Работа над ансамблем в классе фортепиано (из опыта работы)
Автор: Глухова Светлана Анатольевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 25.05.2023
Статья просмотрена: 681 раз
Библиографическое описание:
Глухова, С. А. Работа над ансамблем в классе фортепиано (из опыта работы) / С. А. Глухова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8400/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье автор обобщает опыт работы, направленный на формирование навыков и умений коллективной игры в классе фортепианного ансамбля детской школы искусств. Рассматривается как индивидуальная работа, так и приемы работы в ансамбле. Особенное внимание автор уделяет индивидуальным психологическим особенностям личности партнера в составе ансамбля.
Ключевые слова: фортепианный ансамбль, развитие, воспитание, психологические особенности.
Ансамбль — от французского ensemble (вместе) — означает совместное исполнение. Это наиболее общее понятие. Прежде всего, оно подразумевает наличие музыки, написанной для совместного исполнения. Очень часто ученик, вполне удовлетворительно исполняющий сольный репертуар испытывает значительные трудности при игре в ансамбле. Актуальной задачей представляется умение педагога научить коллективной игре и привить любовь к этому интереснейшему занятию.
Игра в ансамбле является самой доступной и приятной формой работы с детьми. Творческая атмосфера благоприятствует психологической раскованности, развитию навыков общения детей, дружелюбной атмосфере в классе. Игра в 4 руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать, слушать паузы, “пустые” такты, вступать вовремя, совершенствует навык чтения с листа. То есть, игра в ансамбле незаменима с точки зрения выработки технических навыков. Для успешного музицирования в фортепианном ансамбле учащимся необходимо начинать овладевать первичными навыками ансамблевой игры уже в донотном периоде, развивать их в младших классах и совершенствовать в средних классах на занятиях ансамблем. В донотном периоде идут уроки ансамбля с педагогом. Это обязательная часть обучения. Задачи, которые педагог ставит ученику на этом этапе: знание особенностей посадки за инструментом и распределения клавиатуры между партиями; понятие об ауфтакте — особом условном движении, по которому нужно начинать играть, как правило, это взмах головы. Необходимо выработать у ученика умение видеть ауфтакт, который дает педагог, и одновременно с педагогом брать первый звук; одновременно снимать руки в конце песенки. Так воспитываются начальные навыки визуального контакта с партнером в процессе исполнения. На этом же этапе начинается формирование навыков ритмического ансамбля: умения слушать партнера, играть с ним в одном темпе, соблюдать единство пульсации. При игре в ансамбле ребенок вслушивается в звучание гармонии и ритма, элементов полифонии в партии педагога. При недостаточной эмоциональной отзывчивости на музыку рекомендуется на начальных занятиях использовать песенную литературу, которая пробуждает интерес ребёнка к музыке. До исполнения произведения необходимо познакомить ученика со словесным текстом, характером музыки и ее образным содержанием. Возможно, даже попросить дома нарисовать рисунок на тему этого произведения.
В работе использую музыкальный альбом И. Корольковой «Крохе –музыканту». Музыкального материала в нём отвечает логике усвоения и освоения ребёнком нотной грамоты. Песенки просты, образны, снабжены словами, красочными иллюстрациями и аккомпанементами, поэтому вызывают эмоциональный отклик в душе ребёнка. При этом они не только получают удовольствие, но и приобретают навыки ансамблевого исполнения. На каждом уроке проходим 2–3 песенки, пока не переиграем в 4 руки весь сборник. Такое знакомство с нотной грамотой — основа подготовки к необходимому для каждого ученика навыку чтения с листа, а постановка рук не проходит вне связи со звуком.
Игру уже с учащимися в ансамбле в 4 руки начинаем тогда, когда они уже могут достаточно хорошо играть.
В средних классах, и особенно в старших, классах возникает необходимость разнообразия репертуара. Помимо классических, учащиеся хотят исполнять более современные произведения, слышать новые ритмы. Для этого приходится делать переложения в 4 руки известных произведений. Так, появились некоторые мои переложения, которые позже я объединила в авторские сборники.
Рис. 1. Титульный лист сборника С. А. Глуховой «Музыкальное ассорти»
Самый первый сборник я назвала «Музыкальное ассорти». Цель данного сборника — расширить репертуар учащихся, познакомить их с такими жанрами, как джазовые произведения, фокстрот, вальс, романс. Изложение произведений представлено в облегчённом варианте, что позволит исполнять их музыкантам различной степени подготовки. В нем не только произведения таких композиторов, как — А. Грибоедова, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, А. Хачатуряна, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, М. Блантера, П. Мориа и др., но и, чтобы иметь некоторое представление о композиторах, имеются небольшие рассказы о них. Включены джазовые произведения чувашского композитора А. Иванова — из детской сюиты «Каникулы» — «Лето», «Первый раз в первый класс».
Национальную музыку никто не отменял, мы ее тоже играем по мере возможности. Также сделала переложения, которые объединила в другой ансамблевый сборник под названием «Мелодии родного края».
Рис. 2. Титульный лист сборника С. А. Глуховой «Мелодии родного края»
Цель данного сборника:расширить репертуар учащихся, познакомить с творчеством чувашских композиторов и привить любовь к танцевальным мелодиям чувашского народа.
В нем собрала переложения на произведения композиторов Г. Лебедева, Ф. Павлова, Г. Лискова, С. Максимова, В. Кривоносова, Г. Хирбю, А. Михайлова, В. Воробьева, Ф. Лукина, а также немного рассказала о каждом из них. В начале сборника можно познакомиться со стихами наших поэтов — П. П. Хузангая «Приглашение в Чувашию», Светланы Васильевны Азамат (Смирновой), с выдержками из статьи на тему о преемственности поколений чувашских композиторов — Михаила Григорьевича Кондратьева — музыковеда, доктор искусствоведения, профессора, члена Союза композиторов СССР.
Методические аспекты ансамблевого исполнительства:
1. Индивидуальная работа над ансамблевыми партиями.
Работа над ансамблевым исполнением с детьми младшего возраста может начинаться лишь тогда, когда достаточно уверенно выучены ансамблевые партии каждым ребенком. До начала работы над произведением учащийся должен услышать, как это будет звучать «в готовом виде». Для этого педагог может исполнить произведение в «целом».
Нужно обратить внимание ученика на точное соблюдение ритмического рисунка: если есть длинные звуки — взять и снять одновременно, на паузы, пунктирный ритм, синкопы — точно высчитать. Одна из ритмических трудностей — неодновременное вступление партий.
Чтобы не ошибаться, можно посчитать паузы до своего вступления, пропеть все, что играет в этих паузах партнер.
Единая артикуляция — следующий важный момент. Все многообразие артикуляционных приемов сводится к трем основным группам: staccato, legato, non legato. Нужно добиваться, чтобы все моменты, требующие одинакового штриха в разных партиях, исполнялись одинаковым приемом обоими партнерами.
Для солистов, особенно класса специального фортепиано, которые привыкли играть правую руку громче (тема), левую тише — важно уяснить, что при игре в ансамбле — аккомпанирующая партия чаще всего бывает построена по принципу «бас — аккорд». На это соотношение надо обратить внимание. При ансамблевом исполнении басы исполняются левой рукой на сильных долях и должны звучать глубже, сочнее, а аккорды (интервалы) или другие элементы гармонической фигурации, исполняемые правой рукой на слабых долях — тише, легче.
2. Приёмы работы в ансамбле.
Главная цель — качественное заучивание текста на память со всеми технологическими, динамическими и исполнительскими задачами.
На что следует обратить внимание в работе над ансамблем:
1. достижение ритмической и темповой синхронности.
Вспомогательные задания:
- Играть со счетом вслух, причем считать дети должны вдвоем в темпе, заданном педагогом, который предварительно просчитывает «пустой такт».
- Затем дети должны считать и давать темп по очереди, педагог корректирует темп, если ребенок ошибается.
Если ученики успешно выполняют эти задания, можно перейти к исполнению без счёта вслух. Ориентиром в быстром темпе должны стать сильные доли. Обратить внимание учеников на совпадение звуков на сильных долях в произведениях.
Особое внимание необходимо обращать на одновременные паузы, добиваясь как синхронного снятия рук, так и одновременного продолжения после паузы. [3]
2. Работа над динамической синхронностью.
Педагог должен все фразировочные моменты разобрать с учеником еще на этапе раздельной работы над ансамблевыми партиями, наметить все нарастания звучности, кульминации и спады, распределить их по силе звучания, а затем, на совместных репетициях, все время обращать внимание учеников на синхронное усиление и ослабление звучности и соблюдение при этом звукового баланса. При этом нужно объяснить ученику, исполняющему аккомпанирующую партию, что развитие фразы идет по басовому голосу, возможно, поиграть его отдельно, затем вместе с мелодической партией, стараясь соблюдать фразировку, а затем добавить остальные элементы фактуры.
3. Д остижение звукового баланса между партиями . Это значит, что ребенок должен научиться слышать как звучание каждой партии, так и звучание ансамбля в целом. Для ученика, исполняющего партию, содержащую мелодию, таким ориентиром должно стать звучание басов в аккомпанирующей партии — он должен их слышать и стараться сыграть несколько ярче; для ученика, исполняющего партию аккомпанемента, ориентиром является звучание мелодии, особенно долгих звуков в ней — он должен стараться не заглушить их. Эти ориентиры должны помогать детям соблюдать нужное соотношение звучности при всех ее изменениях, связанных с интонированием, фразировкой и динамическим развитием в целом.
4. Работа над педализацией . Для более быстрого усвоения педали можно предложить такое упражнение: вторая партия во время игры берет только педаль, сам при этом ничего не исполняя. При этом его внимание концентрируется строго на педали.
Индивидуальные психологическим особенностям личности ученика в составе ансамбля.
Для успеха ансамбля не менее важно учитывать индивидуальные физиологические и психологические особенности учащихся.Первоначальные навыки ансамблевой игры проходят не совсем гладко, иногда даются учащимся с большим трудом. Преподавателю просто необходимо учитывать психологические особенности каждого детского возраста, чтобы наиболее эффективно «собрать» ансамбль и не потратить лишнее время на адаптацию детей друг к другу. На это могут влиять психологические особенности учащихся.
Многие преподаватели ищут для ансамбля детей со схожим темпераментом. В моей практике сложился стереотип «противоположностей». Например, у меня в практике были 3 дуэта разнотемпераментных, разнохарактерных детей — 1 активный, холерик, 2 — спокойный, застенчивый, немного медлительный, подчиняющийся первому, слушающий его. Обычно эти дуэты состояли из учащихся разных отделений — как специального фортепиано, так и общего. Главное объединяющее начало было в том, что эти ученики всегда и везде были вместе, у них были общие интересы, увлечения и цели — они были подружками.
Конечно, при игре в ансамбле были трудности, нелегко учащимся было ощущать себя частью целого, одного коллектива, где нет «Я», а есть «Мы». Потихоньку учились критически относиться не только к партнеру, а к себе самому. На вопрос — «Почему не получается?» — раньше были ответы — «потому что она сделала так». То есть были попытки «перевести» ошибки исполнения на партнера. Позже ответы начали склоняться в сторону критики своей игры. Именно способность критически относиться к исполнению своей партии в первую очередь — является одним важнейших условий успешной коллективной игры. Постепенно отношение друг к другу несколько менялись — если один доминировал над другим, то приходилось «подчиняться» другому, если того требовала необходимость — например, поддерживающая партия в какой-то части, необходимость игры пиано и т. д. То есть дети учились слушать и слышать друг друга, приобретать способность подчинять свое исполнение общему замыслу, оценивать результат собственных усилий с этой точки зрения.
В итоге, в ходе работы над произведением ученики учились договариваться, учитывать взаимные интересы. Им необходимо объяснять, что они играют вместе одно и то же произведение, «общее» произведение и во время его исполнения многое должно совпадать, а именно — начало произведения и последний аккорд должны быть взяты синхронно. Атака звука должна производиться чётко одновременно, а не по очереди; динамика должна быть одинаковой (если не указано иного), например, если один ученик играет forte, то другой должен делать то же самое, и наоборот;
необходимо точное совпадение штрихов — если одна и та же тема проходит по очереди то у одного ученика, то у другого, то степень исполнения штрихов должна быть одинаковой (например, штрих legato) — один ученик играет связно, а второй — отрывисто (результат — несовпадение штрихов) — это приводит к неграмотному исполнению; все текстовые метро — ритмические изменения — замедления, ускорения, возвращения к первоначальному темпу, ферматы, цезуры — в ансамблевой игре должны быть выучены и совпадать, как будто играет один человек; характер исполняемого произведения должен быть понят учениками одинаково, а их эмоции — должны совпадать . [1]
Чтобы получилось все это, конечно необходимо чаще играть вместе. В этом мне «помогает» то, что ансамбль состоит из «подружек», имеющих общий интерес и желание играть вместе. Они находят время заниматься вместе и вне учебных уроков. Помимо развития таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, появляется прекрасное качество — коллективизм. Эти качества, я уверена, пригодятся им в жизни. Кроме того, игра в ансамбле позволяет детям, не обладающими от природы яркими данными, комфортнее чувствовать себя на сцене, успешно участвовать в концертах, получать удовлетворение от своих выступлений. У них появляется уверенность в своих силах, что способствует повышению интереса к занятиям музыкой.
Работа с ученическим ансамблем — кропотливый труд. Психологи, говоря о преимуществе группового обучения, отмечают следующие позитивные моменты: возрастает объём усваиваемого материала и глубина понимания; рост познавательной активности и творческой самостоятельности детей; снижение дисциплинарных трудностей, обусловленных дефектами учебной мотивации; ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе. [2]
Фортепианный ансамбль, как вид совместного обучения, обладает перечисленными выше преимуществами. Именно ансамблевая игра может стать основой концертных выступлений учащихся. Удовольствие, с которым они занимаются на уроках фортепианного ансамбля, способствует развитию интереса к музыкальному искусству.
Литература:
1. Зильберт Т. Фортепианный ансамбль в музыкальной школе [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tatzilbert.ru/fortepiannyiy-ansambl/ (дата обращения 19.02.2022)
2. Конищева С. В. «Ансамбль — как одна из эффективных форм музыкального обучения учащихся в классе фортепиано» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-po-teme-ansambl-kak-odna-iz-effektivnih-form-muzikalnogo-obucheniya-uchaschihsya-v-klasse-for-1722754.html (дата обращения 19.02.2022)
3. Кузина Л. Н. «Работа над ансамблем в младших классах фортепиано» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=43257 (дата обращения 19.02.2022)
4. Глухова, С. А. Мастер-класс на тему «Работа в классе фортепианного ансамбля» / С. А. Глухова. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/master-klass-na-temu-rabota-v-klasse-fortepiannogo-ansamblya-6426488.html???history=2&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 24.05.2023).
Похожие статьи
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве
В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...
К вопросу о развитии фортепианно-исполнительской техники будущего учителя музыки
В данной статье авторы рассматривают, как разные виды исполнительской деятельности влияют на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. Особое внимание уделяется анализу рассмотрению приобретенных навыков и умен...
Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано
В статье раскрывается роль эмоциональных чувств в процессе занятий учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Автор работы рассмотрел возрастные психофизические особенности учащихся, роль педагога в развитии эмоций, понятийный аппарат ...
Культура исследования в школе: проблемы и пути решения
В данной статье представлен опыт формирования и развития культуры исследования в школе. Выявлены причины ее недостаточной сформированности и способы устранения возникающих противоречий в ходе трансформации понятия «исследовательская культура». На осн...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости
В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия. Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном п...
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников
В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...
Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта
В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...
«Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками
В статье рассматривается личная позиция педагога, связанная с вопросами методики проведения музыкальных занятий в ДОУ. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия системы музыкального образования дошкольников.
Похожие статьи
Основные формы работы концертмейстера в школе искусств
Данная статья посвящена обобщению интересного опыта работы в классе инструментального ансамбля в трио с духовыми и струнными смычковыми инструментами. Цель данной работы — остановиться на основных формах работы концертмейстера в школе искусств, специ...
Роль английских музыкальных произведений в развитии личности обучаемого в социокультурном пространстве
В статье поднимается проблема использования музыкальных произведений в процессе обучения иностранному языку в рамках социокультурного пространства. Автор делает особый акцент на активную работу с музыкально-поэтическим фольклором для снятия напряжени...
К вопросу о развитии фортепианно-исполнительской техники будущего учителя музыки
В данной статье авторы рассматривают, как разные виды исполнительской деятельности влияют на совершенствование профессионально-технической подготовки будущего учителя музыки. Особое внимание уделяется анализу рассмотрению приобретенных навыков и умен...
Роль эмоционального отношения учащихся к занятиям в классе фортепиано
В статье раскрывается роль эмоциональных чувств в процессе занятий учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано. Автор работы рассмотрел возрастные психофизические особенности учащихся, роль педагога в развитии эмоций, понятийный аппарат ...
Культура исследования в школе: проблемы и пути решения
В данной статье представлен опыт формирования и развития культуры исследования в школе. Выявлены причины ее недостаточной сформированности и способы устранения возникающих противоречий в ходе трансформации понятия «исследовательская культура». На осн...
Специфика изучения творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 8-м классе
В статье рассматривается специфика изучения творчества В. Шукшина в 8-м классе на примере коротких рассказов, предлагается фрагмент урока, направленный на формирование потребности в чтении, пробуждения интереса к изучению творческой истории произведе...
Роль произведений искусства в формировании у детей младшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости
В данной статье рассмотрена проблема, которая всё более распространена на сегодняшний день в развитии детей — проблема эмоционального неблагополучия. Для решения этих проблем предпринята попытка использования произведений искусств в образовательном п...
Влияние групповой и парной работы на развитие мотивации младших школьников
В данной статье авторами рассматривается обучение младших школьников при помощи работы в группах или парами. Оценивается мотивация школьников. Авторы выделяют критерии, на основании которых можно применить формат интерактивного обучения (работу в пар...
Интерпретация как основа исполнительской деятельности педагога-музыканта
В статье обосновывается актуальность развития навыков интерпретации музыкальных произведений в исполнительской деятельности педагога-музыканта. Рассматривается творческий характер музыкально-исполнительской деятельности в интерпретации музыкальных пр...
«Муки» педагогического творчества. Тактика работы с детьми-дошкольниками
В статье рассматривается личная позиция педагога, связанная с вопросами методики проведения музыкальных занятий в ДОУ. Главная идея статьи заключается в раскрытии своеобразия системы музыкального образования дошкольников.