наиболее полно раскрыть возможности ребенка в овладении им каждой операцией. Учет средств и способов коммуникации, доступных конкретному ребенку для общения и восприятия передаваемого взрослым опыта делает процесс обучения жизненным навыкам наиболее эффективным.
Для формирования жизненных компетенций у детей с ТМНР разработан методический комплекс «Шаг в будущее» (Рисунок 1).
Основные задачи:
- Повышение качества жизни и самостоятельности детей с ТМНР.
- Развитие навыков самообслуживания и социально-бытового ориентирования через коррекционно-развивающую деятельность.
- Развитие навыков адаптации и ориентировки в социальных объектах.
Рис. 1. Методический комплекс «Шаг в будущее»
Данный методический комплекс включает в себя 3 направления:
– «Я сам!», развитие навыков самообслуживания: умение самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетом, соблюдать гигиенические навыки. Для детей с низким уровнем интеллекта, данные навыки становятся ключевыми.
– «Удивительный дом», развитие бытовых компетенций, необходимых для самостоятельной жизни. Закрепление данных навыков позволяет детям быть мобильными в домашних условиях.
– «Город возможностей», направленный на развитие навыков социальной адаптации и ориентировки в социальных объектах.
В каждом из направлений материал построен по онтогенетическому принципу, от простого к сложному. Он полностью систематизирован, определены основные коррекционно-развивающие задачи, подобран дидактический материал для их решения, прописаны выполняемые упражнения, а также критерии оценки формируемых жизненных навыков.
Жизненные компетенции, формируемые у детей с ТМНР при помощи методического комплекса, представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Направления |
Коррекционно-развивающие задачи |
Формируемые жизненные компетенции |
«Я сам!» |
1. Развитие навыка ориентации в схеме собственного тела. 2. Развитие моторных навыков. 3. Развитие временных представлений. 4. Развитие навыка планирования действий. |
1) Умеет застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, расшнуровывать и зашнуровывать ботинок. 2) Знает предметы одежды, их назначение, умеет одеваться и раздеваться. Подбирает предметы одежды в зависимости от времени года. 3) Знает предметы гигиены, умеет ими пользоваться. 4) Знает предметы посуды, умеет использовать их по назначению. |
«Удивительный дом» |
1. Развитие навыков ориентации в быту. 2. Развитие умения выделять свойства предметов. 3. Развитие моторных навыков. 4. Развитие навыков ориентации в пространстве и времени. 5. Развитие мнестической деятельности. |
1) Знает предметы одежды, их назначение. Сортирует предметы одежды по цветам, по степени загрязнения, умеет складывать в шкаф. 2) Знает и сортирует предметы посуды, умеет с ней обращаться. Накладывает твердую и жидкую пищу в тарелку. 3) Знает назначение продуктов, умеет их рассортировать, приготовить простые блюда. 4) Умеет пользоваться разными видами бытовой техники. |
«Город возможностей» |
1. Усвоение социальных норм и правил. 2. Развитие умения выделять свойства предметов, следовать элементарной программе деятельности. 3. Развитие навыков ориентации в пространстве и времени. 4. Формирование количественных понятий. 5. Развитие умения выполнять действия в определенной последовательности с опорой на картинки. 6. Развитие представлений о профессиях. |
1) Определяет звуки улицы, умеет действовать согласно сложившейся ситуации. 2) Знает назначение социальных объектов, ориентируется в помещениях разных социальных объектов. 3) Умеет совершать покупки в соответствии со списком (чаще всего изображения). 4) Определяет количество единиц товара, которые необходимо купить. 5) Умеет обращаться с деньгами, дифференцирует деньги разного номинала. |
Работа с методическим комплексом строится в три этапа:
1 этап: Диагностический.
Диагностическое обследование позволяет выявить уровень актуального развития ребёнка, при помощи наблюдения, беседы с родителями, составления чек-листов, диагностических карт и т. д.
После проведения диагностического обследования определяются:
– какие навыки у ребенка еще не сформированы;
– навыки, которые сформированы;
– навыки, которые находятся в стадии формирования, с указанием уровня необходимой поддержки (полная физическая подсказка (рука в руке), физическая подсказка на уровне кисти, физическая подсказка на уровне локтя, физическая подсказка на уровне плеча, указательный жест) [2].
2 этап: Методический.
На данном этапе осуществляется подбор методов и приёмов (положительное подкрепление, генерализация, десенсибилизация, применение элементов ABA, приёмов сенсорной интеграции и т. д.), необходимых для формирования того или иного навыка исходя из уровня актуального развития и с учётом «зоны ближайшего развития» ребёнка.
3 этап: Компетентностный.
На этом этапе выстраивается работа по формированию навыков жизненных компетенций индивидуально для каждого ребёнка с учётом его психофизического состояния и сформированных базовых умений и навыков.
На основе результатов диагностики, полученных данных о возможностях ребенка, определяются направления работы, ставятся коррекционно-развивающие задачи, разрабатывается индивидуальный маршрут.
Занятия с данным методическим материалом носит комплексный характер. В структуру работы по формированию и развитию жизненных компетенций включены все субъекты образовательного процесса: коррекционный педагог (учитель-дефектолог) и учитель (тьютор), которые в рамках своих занятий формируют жизненные навыки и конечно родители, на плечи которых ложится основная работа по закреплению формируемых навыков в быту. В данной деятельности обязательно должны учитываться особенности данной группы детей: низкий уровень познавательной активности и знаний об окружающем мире, неумение самостоятельно решать поставленные задачи, отсутствие умения самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, отсутствие умения правильно оценить необходимость действий, поступков, неструктурированное восприятие социального мира.
Для достижения оптимального результата работы по формированию жизненных компетенций у детей с ТМНР необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его психофизического развития, правильная постановка коррекционных задач, учёт зон актуального и ближайшего развития ребёнка, а также правильно подобранный материал.
Апробация методического комплекса проводилась в период 2018–2023гг. У всех детей исследуемой группы, отмечается положительная динамика, тогда как у детей контрольной группы положительная и слабоположительная динамика отмечается лишь у 10 % и 40 % соответственно (Рисунки 2–3).
Рис. 2. Эффективность работы с методическим комплексом в исследуемой группе
Рис. 3. Эффективность работы с методическим комплексом в контрольной группе
Таким образом, при помощи методического комплекса можно проводить работу по формированию и развитию жизненных компетенций в целом и при необходимости, отдельно по каждому направлению.
Литература:
- Верещага И. В., Моисеева И. В., Пайкова А. М. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха/ И. В. Верещага, И. В. Моисеева, А. М. Пайкова. — М.: Теревинф, 2021. — 54 с.
- Макдональд Р., Лангер С. Различаем и сопоставляем/ Р. Макдональд, С. Лангер — Екатеринбург: Изд-во: Рама Паблишинг, 2019. — 232 с.
- Моржина Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома/ Е. В. Моржина.– М.: Теревинф, 2006. — С. 30–32.
- Хайдб К. Перкинс школа: руководство по обучению детей с нарушением зрения и множественными нарушениями развития. — М.: Теревинф, 2021. — 544 с.
Ключевые слова
дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, жизненные компетенции, онтогенетический принципПохожие статьи
Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй
Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
В статье рассматриваются родительские установки в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и их зависимость от уровня тревожности.
Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.
Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения
В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией
Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.
Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями
В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.
Похожие статьи
Формирование социальных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством социальных историй
Статья содержит описание практического опыта работы по социализации в обучении, воспитании, коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Исследование родительских установок в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом
В статье рассматриваются родительские установки в семьях, воспитывающих детей с детским церебральным параличом и их зависимость от уровня тревожности.
Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В статье описываются особенности речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Рассматривается опыт работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и даются методические рекомендации.
Психолого-педагогическая диагностика школьной тревожности у детей с ЗПР психогенного происхождения
В статье рассматривается вопрос диагностики школьной тревожности у детей с задержкой психического развития психогенного происхождения.
Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития
В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.
Об учете особенностей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в процессе воспитания и обучения
В статье рассмотрены основные особенности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), обозначены актуальные проблемы, с которыми такие дети наиболее часто сталкиваются в процессе обучения и воспитания.
Восприятие и речевое развитие дошкольников с косоглазием и амблиопией
Данная статья посвящена особенностям восприятия детей с функциональными нарушениями зрения. Особое внимание уделяется выявлению предпосылок возникновению речевых нарушений.
Алгоритмы формирования социальных навыков у детей с ментальными нарушениями
В статье раскрываются возможности и алгоритмы формирования навыков самообслуживания, коммуникации, безопасного поведения, передвижения, самоорганизации у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Особенности пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями речи
В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится...
Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.