Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Синишина, И. В. Цифровые ресурсы педагога для эффективного преподавания / И. В. Синишина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.2 (44.2). — С. 103-109. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8457/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен опыт использования автором цифровых ресурсов для эффективного преподавания. Практическую значимость имеют методические рекомендации по использованию конкретных цифровых ресурсов в образовательном и воспитательном процессе на примере дисциплины «Математика».

Ключевые слова: цифровые ресурсы, образовательные ресурсы, ЯКласс, колесо фортуны.

Для организации эффективного образовательного и воспитательного процесса педагог должен владеть современными образовательными технологиями, цифровыми навыками. Цифровые образовательные ресурсы — это инновационный способ организации учебного процесса, основанный на использовании электронных систем, обеспечивающих наглядность.

Внедрение цифровых технологий в образовательное пространство является ведущей целью профессионального образования, которая дает возможность развивать конкурентоспособные качества студентов на пути к становлению высококвалифицированных специалистов. Следовательно, одной из главных задач педагога является использование цифровых и образовательных ресурсов в учебном процессе с учетом индивидуальных способностей обучающегося.

Цель данной статьи — изучить цифровые ресурсы и предложить методические рекомендации по использованию их для эффективного преподавания, на примере дисциплины «Математика».

Отбор и анализ цифровых ресурсов проводился по критериям: возможность бесплатного использования, отсутствие специальных знаний языков программирования, алгоритм работы, возможности применения на различных этапах занятия по дисциплине «Математика».

В качестве наиболее удобных в использовании и бесплатных цифровых ресурсов были выбраны: колесо фортуны; бросить кубик — онлайн; QR-код; интерактивный рабочий лист; сервис learningApps; образовательный ресурс ЯКласс. Они позволяют сделать учебное занятие интересным и продуктивным, создавать наглядные учебно-методические материалы, повышать вовлеченность, мотивацию и успеваемость обучающихся, отслеживать рейтинг студентов, их личностные результаты.

Цифровой ресурс — «Колесо фортуны».

Работа у доски — одна из форм работы, которая направлена на прочное усвоение теоретического материала и помогает преподавателю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучаемому, чтобы улучшить его уровень усвоения образовательной программы. Как выбрать, кого вызвать к доске? Возможные проблемы — многие студенты боятся выходить к доске, у них есть страх, что они сделают что-то неправильно, низкий уровень знаний по школьной программе. У некоторых может быть занижена самооценка или проявляется стеснительность. Решить эту проблему нам поможет онлайн-инструмент для случайного выбора названия или предмета. На любом этапе урока данный инструмент поможет случайным образом выбрать обучаемого из общего списка.

Алгоритм работы: 1) в строке браузера ввести «Колесо фортуны»; 2) в открывшемся окне записываем фамилии (имена) студентов (они будут нарисованы по кругу); 3) щелкните круговое колесо (оно начнет вращаться в течение нескольких секунд); 4) результат — случайным образом выбирается студент из списка. Таким образом — просто и весело выбираем кандидатов.

Цифровой ресурс — «Бросить кубик-онлайн».

«Термин «игрофикация» (обучение через игру) уже стал привычным для современной образовательной сферы. Для продуктивности своих занятий, повышения вовлеченности и мотивации студентов, смены видов деятельности, поддержание интереса к дисциплине, на своих занятиях применяют игровые технологии. Например, игра «Логарифмы» позволяет в игровой форме проверить качество усвоения знаний обучающимися по теме «Логарифма. Основные свойства логарифма». Как определить, какая команда будет играть первой? В этом поможет онлайн инструмент, который предоставляет изящную 3D анимацию. Можно установить количество кубиков, по умолчанию от 1 до 6.

Алгоритм работы: 1) в строке браузера ввести «Бросить кубик- онлайн»; 2) ввести число кубиков; 3) нажмите кнопку «Бросить», генератор случайных чисел выдаст результат.

Инструмент — «Бросить кубик-онлайн» можно использовать на этапе актуализации знаний. Например, если подбросить два-три кубика, определить номера заданий для проведения устного счёта или тренажера по теме прошлого занятия. На этапе первичной проверки знаний, можно определить номера заданий, которые будут группа студентов. Данный инструмент удачно использовать и при проведении рефлексии (подведение итогов занятия).

Цифровой ресурс — «QR-код».

QR-код — помощник преподавателя на уроке. Преподаватель заранее готовит задания или информацию, которую с помощью онлайн-генератора «превращает» в QR-код. Закодировать можно любую информацию, представленную в различных форматах.

Алгоритм работы: 1) вводим в строку браузера QR — код; 2) вставляем ссылку; 3) далее будет доступен QR-код заданной страницы.

Можно в строке браузера ввести «Перевести ссылку в QR-код».

Преимущества цифрового ресурса «QR-код» и возможности его использования:

— для обучающих, использование QR-кода очень удобно и комфортно, так как QR-код переводит студентов на нужную страницу, на которой можно полностью изучить весь теоретический материал, рассмотреть все прилагаемые образцы решений практических задач, а затем приступить к выполнению практической работы;

— каждая практическая работа имеет QR-код созданной страницы, а во время учебного занятия данный QR-код выводится на экран или электронную доску и все обучающиеся имеют доступ к созданной работе;

— такой вариант удобен и для тех студентов, кто не смог быть на занятии, так как по созданному QR-коду — они смогут в удобное для себя время приступить к созданной работе и выполнить ее, затем сдать преподавателю отчет по выполнению практической работы.

Цифровой ресурс «Интерактивный рабочий лист».

Интерактивный рабочий лист — электронный рабочий лист, созданный преподавателем для самостоятельной работы обучаемого. Целью работы с листом является не запоминание или повторение конкретного учебного материала, а овладение новым способом действия. Предназначен для самостоятельной работы студентов на занятии или дома. Интерактивный рабочий лист представляет собой веб-страницу, на которой можно разместить учебный материал и различного типа задания для обучающихся. Например, это может быть видео, картинка, текст на основе которых обучающие отвечают на вопросы и выполняют задания. Само качество рабочего листа зависит не от программы (например, его можно создать, используя Microsoft Word), а от грамотно составленного и разработанного плана учебного занятия преподавателем

Преимущества: 1) готовый шаблон занятия, который можно использовать в своей работе; 2) студенты работают в своем темпе, никто никому не мешает; 3) самостоятельное изучение темы, если возникли сложности, преподаватель выступает в роли куратора, наставника — объясняет, что не понятно, организует работу студентов, а кто разобрался — может объяснить другим — тем самым, закрепив предложенный материал; 4) нет проблем со списыванием; 5) никто не нарушает дисциплину, все заинтересованы в личностном результате; 6) студенты дают только положительные отзывы о работе с данным цифровым ресурсом.

Цифровой ресурс «Сервис LearningApps».

LearningApps — сервис интерактивных заданий предназначен для организации процесса обучения с помощью интерактивных упражнений. Данный сервис позволяет создавать интерактивные упражнения для проверки и контроля знаний обучающихся. Создавать интерактивные упражнения можно и по готовым шаблонам. Их могут создавать не только преподаватели, но и обучающиеся. Преимущество данного ресурса — контроль знаний обучающихся в игровой форме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету. Сервис предлагает регистрацию («Вход» — «Создать новый аккаунт»). Для выбора русского языка нужно в правом верхнем углу страницы сайта выбрать пиктограмму с соответствующим флажком. Сайт содержит галерею общедоступных интерактивных заданий, созданных пользователями ресурса.

Алгоритм работы с ресурсом LearningApps

  1. Необходимо выбрать тип создаваемого задания. Например, «Викторине с выбором ответа».
  2. Необходимо ввести название задания. Например, «Корни и степени».
  3. Дать описание работы. Например: вычислить.
  4. Далее в содержании прикрепляем файл с заданием. Для удобства (быстроты работы) все файлы, используемые в данной викторине, необходимо сохранить в одной папке на рабочем столе. Можно внести подсказку-комментарий на применение определенного свойства по теме «Корни и степени».
  5. Далее вводится ответ к заданию. Затем осуществляется переход к следующему содержанию и повторяются все проделанные действия еще раз, выбрав новое задание. Таким образом, создается само интерактивное задание
  6. В настройках можно включить определенные режимы. Например, случайный порядок карточек.
  7. Создается комментарий для обратной связи. Например, если все ответы правильные — «Отлично! Задание выполнено верно!».
  8. Сохраняется приложение.
  9. После сохранения приложения доступен просмотр созданного интерактивного упражнения. Также в режиме редактирования можно внести корректировки или доработки задания. В конце обязательно сохранить изменения.
  10. После проделанной работы созданное упражнение можно опубликовать — сделать общедоступным. После опубликования появятся данные об этом упражнении: имя, кто создал, чья идея.
  11. На последнем шаге — определяется категория и формируется ссылка и QR-код данной страницы

Достоинства LearningApps: 1) бесплатное использование; 2) большой выбор заданий (готовые шаблоны); 3) в качестве своего упражнения — можно выбрать любое упражнение из общей галереи; 4) простой процесс создания упражнений: определяемся с темой, готовим содержание проверяемых компонентов темы, формируем папку на рабочем столе, создаем интерактивное приложение.

Образовательный ресурс «ЯКласс»

Система ЯКласс помогает педагогу, реализующему ФГОС, сформировать и усилить учебную мотивацию у обучающихся. ЯКласс — это образовательный ресурс, разработанный на базе платформы GenExis, полнофункциональной системы обучения и проверки знаний учащихся, совмещённой с электронным журналом. Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме, то есть представляет собой тренажёр с бесконечным числом вариантов.

Алгоритм работы с ресурсом ЯКласс: 1) пройти регистрацию преподавателю на сайте «ЯКласс».; 2) преподавателю создать собственные классы (группы) обучающих студентов; 3) нужно выбрать мои классы; 4) если класса нет в списке, необходимо нажать на «Добавить класс» внизу списка для регистрации нового класса; 5) создается новый класс; 6) добавляются обучающиеся, можно создать ссылку для подключения студентов или добавить в ручную; 7) студенты должны быть зарегистрированы на платформе ЯКласс, либо самостоятельно, либо по запросу педагога.

В 2022–2023 учебном году студенты пользуются полным функционалом ресурса ЯКласс на равных возможностях, бесплатно (при регистрации через ЦОК). В настройках профиля обучаемого есть функция- связать профили — выбираем ЦОК. Далее, после подтверждения регистрации на ЦОК обучающий активирует кнопку образовательного ресурса ЯКласс, получает бесплатный доступ. Полный функционал ресурса гарантирует наилучший результат от занятий в системе. Расширенный доступ, или «Подписка Я+», открывает обучающим шаги решения задач: задания из электронных учебников; обучающие программы преподавателя, созданные в «Редакторе предметов».

Возможности и пути использования платформы ЯКласс: организация текущего контроля; организация промежуточного контроля; в подготовке к написанию ВПР.

Преимущества ЯКласс: улучшает качество обучения; делает его интересным для обучающих; все обучающиеся справляются с заданиями репродуктивного уровня, что исключает проблему неуспеваемости; система тренировки заданий исключает списывание работ; у студентов повышается мотивация, уверенность в собственные возможности; рейтинговая система позволяет студентам улучшать свои индивидуальные результаты.

Литература:

  1. Шапиев, Д.С Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя/Д. С. Шапиев //Молодой учёный. — 2019. — № 16(254). — с.296–298.
  2. Жук, А. И. Направления цифровизации педагогического образования /А. И. Жук // Педагогика. — 2020. — No 4. — С. 27–36.

Ключевые слова

образовательные ресурсы, цифровые ресурсы, ЯКласс, колесо фортуны

Похожие статьи

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

В современной педагогике никак не обойтись без цифровых образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрены их задачи, виды, различные формы использования и примерный функционал.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Похожие статьи

О применении конкретной информационной технологии в обучении студентов математическому анализу

В статье рассказывается о применении информационных технологий, в частности QR-кодов, в высшем образовании, на примере дисциплины — математический анализ. Излагаются проблемы, которые встают перед преподавателем и студентом в настоящее время. Даётся ...

Использование цифровой лаборатории при решении экспериментальных контекстных задач по физике

В статье представлена информация о возможностях технологии контекстного обучения в школьном курсе физики. Рассмотрен специфический вид физических задач — контекстные экспериментальные задачи с использованием цифровой лаборатории. Широкий выбор мульти...

Формирование цифровых компетенций в обучении школьников информатике

В статье автор, проанализировав исследовательские работы, выделяет основные подходы к формированию компетенций цифровой экономики у школьников по предмету «Информатика». В рамках выделенных подходов описывает задания, способствующие развитию ключевых...

Алгоритм работы с QR-кодами на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена изучению особенностей построения образовательных занятий на основе технологии QR-код. В статье рассматривается основные алгоритмы работы и особенности построения занятий при помощи технологии QR-код для в современной теоретико-методи...

Цифровые образовательные ресурсы и их виды по представлению и содержанию

В современной педагогике никак не обойтись без цифровых образовательных ресурсов. В данной статье рассмотрены их задачи, виды, различные формы использования и примерный функционал.

Современные цифровые образовательные технологии на уроках информатики

В статье авторы рассматривают типы и особенности применения современных образовательных технологий на уроках информатики в школе. Особое внимание уделено использованию цифровых инструментов в процессе обучения.

Использование интерактивных карт на уроках истории как фактор повышения качества обученности

В статье говорится о применении интерактивных технологий в системе изучения истории. Показано, что система применения интерактивных технологий построена на принципе — от простого к сложному, что позволяет поэтапного введения определенных форм интерак...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В статье дано описание задач математического образования в начальной школе, рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках математики в начальной школе, даны рекомендации учителям по использованию ИКТ технологии с целью повышения качества знаний...

Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе

В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Задать вопрос