Самообразование как средство самовоспитания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование взрослых и самообразование

Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.

Дата публикации: 05.06.2023

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Смородских, А. А. Самообразование как средство самовоспитания / А. А. Смородских, О. И. Супрун. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3 (44). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8420/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье мы разберем, зачем важно самообразование и образование взрослых.

Ключевые слова: образование взрослых, самообразование, умственная активность, сфера жизни, возможность, время.

Так что же такое образование взрослых?

В России предпосылки для развития образования взрослых возникли в 1860–70-е гг. с открытием воскресных школ. В конце 19 века появились технические школы (низшие, средние, ремесленные) и общеобразовательные и профессиональные курсы, создававшиеся Русским техническим обществом. Повышенный уровень общего образования давали народные университеты (в т. ч. Шанявского университет, основан в 1908). После 1917 важнейшими задачами образования взрослых стали ликвидация неграмотности и культурно-просветительная работа. В городах создавались рабочие клубы, библиотеки, народные театры и т. п., на селе — избы читальни (её разновидности — красная яранга, красная юрта и т. п.), в административных центрах — народные дома.

Образование взрослых, в отличие от образования детей, представляет собой практику, при которой взрослые занимаются систематической и продолжительной деятельностью по самообразованию с целью приобретения новых форм знаний, навыков, установок или ценностей. Это может означать любую форму обучения взрослых, выходящую за рамки традиционного школьного образования, от базовой грамотности до самореализации в качестве ученика на протяжении всей жизни и для обеспечения самореализации личности.

Обучение происходит многими способами и во многих контекстах, так же, как и жизни всех взрослых отличаются. Обучение взрослых может проходить в любом из трех контекстов, т. е.:

– формально структурированное обучение, которое обычно проводится в образовательном учреждении, обычно с установленным учебным планом и с удостоверениями;

– неформальное — обучение, организованное учебными заведениями, но не требующее подтверждения. Возможности неформального обучения могут предоставляться на рабочем месте и в рамках деятельности организаций и групп гражданского общества;

– неформальное образование — обучение, которое продолжается все время в результате повседневной жизнедеятельности, связанной с работой, семьей, сообществом или досугом (например, изучение финансовой грамотности).

Целью образования взрослых является дать шанс тем, кто не выучился в свое время, по семейным причинам или по другим причинам.

Образование взрослых может иметь множество преимуществ, начиная от улучшения здоровья и личного благополучия и заканчивая большей социальной включенностью. Оно также может поддерживать функционирование демократических систем и предоставлять больше возможностей для поиска новой или лучшей работы. Было показано, что образование взрослых оказывает положительное влияние на экономику.

Образование взрослых предоставляет возможности для личностного роста, достижения целей и социализации. Исследование Крисом Макалистером полуструктурированных интервью со взрослыми учащимися старшего возраста показывает мотивацию общаться с людьми и выходить из дома, чтобы поддерживать умственную активность. Исследователи задокументировали социальные аспекты образования взрослых пожилых людей.

Дружба была описана как важный аспект обучения взрослых. Классная комната рассматривается как часть их социальной сети. Согласно недавним исследованиям, дружеские отношения, которые завязываются между взрослыми, похоже, оказывают все большее влияние на их социальную структуру в целом. [1. ст. 6]

Любой человек просто от природы обладает любопытством, ему хочется знать, как все устроено, как все работает, откуда все появилось. И это очень полезное качество, которое, собственно, и двигает человечество вперед.

А зачем тогда нужно самообразование?

Разберемся с понятием самообразования. Самообразование — это изучение новой информации и получение знаний, навыков самостоятельно. Эти новые знания могут быть связанны непосредственно с вашей профессиональной стороной жизни, а могут абсолютно с ней не пересекаться. [2. ст. 6]

Зачем люди занимаются самообразованием?

Люди занимаются самообразованием по разным причинам: кто-то делает это, чтобы избежать скуки и профессионального выгорания, кому-то это необходимо для продвижения по карьерной лестнице, другие просто не могут жить, не изучая что-то новое. Тем, кто постоянно «прокачивает» себя, познавая новое, легче адаптироваться к изменениям, они быстрее находят выход из сложных ситуаций, более коммуникабельны и более успешны.

Занимаясь самообразованием, вы можете расти во всех сферах жизни, будь то семья, работа или даже ваше здоровье. Кстати, что касается здоровья: люди, которые держат свой ум в тонусе, постоянно занимаясь изучением чего-то нового, более здоровы, они реже страдают возрастными заболеваниями, связанными с умственной активностью.

Самообразование может стать альтернативой стандартного образования. Мы сейчас не говорим о врачах, педагогах и др. специальности, где никак не заменить привычное всем обучение. Но стать эффективным менеджером возможно и без получения диплома государственного образца. Также неплохо было бы стать домашним бухгалтером и юристом, такая возможность есть, необходима только мотивация. [3. ст. 6]

Например, я занимаюсь самообразованием в искусстве. «Прокачиваю» свои навыки рисования, срисовывания и так далее. Пробую разную бумагу, разные кисти, краски и другие предметы, которыми можно рисовать.

Также я развиваюсь в области визажистики. Пробую разные техники и интересные подходы.

Зачем нужно самообразование?

Каждый, кто хочет достигнуть лучшего в своей жизни, должен тратить некоторое время лично на себя, чтобы «не отставать от жизни». Сравнивая процесс самосовершенствования с бизнесом, говорят, что надо инвестировать в себя. Под этим подразумевают, что в интернет-бизнесе, как и в обычной жизни, главным достоянием человека является не его доход или накопленное имущество, а он сам. Это самое эффективное вложение усилий и средств, так как только это может обеспечить лучшее понимание жизни, что в итоге поможет найти путь самореализации и достигнуть желаемого. [4. ст. 6]

Самообразование помогает мне достичь лучших результатов в искусстве.

В нашем колледже студенты выбирают направления для самообразования: спортивные секции, студенческие объединения, поисковый или добровольческие отряды и др.

Роль самообразования в современном обществе

В наше время для того, чтобы стать грамотным специалистом, необходимо все время пополнять свои знания с помощью самообразования. В эпоху технологического прогресса и информационных технологий теоретические знания сильно отстают от практических. Каждые полтора года информация обновляется, и мы все вынуждены осваивать новые профессиональные навыки, техники и уметь их применить в работе. Человеку необходимо постоянно учиться, чтобы успеть в ногу со временем. В современном мире только что выпустившийся специалист с дипломом, придя на работу, чаще всего начинает переучиваться, так как его знания и техники уже устарели. [5. ст. 6]

Заключение

Можно подвести итоги: самообразование даёт нам возможность роста в любой сфере жизни, оно позволяет сохранять наш ум более живым, сберегая тем самым здоровье, это возможность стать более успешным, быстрее адаптироваться к меняющимся реалиям жизни и легче переживать трудности. Вывод: Самообразование — целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.

Литература:

  1. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.
  2. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/
  3. https://kj.media/razvitie/samoobrazovanie/
  4. https://www.shkolazhizni.ru/school/articles/36473/
  5. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/

Похожие статьи

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Общение и его особенности у младших школьников

Известно, что общение — основная, самая интересная и существенная сторона жизни человека. Этой статьей хотелось бы обратить внимание на особенности общения в период младшего школьного возраста, когда закладывается фундамент этих сложных навыков, отра...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы

В статье автор рассматривает развитие младшего школьника. Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических проц...

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании

В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.

Похожие статьи

Самообразование взрослого человека в современном мире

В статье детально рассмотрено понятие «самообразование», а также проанализирована его проблематика, тенденции развития, принципы, этапы и виды. Также рассмотрено соотношение понятия «самообразование» с понятием «взрослый человек». Выведена взаимосвяз...

Творческое мышление в младшем школьном возрасте

В данной статье анализируется сущность творческого мышления, механизм творческого мышления и его критерии, специфика его в младшем школьном возрасте. Особое внимание уделяется условиям формирования творческого мышления учащихся.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Общение и его особенности у младших школьников

Известно, что общение — основная, самая интересная и существенная сторона жизни человека. Этой статьей хотелось бы обратить внимание на особенности общения в период младшего школьного возраста, когда закладывается фундамент этих сложных навыков, отра...

Психолого-педагогическая характеристика учащихся начального звена школы

В статье автор рассматривает развитие младшего школьника. Главная задача младших школьников — познать окружающий мир, природу человеческих отношений. Основными новообразованиями младшего школьного возраста является осознанность своих психических проц...

К вопросу о проблемах адаптационного характера учащихся среднего звена школы и их личностном развитии

К вопросу об образовательных системах и развитии личности

Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника. Преодоление разрыва между теорией и практикой

В статье выделены особенности процесса психолого-педагогической диагностики адаптационных механизмов первоклассников в период старта в школьную жизнь, предложен комплекс процедур исследования данного процесса.

Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков

В статье Дополнительное образование как условие развития коммуникативных компетенций подростков говорится о роли коммуникативной компетенции в жизни человека. Дана краткая характеристика двух психологических подсистем общения подростков. Раскрываются...

Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании

В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.

Задать вопрос