Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект)
Авторы: Ашиток Евгения Викторовна, Боцманова Наталья Владимировна, Гептина Ольга Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (44) июнь 2023 г.
Дата публикации: 08.06.2023
Статья просмотрена: 17 раз
Библиографическое описание:
Ашиток, Е. В. Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект) / Е. В. Ашиток, Н. В. Боцманова, О. С. Гептина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8439/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки « Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведению мастер-класса, в ходе которого участники знакомятся с подходами и этапами разработки дорожной карты по внедрению в основную профессиональную образовательную программу программы УД «Основы бережливого производства».
Ключевые слова: бережливое мышление, бережливое производство, программа учебной дисциплины, чек-лист, дорожная карта, краевая инновационная площадка, мастер-класс.
Реализация задач Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в соответствии с указом Президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ, направлена на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства, в том числе и в системе образования. Актуальным является вопрос о внедрении в основные профессиональные образовательные программы учебной дисциплины, которая бы решала вопросы популяризации и знакомила с инструментарием бережливых технологий на производствах разного типа.
В новых ФГОС СПО учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной и входит в состав Социально-гуманитарного цикла, изменилась и формулировка одной из общих компетенций — ОК 07: «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» [1, 2].
На сегодняшний день разработана Примерная рабочая программа по дисциплине «Основы бережливого производства», в которой представлено содержание учебного материала, тематика практических занятий [3]. На основе примерной образовательной программы были разработаны рабочие программы «Основы бережливого производства» для всех профессий и специальностей, реализуемых в Губернаторском авиастроительном колледже г. Комсомольска-на-Амуре.
Для проведения экспертизы разработанных рабочих программ был привлечен партнер-работодатель колледжа — Филиал Публичного акционерного общества «Объединённая авиационная корпорация» —Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина». По итогам экспертизы специалистами отдела по развитию производственных систем был предоставлен отчет о проведенном аудите с комментариями и рекомендациями, которые были внесены в рабочие программы, чтобы они соответствовали требованиям стандарта БП и требованиям работодателя.
На основе полученного опыта разработке рабочих программ, был оформлен мастер-класс «Разработка дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу».
В целях повышения инновационной активности педагогических коллективов образовательных организаций системы среднего профессионального образования Хабаровского края и создания условий для диссеминации инновационного опыта, в рамках Х Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» (с международным участием) мастер-класс был предложен педагогическому сообществу.
В рамках мастер-класса участники познакомились с практическими аспектами бережливого производства предприятия, получили возможность освоить технологию поэтапного создания дорожной карты по проектированию, согласованию с работодателем и внедрению в образовательной процесс учебной дисциплины «Основы бережливого производства».
Практическая часть встречи осуществлялась в формате групповой работы. Перед рабочими группами на первом этапе была поставлена задача разработать алгоритм действий по разработке и внедрению программы учебной дисциплины с учетом требований работодателя. После презентации группами своих результатов, им было предложено дополнить свои дорожные карты дополнительными мероприятиями и сроками их исполнения (Рис. 1).
Рис.1. Работа в группах на мастер-классе
В итоге работы каждый участник рабочих групп получил чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению (Таблица 1). В завершении работы участники отрефлексировали свое настроение в интерактивном опросе на платформе ahaslides.com.
Таблица 1
Чек-лист по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу»
Порядок |
Действие |
Срок |
Примечание |
Шаг 1 |
Провести анализ ФГОС, МДК, ОП, реализуемых в ПОО, профессиональных компетенций выпускников в части бережливого мышления, востребованных у кадровых партнеров (КП), оценить возможности сопряжения |
1 неделя |
|
Шаг 2 |
Согласовать с кадровым партнером график реализации образовательной программы |
До 2-х недель |
|
Шаг 3 |
Оценить риски и наличие ограничений со стороны стейкхолдеров при реализации программы, определить возможности преодоления разрывов |
До 2-х недель |
|
Шаг 4 |
Провести совместный с КП аудит содержания примерной образовательной программы (осваиваемые знания, умения, навыки, компетенции, трудовые функции, трудовые действия) |
До 2-х недель |
|
Шаг 5 |
Оценить необходимость актуализации образовательной программы и внесения необходимых изменений |
До 1 недели |
|
Шаг 6 |
Согласовать с КП перечень необходимых к освоению новых знаний, умений, навыков, компетенций в части дисциплины |
До 2-х недель |
|
Шаг 7 |
Определить в ПОО перечень необходимых к освоению новых знаний, умений, навыков, компетенций, рекомендуемых КП |
До 1 недели |
|
Шаг 8 |
Согласовать предложения КП по внедрению в программу тем занятий, практических и самостоятельных работ, исключению избыточных тематик |
До 2-х недель |
|
Шаг 9 |
Согласовать предложения КП по оптимальному количеству часов на освоение новых трудовых функций/действий/компетенций, установить формы текущего и промежуточного контроля |
До 2-х недель |
|
Шаг 10 |
Рассчитать совместно с КП кадровое обеспечение образовательной программы с учетом новых планируемых результатов обучения и нормативов и приглашением преподавателей-практиков, работающих на предприятии |
До 2-х недель |
|
Шаг 11 |
Рассчитать, учитывая предложения КП, материально-техническое обеспечение ОП в соответствии с нормативами (оборудование, мастерские, лаборатории, расходные материалы и др.) |
До 2-х недель |
|
Шаг 12 |
Определить и разработать совместно с КП пакет оценочных средств для проверки результата освоения образовательной программы в процессе текущей и промежуточной аттестации |
До 4-х недель |
|
Шаг 13 |
Составить график повышения квалификации преподавателей/мастеров ПО в форме стажировок на производстве |
До 2-х недель |
|
Шаг 14 |
Составить график обучения работников КП методикам и технологиям, используемым в процессе обучения студентов ПОО |
До 2-х недель |
|
Шаг 15 |
Разработать совместно с КП рабочую программу дисциплины/модуля, включить тематику бережливого производства в программу производственной и преддипломной практики на площадках КП |
До 2-х месяцев |
|
Шаг 16 |
Определить и разработать совместно с КП перечень необходимого методического обеспечения для реализации программы |
До 4-х недель |
|
Шаг 17 |
Составить график обновления библиотечных фондов ПОО в соответствии с новыми требованиями программы |
До 2-х недель |
|
Шаг 18 |
Договориться о создании (по согласованию и возможности!) общей с КП электронной базы отраслевых документов для теоретического обучения, с разработкой инструкции о порядке доступа к корпоративным ресурсам |
До 4-х недель |
|
Шаг 19 |
Определить график разработки методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся, с обоснованием времени на ее выполнение |
До 2-х недель |
|
Шаг 20 |
Совместно с КП разработать дорожную карту внедрения и аудита реализации программы на площадках ПОО и КП |
До 1 месяца |
Стоит отметить, что работа проходила в теплой творческой обстановке, участники мероприятия были искренне заинтересованы и активно вовлекались в предложенный формат работы, предлагали интересные идеи, активно защищали свои проекты.
В результате мастер-класса участники познакомились с подходами и этапами разработки программы учебной дисциплины «Основы бережливого производства», приобрели навыки составления дорожной карты по внедрению учебной дисциплины в основную профессиональную образовательную программу, обменялись успешным опытом по разработке программ, развили собственный нетворкинг, унесли с собой чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению программы новой дисциплины в образовательный процесс.
Литература:
- Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. No 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2022 г. No 70461).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрирован 29.07.2022 № 69446).
- Курамшина, А. В. Основы бережливого производства: учебник / А. В. Курамшина, Е. В. Попова. — Москва: КноРус, 2023. — 199 с.
Ключевые слова
бережливое производство, дорожная карта, мастер-класс, краевая инновационная площадка, чек-лист, бережливое мышление, программа учебной дисциплиныПохожие статьи
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)
В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...
Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...
Похожие статьи
Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения
В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...
Опыт организация деятельности педагогических классов
В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...
О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики
В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...
Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов
Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...
Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)
В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...
Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...
Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...
Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»
Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...
Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...
Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)
В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...