Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ашиток, Е. В. Социально-педагогические условия реализации перспективных профессиональных компетенций педагогов (региональный аспект) / Е. В. Ашиток, Н. В. Боцманова, О. С. Гептина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 9-14. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8439/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки « Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описана методическая разработка по организации и проведению мастер-класса, в ходе которого участники знакомятся с подходами и этапами разработки дорожной карты по внедрению в основную профессиональную образовательную программу программы УД «Основы бережливого производства».

Ключевые слова: бережливое мышление, бережливое производство, программа учебной дисциплины, чек-лист, дорожная карта, краевая инновационная площадка, мастер-класс.

Реализация задач Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», в соответствии с указом Президента о национальных целях и стратегических задачах развития РФ, направлена на повышение производительности труда с помощью внедрения методов и инструментов бережливого производства, в том числе и в системе образования. Актуальным является вопрос о внедрении в основные профессиональные образовательные программы учебной дисциплины, которая бы решала вопросы популяризации и знакомила с инструментарием бережливых технологий на производствах разного типа.

В новых ФГОС СПО учебная дисциплина «Основы бережливого производства» является обязательной и входит в состав Социально-гуманитарного цикла, изменилась и формулировка одной из общих компетенций — ОК 07: «Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях» [1, 2].

На сегодняшний день разработана Примерная рабочая программа по дисциплине «Основы бережливого производства», в которой представлено содержание учебного материала, тематика практических занятий [3]. На основе примерной образовательной программы были разработаны рабочие программы «Основы бережливого производства» для всех профессий и специальностей, реализуемых в Губернаторском авиастроительном колледже г. Комсомольска-на-Амуре.

Для проведения экспертизы разработанных рабочих программ был привлечен партнер-работодатель колледжа — Филиал Публичного акционерного общества «Объединённая авиационная корпорация» —Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина». По итогам экспертизы специалистами отдела по развитию производственных систем был предоставлен отчет о проведенном аудите с комментариями и рекомендациями, которые были внесены в рабочие программы, чтобы они соответствовали требованиям стандарта БП и требованиям работодателя.

На основе полученного опыта разработке рабочих программ, был оформлен мастер-класс «Разработка дорожной карты по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу».

В целях повышения инновационной активности педагогических коллективов образовательных организаций системы среднего профессионального образования Хабаровского края и создания условий для диссеминации инновационного опыта, в рамках Х Межрегиональной научно-практической конференции «Инновационные и креативные практики в профессиональном образовании» (с международным участием) мастер-класс был предложен педагогическому сообществу.

В рамках мастер-класса участники познакомились с практическими аспектами бережливого производства предприятия, получили возможность освоить технологию поэтапного создания дорожной карты по проектированию, согласованию с работодателем и внедрению в образовательной процесс учебной дисциплины «Основы бережливого производства».

Практическая часть встречи осуществлялась в формате групповой работы. Перед рабочими группами на первом этапе была поставлена задача разработать алгоритм действий по разработке и внедрению программы учебной дисциплины с учетом требований работодателя. После презентации группами своих результатов, им было предложено дополнить свои дорожные карты дополнительными мероприятиями и сроками их исполнения (Рис. 1).

Работа в группах на мастер-классе

Рис.1. Работа в группах на мастер-классе

В итоге работы каждый участник рабочих групп получил чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению (Таблица 1). В завершении работы участники отрефлексировали свое настроение в интерактивном опросе на платформе ahaslides.com.

Таблица 1

Чек-лист по внедрению учебной дисциплины «Основы бережливого производства» в основную профессиональную образовательную программу»

Порядок

Действие

Срок

Примечание

Шаг 1

Провести анализ ФГОС, МДК, ОП, реализуемых в ПОО, профессиональных компетенций выпускников в части бережливого мышления, востребованных у кадровых партнеров (КП), оценить возможности сопряжения

1 неделя

Шаг 2

Согласовать с кадровым партнером график реализации образовательной программы

До 2-х недель

Шаг 3

Оценить риски и наличие ограничений со стороны стейкхолдеров при реализации программы, определить возможности преодоления разрывов

До 2-х недель

Шаг 4

Провести совместный с КП аудит содержания примерной образовательной программы (осваиваемые знания, умения, навыки, компетенции, трудовые функции, трудовые действия)

До 2-х недель

Шаг 5

Оценить необходимость актуализации образовательной программы и внесения необходимых изменений

До 1 недели

Шаг 6

Согласовать с КП перечень необходимых к освоению новых знаний, умений, навыков, компетенций в части дисциплины

До 2-х недель

Шаг 7

Определить в ПОО перечень необходимых к освоению новых знаний, умений, навыков, компетенций, рекомендуемых КП

До 1 недели

Шаг 8

Согласовать предложения КП по внедрению в программу тем занятий, практических и самостоятельных работ, исключению избыточных тематик

До 2-х недель

Шаг 9

Согласовать предложения КП по оптимальному количеству часов на освоение новых трудовых функций/действий/компетенций, установить формы текущего и промежуточного контроля

До 2-х недель

Шаг 10

Рассчитать совместно с КП кадровое обеспечение образовательной программы с учетом новых планируемых результатов обучения и нормативов и приглашением преподавателей-практиков, работающих на предприятии

До 2-х недель

Шаг 11

Рассчитать, учитывая предложения КП, материально-техническое обеспечение ОП в соответствии с нормативами (оборудование, мастерские, лаборатории, расходные материалы и др.)

До 2-х недель

Шаг 12

Определить и разработать совместно с КП пакет оценочных средств для проверки результата освоения образовательной программы в процессе текущей и промежуточной аттестации

До 4-х недель

Шаг 13

Составить график повышения квалификации преподавателей/мастеров ПО в форме стажировок на производстве

До 2-х недель

Шаг 14

Составить график обучения работников КП методикам и технологиям, используемым в процессе обучения студентов ПОО

До 2-х недель

Шаг 15

Разработать совместно с КП рабочую программу дисциплины/модуля, включить тематику бережливого производства в программу производственной и преддипломной практики на площадках КП

До 2-х месяцев

Шаг 16

Определить и разработать совместно с КП перечень необходимого методического обеспечения для реализации программы

До 4-х недель

Шаг 17

Составить график обновления библиотечных фондов ПОО в соответствии с новыми требованиями программы

До 2-х недель

Шаг 18

Договориться о создании (по согласованию и возможности!) общей с КП электронной базы отраслевых документов для теоретического обучения, с разработкой инструкции о порядке доступа к корпоративным ресурсам

До 4-х недель

Шаг 19

Определить график разработки методического обеспечения самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся, с обоснованием времени на ее выполнение

До 2-х недель

Шаг 20

Совместно с КП разработать дорожную карту внедрения и аудита реализации программы на площадках ПОО и КП

До 1 месяца

Стоит отметить, что работа проходила в теплой творческой обстановке, участники мероприятия были искренне заинтересованы и активно вовлекались в предложенный формат работы, предлагали интересные идеи, активно защищали свои проекты.

В результате мастер-класса участники познакомились с подходами и этапами разработки программы учебной дисциплины «Основы бережливого производства», приобрели навыки составления дорожной карты по внедрению учебной дисциплины в основную профессиональную образовательную программу, обменялись успешным опытом по разработке программ, развили собственный нетворкинг, унесли с собой чек-лист и рекомендации по программному проектированию и внедрению программы новой дисциплины в образовательный процесс.

Литература:

  1. Приказ Минпросвещения России от 1 сентября 2022 г. No 796 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» (зарегистрирован в Минюсте России 11 октября 2022 г. No 70461).
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 04.07.2022 № 518 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 24.02.01 Производство летательных аппаратов» (Зарегистрирован 29.07.2022 № 69446).
  3. Курамшина, А. В. Основы бережливого производства: учебник / А. В. Курамшина, Е. В. Попова. — Москва: КноРус, 2023. — 199 с.

Похожие статьи

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Похожие статьи

Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества: опыт и готовые решения

В статье авторы представляют опыт деятельности инновационной площадки «Развитие перспективных профессиональных компетенций в условиях цифровизации образования через технологию наставничества». Описаны инновационные продукты и услуги, разработанные на...

Опыт организация деятельности педагогических классов

В статье рассматривается актуальный опыт организации деятельности педагогических классов, реализуемых в рамках деятельности краевой инновационной площадки КГБ ПОУ ХПК «Создание модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопре...

О степени готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО в процессе педагогической практики

В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую ...

Содействие профессиональному самоопределению в педагогической профессии учащимся психолого-педагогических классов

Статья посвящена актуальной проблеме профессионального самоопределения в педагогической профессии учащимися педклассов. Раскрыта актуальность допрофессиональной подготовки школьников к выбору педагогической профессии в форме педагогического класса. О...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Дистанционное обучение и онлайн-тестирование студентов на интернет-платформе для подготовки к участию в чемпионате Worldskills по компетенции «Предпринимательство»

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Цифровизация деятельности многофункционального центра прикладных квалификаций колледжа» на базе КГБ ПОУ ХКОТСО (г. Хабаровск). Описана созданная интернет-платформа для проведен...

Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Представлена «копил...

Формирование мотивирующей организационной среды в районной системе образования: мотивационный проект индивидуального развития «Успешный педагог»

Статья посвящена актуальной проблеме проектирования гибких траекторий получения образования и освоения педагогами новых компетенций при изменяющихся требованиях современной экономики. Основой управления человеческими ресурсами является мотивация. В с...

Организация демонстрационного экзамена: опыт и практика подготовки высококвалифицированных специалистов в Хабаровском автомеханическом колледже

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Использование эффективных инструментов оценки качества подготовки специалистов дорожной отрасли» на базе КГБ ПОУ ХАМК (г. Хабаровск). Разработан чек-лист процедуры проведения Г...

Инновационные формы управления процессами образовательной организации во взаимодействии с социальными партнерами (на примере проекта краевого сообщества «ЛИГА МАСТЕРОВ»)

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Создание базовой модели управления профессиональной образовательной организацией с участием работодателей» на базе КГБ ПОУ КСК (г. Комсомольск-на-Амуре). Описаны результаты вне...

Задать вопрос